Народные средства повышающие иммунитет. Борьба организма с инфекцией

Цели урока:

  • Рассмотреть сущность иммунитета
  • Познакомиться с типами иммунитета
  • Выявить способы защиты человека от инфекционных заболеваний
  • Изучить факторы, способствующие сохранению и укреплению иммунитета

Задачи урока:

  • Раскрыть материал о защитных свойствах организма.
  • Развить понятие иммунитет.
  • Познакомить и объяснить сущность СПИДа, его профилактику.

Основные термины:

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

    ХОД УРОКА

Проверка знаний учеников

I. Тестовый контроль (проверка с использованием компьютера)
1. Кровь – это:
а) эпителиальная ткань;
б) соединительная ткань;
в) нервная ткань;
г) мышечная ткань;
2. Функция кровеносной системы:
а) регуляция процессов жизнедеятельности;
б) накопление питательных веществ;
в) газообмен;
г) перенос веществ;
3. К элементам крови не относятся:
а) лейкоциты;
б) кровяные пластинки;
в) эритроциты;
г) нейтроны;
4. Эритроциты – это:
а) бесцветные клетки, имеют ядро;
б) безъядерные окрашенные клетки;
5. Внутренней средой организма является:
а) кровь и лимфа;
б) лимфа и тканевая жидкость;
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь;
6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:
а) лейкоциты;
б) плазма крови;
в) эритроциты;
г) тромбоциты;
7. Эритроциты:
а) участвуют в свёртывании крови;
б) переносят кислород;

г) переносят питательные вещества;
8. Лейкоциты:
а) переносят кислород;
б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят углекислый газ;
9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) имеют округлую форму;
б) не имеют ядра;
в) способны самостоятельно передвигаться;
г) очень мелкие;
Ключ к ответу: 1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 6-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в.

Иммунитет

Лейкоциты

Лейкоциты – основные защитники организма.
Предлагаю вашему вниманию видео о лейкоцитах

Вспомним характеристику лейкоцитов

Рис. 1. Характеристики лейкоцитов

Существует несколько разновидностей лейкоцитов


Рис. 2. Разновидности лейкоцитов

Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).
Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).
Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).
Антитела (вещества сыворотки крови) – от греч. «анти» - против антигена.
Роль антител установил Эрмих.
Долгое время учёные не могли определить функцию лейкоцитов.
Лишь в 1882 году Мечников на основе известного опыта с прозрачными личинками морской звезды. Идея у Мечникова родилась внезапно. Вечером он сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды.

Рис. 3. Мечников Илья Ильич

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.
К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус) и лимфатические узлы

Рис. 4. Иммунная система


Рис. 5. Виды иммунитета

Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».
Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.

Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.
Частые инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, свинка (подчёркнуты «детские болезни» - против них вырабатывается стойкий иммунитет), стобняк, СПИД, сифилис.


Рис. 6. Инфекционные заболевания

Выводы урока

Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

Контролирующий блок

Вопросы:
1. Что такое иммунитет?
2. Что такое антитело?
3. Какой иммунитет называют неспецифическим?
4. Какой иммунитет называют специфическим?
5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?
8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Домашнее задание

Решите задачу.
1 вариант
Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться следующими лекарственными средствами:
Анаферон - 115 грн
Биопарокс - 225 грн
Себидин - 48 грн
Нурофен - 190 грн
Називин - 56 грн
АЦЦ - 150 грн
Поливитамины - 220 грн
Рассчитайте, на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет.
2 вариант
Ухаживая за Игорем, мама заразилась от сына ОРВИ и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря, если в день она производила продукции на 800 гривен?

Предмети > Биология > Биология 8 класс

В ходе этого урока мы узнаем, что позволяет нашему организму справляться с болезнями. А именно, познакомимся с иммунитетом.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Иммунитет

Он дал им название «анималькулинз», от латинского слова «зверьки». Мы же их называем микроорганизмами.

Рис. 1.

