Налоговый аудит: зачем нужен, виды, этапы. Особенности проведения налогового аудита Налоговый аудит для организации является

Налоговый аудит , который мы предлагаем, представляет собой документальную аналитическую проверку хозяйственной деятельности предприятия «глазами налогового инспектора». По своей сути, такой налоговый аудит, схож с аудиторской деятельностью и налоговой проверкой.

Целью данной проверки является:

  • Выявление потенциальных налоговых рисков
  • Определение их размеров
  • Выработка решения по устранению (минимизации налоговых рисков).

Когда необходим налоговый аудит

  • Перед налоговой проверкой
  • Перед подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности
  • При необходимости проверки квалификации главного бухгалтера

Задачи налогового аудита

  • Проверка соблюдения налогоплательщиком требований законодательных иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также актов ФНС России;
  • Комплексная оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля;
  • Сбор и анализ информации с последующим формированием предложений и рекомендаций для устранения нарушений, недостатков и снижению налоговых рисков, а также повышению надежности системы внутреннего контроля;
  • Обеспечение руководства организации независимой, своевременной и объективной информацией о налоговом учете и отчетности компании

Зачем необходим налоговый аудит?

  • Налоговый аудит помогает заблаговременно выявить налоговые риски и подготовиться к предстоящей камеральной или выездной проверке. Это позволяет снизить налоговые риски доначислений налогов, пеней и штрафов.
  • Налоговый аудит позволяет оценить систему внутреннего контроля, выявить ее недочеты, «провалы». Эффективная система внутреннего контроля в компании позволяет в дальнейшем снижать к минимуму все налоговые риски.

Ключевые налоговые риски

  • Операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
  • Операции, методы учета которых определяются по-разному бухгалтерским и налоговым законодательством;
  • Операции с существенными суммами;
  • Операции, ранее не встречаемые в хозяйственной практике аудируемого лица;
  • Операции, учет по которым ведется малоквалифицированным или малоопытным работником;
  • Операции, учитываемые с нарушением методики отражения на счетах учета.

Результат проведения налогового аудита

По результатам проведения налогового аудита Вам предоставляется отчет который содержит:

  • Подробный перечень выявленных рисков предъявления к вам налоговых претензий и их предполагаемого размера (с указанием наиболее уязвимых мест);
  • Практические рекомендации по устранению выявленных рисков.

Что вы сможете с этим сделать?

  • Комплексно обсудить результаты Налогового аудита и рекомендации по устранению налоговых рисков со специалистами нашей компании;
  • На основе «взгляда со стороны» Вы сможете определить для себя вероятность предъявления налоговых претензий и принять предложенные решения для самостоятельного устранения рисков;
  • Вы сможете воспользоваться нашим предложением по осуществлению налогового планирования и налоговой оптимизации бизнеса.

Наша компания оказывает следующие виды налогового аудита

По выбору Заказчика проверка исчисления всех налогов проводится за определенный период: год, полугодие, квартал.

Этапы проведения налогового аудита

1 этап Изучение эффективности и надежности системы внутреннего контроля. Исходя из данной оценки, определяется методика и глубина проверки.
2 этап Подготовка плана проверки.
3 этап Сбор информации: декларации, договора, первичные документы, электронная база учета и т.д.
4 этап Изучение налоговой базы по каждому из проверяемых видов налога, аудит налогового учета и налоговой отчетности, как комплексный, так и по отдельным налогам. Проводится анализ на предмет выявления возможных налоговых рисков.
5 этап Сбор и анализ информации о возможностях налогоплательщика по оптимизации налогообложения.
6 этап Составление отчета для клиента.

Для проведения налогового аудита нам необходимы:

  • Посещение Вашего офиса, с целью оценки системы внутреннего контроля, проведения беседы или анкетирования сотрудников, участвующих в ведении налогового учета, приеме учетных документов, создании и согласовании договоров и т.д.
  • Копия налоговой и бухгалтерской отчетности, которая была сдана в контролирующие органы (вся отчетность с начала анализируемого периода до его окончания) с отметками контролирующих органов.
  • Первичная документация, договоры по сделкам, проведенным в проверяемом периоде, согласно плану проверки.
  • Электронная база бухгалтерского и налогового учета, за проверяемый период (копия база, либо организуется удаленный доступ к базе/либо доступ к базе в офисе Заказчика);
  • Желательна доступность главного (или просто) бухгалтера для ответов на вопросы по телефону или электронной почте.