Первыми бактерии встречают кожа и слизистые (см. Рис. 2). Полезные бактерии симбионты живут на их поверхности и губительно действуют на болезнетворные организмы. Однако из-за ослабления организма, из-за переохлаждения, активность полезных бактерий резко падает. Слизистые выделения удаляют пыль и микробы, а также вырабатывают губительные для бактерий вещества. Их называют антибактериальными.

Рис. 2.

Вторым барьером являются стенки капилляров и лимфатических сосудов, через которые удается проникнуть далеко не всем микробам.

Рис. 3. Попытка бактерий проникнуть через стенку капилляра

Третьим барьером являются клетки крови. Попадание болезнетворных бактерий в организм вызывает заболевание. Такое заражение называют инфекцией, а заболевание - инфекционным. То, что инфекционное заболевание вызывается бактериями, впервые доказал основоположник микробиологии Луи Пастер (см. Рис. 4). Помимо этого, Луи Пастер изобрел способ защиты продуктов питания от порчи путем их быстрого нагревания до 80 градусов с последующим быстрым охлаждением.

Рис. 4.

Заболевания принято делить на две группы: общее заболевание , в результате которого страдает весь организм, например, такие как грипп или ангина, и местные заболевания , в результате которых поражен только один орган, например, к таким можно отнести больной зуб или вскочивший прыщ. Особенность местных заболеваний в том, что они могут переходить в общие. Но существует разница между заражением и заболеванием. В организм человека могут попасть болезнетворные бактерии, но он при этом не заболевает. Это обусловлено защитными силами организма, т.е. явлением иммунитета.

Иммунитет - это способность организма человека распознавать чужеродные соединения и тела и уничтожать их. Название «иммунитет» происходит от латинского слова immunitus - освобождение. Иммунитет - это защитная реакция организма. И является функциями лейкоцитов и лимфоцитов.

В организме человека иммунитет может осуществляться несколькими путями (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Иммунитет бывает неспецифический и специфический. Неспецифический иммунитет был открыт в 1883 г. нашим ученым Ильей Мечниковым. Часть лейкоцитов попадает в вилочковую железу и лимфатические узлы, где они преобразуются в клетки лимфы, так называемые лимфоциты (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Лимфоциты обладают удивительной способностью. Они могут распознавать и убивать чужеродные организмы. Одна группа лимфоцитов распознает чужеродные организмы и дает сигнал другой группе лимфоцитов, которые начинают активно размножаться, окружают болезнетворный организм или инородное тело и уничтожают его. На этом основано явление клеточного иммунитета. Если чужеродное тело, которое еще физиологи называют антигеном, не может быть сразу уничтожено лимфоцитами, то тогда в дело вступают лимфоциты третьей группы. Они начинают вырабатывать специальные химические вещества, которые называются антителами. При контакте с антигеном антитела убивают их. Таким образом, антитела - это химические соединения, находящиеся в плазме крови, имеющие сродство к антигену и способные убивать его. Антитела разносятся током крови по всему организму. Встречаясь с антигеном, они его уничтожают. Хочется отметить, что антитела обладают специфичностью, т.е. сродством с антигеном. Антитела действуют на определенный антиген и не убивают другие. Вот почему антитела, которые у нас вырабатываются, допустим, при заболеваниях ветряной оспой, не могут защитить нас от кори или краснухи. Иммунитет, обусловленный в организме антителами, носит название гуморального иммунитета . Явление гуморального иммунитета было открыто в 1897 году немецким ученым Эрлихом. А в 1908 году два ученых - Мечников и Эрлих - были удостоены Нобелевской премии за открытие механизмов иммунитета.

В организме человека имеются специальные защитные механизмы, и поэтому восприимчивость к заболеваниям зависит от состояния организма человека. В процессе эволюции в организме человека сложилась целая система, которая участвует в образовании иммунитета. К иммунной системе относятся красный костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы и селезенка (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Как правило, человек, перенесший инфекционное заболевание, повторно этим заболеванием уже не болеет, или протекает оно у него в более мягкой форме. Связано это с тем, что клетки лимфы - лимфоциты, способные к образованию антител, - обладают так называемой иммунной памятью.