Стоимость услуги

Стоимость услуги налогового аудита зависит от:

  • размеров и сложности бизнеса;
  • количества операций в периоде;
  • количества проверяемых периодов.
Налоговый аудит Стоимость
1. Экспресс-аудит
От 15000р за 1 квартал
От 25000р за 1 квартал
стоимость договорная
2. Комплексный налоговый аудит
Для компаний с выручкой до 100 млн. руб. в год От 25000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой от 100 млн. руб. до 300млн. руб. в год От 35000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой свыше 300 млн. руб. год стоимость договорная
3. Тематический налоговый аудит
Для компаний с выручкой до 100 млн. руб. в год От 20000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой от 100 млн. руб. до 300млн. руб. в год От 30000р за 1 квартал
Для компаний с выручкой свыше 300 млн. руб. год стоимость договорная

С каждым годом ужесточается контроль исполнения налоговых обязательств со стороны государства. Помочь выявить и исправить все недочеты по расчетам с бюджетом, призван налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит – простым языком о сложных вещах

Налоговым называется услуга, оказываемая аудиторской организацией, в части проведения проверок начисления и уплаты всех видов налогов и сборов организации заказчика. В результате оказания данной услуги, аудитор выражает мнение о правильности и достоверности налогового учета и соответствии требованиям законодательных актов.

Аудит налогов может проводиться как по одному выбранному виду налога, так и по нескольким видам, включая налоги, установленные специальными режимами, например, единый сельскохозяйственный налог или налог, уплачиваемый при применении юридическим лицом упрощенной системы налогообложения.

Главные задачи проверок – почему они так важны?

В преддверии проведения налогового аудита и создания определенной методологической основы, необходимо составить список задач, определяющих основное направление деятельности проверяющего состава. Как правило, эти задачи имеют общие черты и характеристики у большинства аудиторов, проводящих проверку налогов:

Изучаем виды проверок и их характеристики

Различают два вида налогового аудита: комплексный и тематический. Комплексный аудит предполагает полную проверку всей отчетности предприятия по налогам и сборам за определенный период времени. Тематический аудит проводится по одному или нескольким выборочным видов налогов, согласованных при заключении договора с заказчиком.

Кроме вышеуказанных видов налогового аудита, специалисты выделяют еще один – структурный. Его особенностью является проверка расчетов налоговых выплат экономического субъекта относительно структурных подразделений.

Такой вид аудита особенно востребован в крупных компаниях, имеющих несколько филиалов, но не ведущих централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Что касается самого аудита налогов, то он может проводиться как отдельно взятое задание, так и в составе общей аудиторской проверки предприятия как сопутствующая услуга.

Как проходит проверки на предприятии?

Методология аудита налогов и сборов в разных случаях может отличаться в зависимости от того, на какой системе налогообложения находится предприятие, и какие виды налогов подлежат аудиторской проверке.

Сам процесс проведения аудита налогов можно распределить на несколько этапов:

Первоначальное ознакомление с системой налогообложения, действующей на предприятии заказчика

На этом этапе происходит исследование всех основных показателей, оказывающих непосредственное влияние на формирование базы для расчета налога, и дается общая оценка состояния налогового учета.

Обязательным условием является проверка методологии расчета налогов и соответствие показателей данным, указанным в налоговой декларации, а также уделяется пристальное внимание особенностям документооборота и хранения информации;

Проверка учетной политики

Анализ учетной политики предприятия в целях налогообложения позволяет аудитору наиболее эффективно осуществить план мероприятий по выявлению ошибок и несоответствий, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. На этапе изучения учетной политики также проверяются такие документы, как приказ о создании учетной политики, утвержденный план счетов, применяемый в бухгалтерском учете, перечень утвержденных форм первичной документации.