Открытие иммунной памяти позволило ученым разработать ряд профилактических мер против различных заболеваний. К таким профилактическим мерам относятся прививки, вакцины, сыворотки.

Около 200 лет назад английский врач Джейнер заметил, что доярки, которые работали с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали потом человеческой оспой. Он решил провести определенный эксперимент, в ходе которого он доказал, что если в организм человеку внести жидкость из оспинок коровы, он потом не будет заболевать человеческой оспой. Так была сделана первая профилактическая прививка.

А 80 лет спустя Луи Пастер разработал теорию вакцинации, т.е. предупреждения заболеваний в ходе прививок. Слово «вакцинация» происходит от латинского названия «вакцио» - корова. Луи Пастер предложил вводить человеку убитые или ослабленные микробы, которые уже не могут вызвать у него заболевания, но зато делают его невосприимчивым к данной инфекции. После этих открытий представления об иммунитете достаточно сильно изменились.

Специфический гуморальный иммунитет , открытый Эрлихом, можно разделить на две большие группы (см. Рис. 8). Это врожденный иммунитет и приобретенный иммунитет . Врожденный иммунитет человек приобретает сразу после рождения вместе с молоком матери. А вот приобретенный иммунитет возникает у человека двумя путями. Он может быть естественным после перенесения какого-либо заболевания, или искусственным после применения профилактической прививки. Если человеку в организм вводят сыворотку, т.е. жидкость, которая содержит готовые антитела против микробов, вызывающих данную болезнь, такой иммунитет называют пассивным. Сыворотку вводят, например, для того, чтобы защитить организм от бешенства. Если же в организм вводят вакцину, которая содержит в себе ослабленные микробы, то иммунитет, который возникает у человека, носит название активный. Профилактические прививки необходимы для предотвращения различных заболеваний. Благодаря им человечество уже смогло справиться с такими серьезнейшими заболеваниями, как чума, оспа. Для того чтобы эти болезни вновь не вернулись к нам, необходимо делать профилактические прививки и следовать указаниям врача.

Рис. 8.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 93, задания и вопрос 1, 2, 3, 4, 6.

2. Перечислите органы иммунной системы.

3. Какие выделяют виды иммунитета?

4. Подготовьте небольшое сообщение о том, как развивалось учение об иммунитете.

Тема:
«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Ход работы:

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Мы продолжаем изучение главы «Внутренняя среда организма». Основная задача сегодняшнего урока – охарактеризовать защитные свойства организма. Но без знаний о составе внутренней среды и крови, реализация данной задачи будет крайне затруднительным. И с этой целью предлагаю вам выполнить работу с текстом в группах. Ваша задача – составить текст, используя термины и понятия. Определитесь с выступающим от каждой группы и приступайте к работе.

I. Повторение домашнего задания и контроль знаний.

Творческая работа (работа в группах).

Задание: составить рассказ, используя понятия и термины.

I группа: кровь, тканевая жидкость, постоянство, лимфа, лимфатические узлы.

II группа: плазма, фибриноген, питательные вещества, форменные элементы.

III группа: эритроциты, транспорт, гемоглобин, оксигемоглобин.

IV группа: лейкоциты, фагоцитоз, И.И.Мечников, лимфоциты, антитела, макрофаги.

V группа: тромбоциты, фибриноген, фибрин, витамин К и соли кальция, гемофилия, кроветворение.

Задачу усложняю: текст должен быть полностью связным и отражать целостную картину внутренней среды организма.
Таким образом: что входит во внутреннюю среду организма? Из чего состоит наша кровь?
(Ответы детей). С целью контроля знаний домашнего задания предлагаю выполнить тест.

2. Контроль знаний. Тест.

Вариант I.