Проверка правильности начисления и сроков оплаты налоговых сумм

На третьем этапе проверки данные, содержащиеся в отчетных документах по налогам, соотносятся с данными в бухгалтерском учете. В отдельных случаях, проверке подвергаются первичные документы, например, счета-фактуры, при аудите налога на добавленную стоимость;

Правомерность применения налоговых вычетов

На данном этапе аудита налогов проводится оценка правовой деятельности юридического лица, оцениваются его договорные отношения с контрагентами, проверяется оформление всех документов, подтверждающих право на вычет. Особое внимание уделяется правильности заполнения строк налоговой декларации и соответствию требованиям нормативных документов.

Формирование мнения, подготовка и выдача аудиторского заключения

По окончании проведенной проверки налогового учета в лице руководителя, либо аудитора, ответственного за выдачу заключения, обязана выдать организации заказчика аудиторское заключение, содержащее мнение о полноте и достоверности налогового учета.

Каким организациям стоит воспользоваться проверкой?

Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Скорее его можно охарактеризовать как услугу, сопровождающую общий аудит хозяйственной деятельности предприятия.

Повышенный интерес к данному виду аудита объясняется тем, что аудит налогов, проходящий в составе общего аудита, не охватывает всей полноты процесса налогового учета и не всегда может достоверно отразить ситуацию по налогам, что может повлиять на возникновение налоговых рисков и привлечение руководства предприятия к налоговой ответственности.

Как правило, аудиторская проверка налогов проводится по инициативе руководителя в случае, когда на предприятии ожидается проверка налоговой инспекции. Чтобы избежать налоговых рисков и своевременно выявить и устранить все возможные ошибки в расчетах, начислении и уплате налогов, компании заключают договор с аудиторской организацией, имеющей в штате аудиторов, специализирующихся в области налогового учета.

Наиболее часто за оказанием услуг по аудиту всех видов налогов обращаются крупные торговые, производственные и промышленные предприятия, имеющие большую организационную структуру и крупные оборотные активы. Таким предприятиям зачастую становится более выгодно провести аудит налогообложения и минимизировать риск начисления штрафных обязательств, так как в случае проверки налоговыми органами и выявления ими ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджет, обязательства по выплате могут стать в разы больше, чем стоимость услуг аудитора.

Также услугами аудиторов в проведении проверки ведения учета налогов могут воспользоваться организации, в которых сменилось руководящее лицо. По понятным причинам, пришедший на новое место руководитель должен удостовериться в отсутствии негативных факторов в учете и отчетности, способных повлечь за собой привлечение к налоговой ответственности путем начисления пеней и штрафов, а также снизить вероятность возможности появления этих факторов в будущем.

поможет вам правильно провести все расчеты по налоговым вычетам.

Вы узнаете, как получить бесплатную выписку из ЕГРЮЛ совершенно бесплатно.

Нередко многие путают такие понятия, как прибыль и выручка. вы узнаете, что это такое и в чем особенности налоговых вычетов с выручки.

Несколько слов про отчетную документацию

По итогам проводимой аудиторской проверки налогов заказчику выдается заключение, которое хоть и является официальным документом, но, по сути, не содержит никакой полезной информации для пользователя.

По этому, к аудиторскому заключению обязательно должен прилагаться подробный отчет о результатах проведенного налогового аудита, в котором содержится информация обо всех выявленных ошибках и нарушениях в учете организации, а также замечания с рекомендациями по их устранению и оптимизации налогового учета.

В результате проведенного налогового аудита руководство компании заказчика вместе с официальным заключением получает уверенность в правомерности всех начислений и выплат за проверенный период, предложения и рекомендации по принятию мер в целях повышения качества расчетов по налогам и сборам, например, создание системы налогового планирования с учетом предстоящих изменений в налоговом законодательстве.

В конечном итоге, налоговый аудит – это отличный инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства.

Неверно рассчитанные или несвоевременно уплаченные суммы налогов и сборов могут обернуться для предприятия штрафами, блокировкой операций по счетам и даже арестом имущества. Снизить вероятность наступления таких событий поможет налоговый аудит. Что это такое, кто и как может его проводить – читайте в нашей статье.

Налоговый аудит: зачем он нужен

Говоря простыми словами, аудит – это проверка. Следовательно, налоговый аудит – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, ни Международные стандарты аудита (далее – МСА) не выделяют налоговый аудит как какой-то особый вид проверки. Дело в том, что с точки зрения наполнения строк финансовой отчетности, суммы кредиторской задолженности в части налогов и сборов в бухгалтерском балансе и текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах не имеют особого приоритета перед другими статьями.

Зачем тогда налоговый аудит выделяют как самостоятельное направление? Назовем, по крайней мере, два момента:

  1. Постоянные изменения налогового законодательства России. Вторая часть Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) с 2000-го года изменилась более сотни раз. Специалистам, занятым в сфере расчета налоговых платежей, приходится постоянно держать руку на пульсе таких перемен. Иначе велика вероятность допустить ошибки;
  2. Пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих налоги и сборы. Это приводит к тому, что мало знать статьи одного лишь НК РФ. Необходимо ориентироваться еще и на правоприменительную практику в виде множества разъясняющих писем Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также решений Арбитражных судов.

Повышенная сложность операций, связанных с расчетом налогов, ‒ основная причина, которая привела к выделению налогового аудита в самостоятельную область проверки. Его цель сводится к минимизации рисков неверного исчисления налоговых платежей и связанных с ними негативных последствий для предприятия.

Виды налогового аудита

Сразу несколько классификаций налогового аудита позволят лучше понять и его суть, и особенности проведения. Основания для классификации с входящими в них элементами приведены на рисунке 1, а также описаны ниже.

Виды налогового аудита

1. По субъекту: внутренний и внешний

Внутренний – реализуется силами сотрудников организации, например, специалистами отдела внутреннего контроля.

Преимущества: оперативность и непрерывность проверки. Нет необходимости тратить время на поиск подрядчика и согласование с ним условий договора. Кроме того, проверкой можно охватить налоговые расчеты и платежи прошедшего месяца или квартала, а не нескольких лет, как это часто бывает в случае с привлеченными исполнителями.

Недостатки: так называемый синдром «замыленного глаза». Если бухгалтеры при совершении каких-то нетипичных и сложных операций советовались по вопросам их налогообложения именно с сотрудниками отдела внутреннего контроля, то впоследствии тем предстоит, по сути, проверять собственную точку зрения. Очевидно, что обнаружить возможное несоответствие налоговому законодательству в таком случае будет затруднительно.

Внешний – проводят сторонние специалисты по договору возмездного оказания услуг.

Преимущества: в исполнители можно выбрать компанию, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке налоговых проверок и консалтинга. Это обеспечит высокую результативность, которой может не быть. при проведении налогового аудита собственными силами.

Недостатки:

  • значительная стоимость особенно для компаний с большими оборотами, разветвленной филиальной сетью и сложными операциями (экспорт, операции с ценными бумагами и т.д.);
  • проведение проверок не в постоянном режиме, а от периода к периоду. Выходит, что некоторые ошибки, которые уже были бы предотвращены и исправлены в ходе внутреннего аудита, при выборе внешних контролеров длительное время будут оставаться незамеченными.

2. По объему: комплексный, тематический и структурный

В ходе комплексного аудита контролируется исчисление и уплата всех налогов организации.

Преимущество: не остается областей, которые бы не подвергались проверке.

Недостаток: распыление внимания исполнителей вообще на всё может привести либо к неоправданному увеличению количества человеко-часов работы, либо к снижению глубины проверки по самым проблемным налогам (НДС и налог на прибыль).

На преодоление недостатков комплексной проверки направлен тематический подход, при котором контрольные процедуры коснутся только одного или нескольких налогов. Для организации или индивидуального предпринимателя-заказчика это позволяет порой существенно сэкономить на стоимости услуг аудиторов. Исполнители же получают возможность сосредоточиться на самом главном, не отвлекаясь на несущественное.

Структурный налоговый аудит – симбиоз комплексного и тематического направлений, так как проверке будут подвержены все виды налоговых отчислений, но только в разрезе структурных подразделений компании. А поскольку последние могут не являться плательщиками вообще всех налогов, которые перечисляет головная организация, то очевидно, что объем проверки ограничится лишь некоторыми их видами. Например, если на балансе представительства или филиала нет транспортных средств или недвижимых активов, то не будет транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

3. По отношению к требованиям законодательства: инициативный и обязательный

Инициативный . Он проводится по инициативе руководства организации, ведь, как мы упомянули выше, законодательной обязанности проводить подобный аудит нет.