Красные кровяные клетки называются:
а) тромбоциты; б) лейкоциты; в) эритроциты.
2. У мужчин в 1 мм крови содержится эритроцитов в среднем:
а) 4.5 – 5 млн.; б) 6 – 7 млн.; в) 9 – 10 млн.
3. «Клетки – пожиратели» - это:
а) лимфоциты; б) фагоциты; в) антитела.
4. Продолжительность жизни лейкоцитов составляет:
а) около 4 суток; б) около 120 дней; в) несколько лет.
5. Верхний слой отстоявшейся крови состоит из:
а) тканевой жидкости; б) плазмы; в) форменных элементов.
6. Функция тромбоцитов крови:
а) транспорт газов; б) выработка иммунитета; в) свёртывание крови.
7. По внешнему виду эритроциты человека похожи на:
а) удлинённо-овальные клетки; б) разнообразные по форме; в) двояковогнутые диски.
8. Наиболее прочным соединением гемоглобина является его соединение с:
а) кислородом; б) угарным газом; в) углекислым газом.
9. Нерастворимый белок плазмы крови – это:
а) фибриноген; б) протромбин; в) фибрин.
10. Соединение гемоглобина с кислородом является химической реакцией, потому что:
а) изменяется цвет; б) выпадает осадок; в) выделяется газ.

Вариант II.

Задание: из предложенных вариантов ответа выпишите номер правильного.

Бесцветные кровяные клетки называются:
а) эритроциты; б) лейкоциты; в) тромбоциты.
2. Тромбоцитов в 1 мм крови содержится около:
а) 5 млн.; б) 200 – 300 тыс.; в) 5 – 10 тыс.
3. Продолжительность жизни эритроцитов составляет:
а) около 120 дней; б) около 4 суток; в0 несколько лет.
4. Функция эритроцитов крови – это:
а) выработка иммунитета; б) свёртывание крови; в) транспорт газов.
5. Явление фагоцитоза было открыто:
а) Мечниковым; б) Павловым; в) Анохиным.
6. К форменным элементам крови относится:
а) плазма; б) лейкоциты; в) сыворотка.
7. Фибриноген – это:
а) белок плазмы крови; б) фермент слюны; в) гормон надпочечников.
8. Неклеточный форменный элемент крови – это:
а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.
9. Для образования тромбового сгустка необходимо, чтобы в крови был витамин:
а) В; б) К; в)С.
10. Гемоглобин превращается в оксигемоглобин в:
а) лёгких; б) тканях; в) сердце.

Вариант I.

1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – в; 10 – а.

Вариант II.

1 – б; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а.

Взаимопроверка по «ключу» (на доске).

Критерии оценок:

«5» - 9, 10 правильных ответов; «4» - 8; «3» - 6, 7.

Работа над ошибками.

II. Изучение нового материала.

1. И.П.Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого». Про что это сказано? (Про лейкоциты). Какова их функция? (Защитная). Сегодня мы посвящаем наш урок защитным свойствам организма. Тема урока – «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» (записывается на доске).

Знать: особенности иммунной системы, причины возникновения и способы профилактики инфекционных заболеваний.
Уметь: распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения.

Иммунитет

неспецифический специфический

Осуществляется путём способность организма распознавать
фагоцитоза, действует чужеродные вещества (вызваны
на все микроорганизмы антигенами)

Схема записывается в тетрадь.

Следует также различать клеточный и гуморальный механизмы иммунитета:
а) уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами.
б) уничтожение вредного фактора особыми веществами – антителами, специфическими к определённому антигену.

Иммунная система. Что входит в иммунную систему организма? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните самостоятельную работу: прочитайте два первых абзаца текста
«Иммунная система» на стр 90 и ответьте на вопрос: какие органы и что формируют для участия в иммунной реакции?).

Органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции:
а) костный мозг (лейкоциты);
б) вилочковая железа (Т – лимфоциты, способные распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру);
в) лимфатические узлы (В – лимфоциты, способные размножаться и выделять в кровь антитела. Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клетки).
Если вирусу удалось проникнуть в клетку, против него внутри себя борется сама клетка, выделяя особые вещества (интерферон).