В то же время в рамках обязательного общего аудита финансовой отчетности аудиторы в любом случае подтверждают достоверность оборотов и сальдо, в том числе по счетам бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Поэтому если экономический субъект попадает в число тех, кому надлежит ежегодно проходить обязательный аудит, то отчасти налоговая сторона его деятельности становится объектом контрольных процедур. Однако так как в ходе общего аудита применяется выборочный подход к проверке, некоторые важные стороны налогообложения организации могут не попасть в поле зрения аудитора. Значит, ошибки в расчетах налогов и сборов будут пропущены.

Примечание: обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

Этапы и методика проведения налогового аудита

Выделим три основных этапа налогового аудита:

  1. Ознакомительный предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  2. Основной – проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Заключительный – формированиезаключения и/или отчета по результатам проведения налогового аудита, а также рекомендаций по оптимизации системы налогообложения на предприятии.

Разберем подробнее каждый из этапов.

Этап 1 – ознакомительный

Для того чтобы познакомиться с налоговой системой аудируемого лица, необходимо собрать информацию о ней. Полученные документы позволят не только составить первое впечатление об объекте проверки, но в итоге станут ее основой. Перечень таких документов во многом определяется видом налога и в частности особенностями формирования налоговой базы по нему. В таблице 1 приведены главные информационные источники для налогового аудита.

Собранная информация позволит аудитору на ознакомительном этапе проверки получить ответы на такие вопросы:

1. Какие налоги и сборы платит предприятие и какова налоговая нагрузка на него?

2. Каков уровень организации налогового учета на предприятии с точки зрения:

  • детальной проработки учетной политики для целей налогообложения,
  • качественно организованной системы документооборота,
  • надлежащей автоматизации расчета налоговых платежей,
  • рационального распределения должностных обязанностей в сфере исчисления и уплаты налогов и страховых взносов между подразделениями и ответственными лицами?проводится ли налоговая экспертиза хозяйственных договоров?

3. Не противоречат ли используемые подходы к налоговой оптимизации требованиям законодательства?

4. Проводится ли повышение квалификации сотрудников, ответственных за расчет налогов, с целью минимизации рисков несоблюдения ими измененных нормативно-правовых актов?

5. Как в целом можно оценить систему внутреннего контроля (далее – СВК) организации в части исчисления и уплаты налогов?

Обратите внимание на последний вопрос. В соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 НК РФ экономические субъекты обязаны осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Его цель сводится, в том числе и к правильности исчисления (удержания), полноте и своевременности уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Чтобы понять, насколько эффективна СВК предприятия, можно провести тестирование. При формировании структуры теста ориентир стоит держать на Приказ ФНС России от 16.06.2017 г. № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Файл могут использовать не только внешние, но и внутренние аудиторы предприятия. Если таких нет, то подобную проверку могут провести главный бухгалтер, финансовый директор или иное лицо, ответственное за учетно-экономический блок предприятия. Результатом тестирования будет определение уровня организации СВК в градациях:

  1. начальный
  2. определенный
  3. контролируемый
  4. управляемый
  5. совершенствуемый.

Этап 2 – основной

Общие подходы к методике построения налогового аудита едины. Они определяются самой схемой расчета налога или страхового взноса. Аудитор же просто повторяет все эти этапы, чтобы убедиться в правильности реализации каждого из них.

Проводя налоговый аудит на втором этапе, нужно по каждому перечислению в бюджет и внебюджетные фонды получить ответы на вопросы:

  1. Правильно ли рассчитана налоговая база и имеется ли документальное подтверждение ее расчета?
  2. Верно ли выбрана налоговая ставка и учтены ли все условия для ее применения, указанные в НК РФ?
  3. Обоснованно ли применены налоговые льготы и вычеты? Есть ли документальное подтверждение по ним, если оно требуется в соответствии с законодательством?
  4. Правильно ли сформирована налоговая декларация и соблюдены ли сроки ее сдачи?
  5. Выполнены ли правила для представления уточненных налоговых деклараций, если таковые составлялись?
  6. Своевременно ли произведено перечисление сумм налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды?
  7. Если организация применяет специальный режим налогообложения, то продолжают ли выполняться условия, при которых это право не будет утрачено?
  8. Нет ли нарушений законодательства при выполнении организацией функций налогового агента?
  9. Несмотря на то, что список вопросов – не столь велик, трудоемкость проверки на втором этапе – очень высока. И чем сложнее налоговая система конкретной организации, чем обширнее перечень ее хозяйственных операций и чем специфичнее они сами, тем больше времени потребуется аудитору для реализации данного этапа.

Наиболее проблемными и вызывающими множество вопросов в процессе исчисления считаются налог на прибыль и НДС. Мы подготовили для вас два чек-листа, используя которые можно убедиться, что:

  • документы, подтверждающие расходы для целей расчета налога на прибыль, соответствуют требованиям НК РФ и поэтому могут быть без проблем приняты в ходе выездной и/или камеральной проверки со стороны ИФНС;
  • вы и ваши контрагенты правильно составляете счета-фактуры, а значит, «входные» суммы НДС будут беспрепятственно приняты
к вычету .

Кроме того, именно по проверке этих двух налогов в начале 2000-х годов были разработаны два очень обстоятельных документа:

  • Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, от 21-22.10.2003 г. протокол № 18);
  • Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином РФ 23.04.2004 г. и одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.).

Конечно, за давностью лет некоторые положения в них утратили свою силу. Тем не менее, приведенные в них подходы к планированию и проведению налогового аудита, а также формы тестов и рабочих документов при условии их актуализации вполне применимы.

Этап 3 – заключительный

Чего в итоге ждут от специалиста, проводившего налоговый аудит в компании?

Во-первых, указаний на ошибки, присутствующие в расчетах налогов и страховых взносов, а также, возможно, помощь в их исправлении.

Во-вторых, рекомендаций о том, как можно легальными способами оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие. Например, стоит ли сменить режим налогообложения? Что изменить в учетной политике для целей налогообложения? Разумно ли провести реорганизацию предприятия? Какие моменты стоит внести в текст хозяйственных договоров с контрагентами?

Обобщение такого рода информации – это и есть третий – заключительный – этап налогового аудита. Как и вообще в аудите, результаты проверки контролирующий субъект должен представить, руководствуясь исключительно профессиональным суждением. Будут ли это некие таблицы с возможными расчетами, схемы и матрицы возможных рисков и негативных последствий или простое текстовое описание – решать самому налоговому аудитору.

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги - это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто - для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Налоговый аудит - это проверка соблюдения налогового законодательства на предмет правильности определения налогооблагаемой базы, применения ставок и льгот, заполнения налоговых деклараций, своевременности начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет. Данный вид аудита проводится как собственниками, так и руководителями компаний, в том числе для проверки квалификации сотрудников, отвечающих за расчет и исчисление налогов.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Виды налогового аудита

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

  1. Налог на прибыль - обычно составляет 20% от прибыли предприятия. Проверка правильности исчисления данного налога прежде всего необходима производственным и строительным компаниям, где существуют сложные механизмы расчетов себестоимости выпускаемой продукции. Также пристальное внимание уделяется организациям, получающим консультационные, рекламные и маркетинговые услуги. Компании, активно привлекающие иностранное финансирование, также находятся в зоне высокого риска.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) - как правило, исчисляется по ставке 18% от суммы реализованных товаров, работ и услуг. Проверка правильности исчисления данного налога обычно необходима компаниям, возмещающим НДС из бюджета, а также осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
  3. Налог на имущество, земельный налог. Аудит налогообложения в данном случае необходим организациям, владеющим недвижимостью. Дело в том, что по отдельным объектам налог исчисляется не с той стоимости, которая отражена на счетах бухгалтерского учета, а с кадастровой стоимости, определяемой органами Росреестра.
  4. Страховые взносы. На правильность исчисления страховых взносов следует обратить внимание всем компаниям, учитывая, что с 1 января 2017 года их администрированием занимаются налоговые органы, а не Фонды социального страхования.