4. НРК. Влияют ли условия Крайнего Севера на состояние иммунной системы?

Над Вынгапуром кружится осенний листок,
Незаметно промчалось короткое лето,
Скоро снова зима: ветер стучит висок. –
И ленивое солнце с холодным рассветом

Уж дозрели черника, морошка,
И кострами отцвёл иван-чай
Щедро делится с нами богатством
Удивительный северный край.

А заботливый Хант не скучает:
Всё готовится к длинной зиме,
Он свои закрома заполняет –
Благодарен родимой земле.

Несмотря на щедрость и суровую красоту, Крайний Север относится к регионам, которые характеризуются природной экстримальностью среды: низкие температуры, сильные ветра. Кроме того, полярные ночи, короткое лето, ранняя зима создают очень суровую обстановку. В регионе отмечается повышенная активность космических излучений и высокое напряжение геомагнитного поля земли, эффекты северного сияния, недостаток биологически активных ультрафиолетовых лучей, перераспределение кислорода в составе атмосферного воздуха Всё это в целом определяет большие нагрузки на организм человека.
Успешная адаптация пришлого населения Крайнего Севера является непременным условием его хорошего здоровья. Адаптации подвергаются все системы организма. Изучение структуры здоровья пришлой части населения Ямала, которое проводилось научно-исследовательским институтом медицинских проблем Крайнего Севера города Надыма под руководством заслуженного врача России Анатолия Алексеевича Буганова показало, что только 11,5 % лиц находятся в состоянии удовлетворительной адаптации, то есть физиологической нормы. 23,3 % - в состоянии перенапряжения адаптации и 2,7% - со срывом механизмов. Многие заболевания в условиях Крайнего Севера возникают в более раннем возрасте и протекают более тяжело, чем в средней полосе. Причина заключается в том, что организм не может настроить свою работу на оптимальный режим, поэтому его органы и системы работают с напряжением, в режиме перегрузок, что приводит к возникновению и развитию функциональных расстройств со стороны нервной и гуморальной систем, а также. иммунной системы. Поэтому люди, проживающих в условиях Крайнего севера, часто болеют различными инфекционными заболеваниями, что свидетельствует об ослаблении иммунной системы.
Получены данные о значительной распространённости среди коренных и приезжих северян таких факторов риска, как низкая физическая активность, нарушение липидного баланса и солевой чувствительности, избыточная масса тела, повышенное артериальное давление, курение как в детском и подростковом, так и в трудоспособном возрасте. С годами появляется неминуемая тенденция к росту, что влечёт за собой высокий уровень заболеваемости, ранней инвалидизации и смертности у северян. Преимущественно от сердечно-сосудистых недугов.
Естественно, возникает проблема укрепления здоровья человека вообще и иммунной системы человека в частности в условиях Крайнего Севера. Как вы думаете, что поможет в решении данной проблемы? Решить данную проблему помогут следующие меры:
- полноценное и разнообразное питание, уменьшение потребления поваренной соли;
- отказ от курения;
- приём витаминов по назначению врача;
- увеличение физической нагрузки.

ФИЗМИНУТКА (нейробика)

Продолжаем работу. Каким образом можно узнать о состоянии здоровья человека? (По анализам). Попробуйте прочитать данный анализ. О чём он может сказать врачу? (Воспалительный процесс).

Нb – 151;
L - 12;
СОЭ – 24;
Т – 280.

5. Воспаление вызывается проникшими в организм микробами. Его приспособительное значение в том, чтобы не допустить распространения микробов на весь организм, а затем и полностью их уничтожить. При воспалении происходит покраснение поражённого участка, повышение температуры, раздражение рецепторов, вызывающих ощущение боли). К воспалённому участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей – начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит уничтожение возбудителей. При этом гибнет и часть клеток крови. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и представляет собой всем известный гной.

Отличительные особенности инфекционных заболеваний:
- они заразны (ворота инфекции – путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм);
- им свойственны циклическое течение (закономерная смена симптомов болезни – скрытый период болезни, острый период, выздоровление) и формирование постинфекционного иммунитета.

Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания, в том числе грипп. Передаётся воздушно-капельным путём – надо тщательно следить за чистотой воздуха, удалять пыль, изолировать больного. В нашей школе с 1999 года делают профилактические прививки от гриппа. (Демонстрация таблиц сравнительного анализа заболеваемости ОРЗ и гриппом).
Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветряная оспа, коклюш, свинка. Эти заболевания обычно оставляют стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны. Большинство людей болеют ими в детстве.
Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не надо уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.
Одно из самых страшных инфекционных заболеваний является СПИД, который называют чумой XX века (дополнительная информация учащегося).
Вопросы к тексту:
а) каковы меры профилактики СПИДа?
б) почему говорят, что ещё ни один человек не умер от самого СПИДа?

III. Закрепление нового материала.

Итак, мы сегодня познакомились с новыми понятиями. Давайте вместе дадим определения им.

а) работа с основными понятиями и их определениями (работа в парах);
б) с целью первичного контроля из перечня (1 – 12) выберите и зашифруйте ответы на вопросы (А – Ж).

А. Реакция, вызванная проникновением в организм микробов.
Б. Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм.
В. Формы иммунитета, действующие на все микроорганизмы, независимо от их химической природы.
Г. Особое вещество клетки для борьбы с вирусом.
Д. Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений, сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды.
Е. Болезни, вызванные вирусами и микробами.
Ж. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию.

Самопроверка по «ключу».

А – 6. Б – 9. В – 2. Г – 10. Д – 1. Е – 7. Ж – 4.

Критерии оценок:

«5» - 7 правильных ответов; «4» - 5, 6; «3» - 4.

IV. Домашнее задание: параграф 18.

V. Итог урока:
1. Оценочный (результаты теста).
2. Словесный.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос: двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам, третий учащийся выполняет задание на листочке.

Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

  • Внутренняя среда организма – это ….
  • Заполните схему:

Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  • Чем опасен для организма угарный газ?
  • Какую функцию выполняют лейкоциты?
  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  • Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  • Назовите имя учёного открывшего это явление?
  • Какие клетки способны к фагоцитозу?
  • Каков механизм образования тромба?
  • Каково значение свёртываемости крови для организма?
  • Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  • Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  • Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

2. Защитные барьеры организма

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.
* микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета

Слайд 4: Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Селезёнка
Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.
Лимфатические узлы
Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление (Рис. 47 стр. 92)

Признаки:

1) покраснение поражённого участка
2) повышение температуры
3) боли
4) нагноение

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

Значение:

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

Гной ––>погибшие м\о и фагоциты

Слайд 8: Илья Ильич Мечников

Сообщение учащегося:

Российский ифранцузский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи .
Один из основоположников эволюционнойэмбриологии , первооткрывательфагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления,фагоцитарной теориииммунитета , основатель научнойгеронтологии .
ЛауреатНобелевской премии в области физиологии и медицины ().
Обнаружив в явленияфагоцитоза (о чём доложил в на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (), а в дальнейшем– фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях»–).
Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

IV. Работа с учебником

Слайды 9-11: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?
  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень:

  1. Что такое «ворота инфекции»?
  2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
  3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Высокий уровень:

  1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
  2. Каков механизм формирования подобного носительства?
  3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

V. Закрепление

1. Установите соответствие

1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами
2. Антитела Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма
3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов
4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ
5. Вакцина Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм
6. Лечебная сыворотка Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от … тел и соединений, сохранять химическое … внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются … и … оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является … среда организма (… и лимфа). В состав иммунной системы входят … мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, … .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно … систему человека. Возбудитель заболевания – … (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – … . Мерами профилактики СПИДа являются: … .

VI. Итоги урока

Выводы:

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII. Домашнее задание

Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.
Подготовить сообщения:

  • «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»
  • «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

Учебная, методическая литература:

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г
  2. Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.
  3. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

Просмотров