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

Важно!
Информация, полученная в ходе аудита, является конфиденциальной, ее использование и распространение не допускаются, но с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается отменить. Возможно, должностные лица налоговых органов будут иметь право требовать у аудиторов все документы о налогоплательщике, полученные ими при аудиторской деятельности. Правительство РФ уже одобрило этот законопроект.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов - в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.


Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

«Во-первых, доверяйте проведение проверки хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим определенные гарантии качества выполняемых работ, а также обеспечивающим полную конфиденциальность и сохранность полученной в ходе проверки информации. Для этого необходимо ознакомиться с сайтом аудиторской организации, обратив внимание на следующее: периодичность обновления информации, наличие обзоров изменений законодательства и сведений о членстве компании в СРО, данных о страховании ответственности компании, информации о действующих клиентах и их отзывы, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов - это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».


P.S. - один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

Источники:

  • 1 https://www.audit-it.ru/news/audit/895381.html

Мнение редакции

Во­прос до­ве­рия, по­жа­луй, са­мый важ­ный в вы­бо­ре на­ло­го­во­го ауди­то­ра. Да­же без­ого­во­роч­ную ком­пе­тен­цию слож­но по­ста­вить вы­ше. Ведь, по су­ти, речь идет о до­ве­ри­тель­ном про­фес­си­о­наль­ном об­ще­нии, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го спо­соб­ны убе­речь ру­ко­водст­во ком­па­нии от рис­ко­ван­ных дейст­вий или по воз­мож­нос­ти ис­пра­вить их по­следст­вия.

Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.

Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.

Что нужно знать

Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.

Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.

Основные понятия

Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.

Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.

Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.

Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.

Выполняемые задачи

Налоговый аудит проводят, чтобы:

  • снизить налоговые риски;
  • выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
  • сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
  • определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
  • предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:

Действующие нормативы

На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при .

Стоит учитывать положения таких документов:

  1. Определение Президиума ВАС №ВАС-12510/12 от 8 ноября 2012.

Налоговый аудит предприятия

Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности ().

Проверка обязательна для:

  • акционерных обществ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховых предприятий;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитными компаниями.

Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:

  • если фирма подает консолидированные отчеты;
  • если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
  • если размер активов баланса более 60 млн.;
  • если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.

Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.

Кто осуществляет процедуру?

Налоговый аудит проводит:

  • работник компании;
  • специальная подрядная компания.

Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.

Но более частая ситуация, когда предприятие составляет , что специализируется на проведении проверки.

Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами ( , —).

Выбирая аудитора, стоит убедиться:

  • что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
  • что компания является независимой.

Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.

Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.

Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.

Нужно ли заключать договор?

Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.

Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.

По какой программе?

В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.

Инициативную проверку осуществляют с целью:

Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:

  • существующей системы и вида деятельности фирмы;
  • , сделок, документооборота;
  • принципов использования базы налогообложения;
  • расчетов налоговых платежей;
  • оформления налоговой декларации;
  • своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.

При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы . Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.

Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.

Этапы проведения

Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.

Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:

  • проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
  • проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
  • оформляют результаты осуществления налогового аудита;
  • выдают рекомендации.

Первый этап включает такие мероприятия:

  • осуществляется анализ;
  • изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
  • определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
  • проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
  • оценивается документальный оборот;
  • изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
  • оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.

На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.

А это говорит о том, что проведение полноценного является не всегда оправданной процедурой.

К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным , если фирма продает товар за границу, с , поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.

При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:

  • исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по ;
  • проверяют правомерность применения льгот;
  • проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
  • анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
  • оценивают корректность учетов налогов.

При оформлении результатов:

  • производится оценка результатов проверки;
  • готовятся соответствующие документы.

Формирование отчета

Результат обязательного аудита – или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.

Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.

Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:

  • характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
  • обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
  • сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
  • сумма недоплаченного или переплаченного налога;
  • список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
  • информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.

Особенности проведения и оформления результатов

При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.

Налоговой политики аудируемого лица

Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.

Задачи:

О понятии учетной политики сказано в . Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.

Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:

  • кто проводит налоговый учет в компании;
  • как составляются формы первичных документов;
  • какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
  • как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
  • устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.

В учетной политике по обложению налогами выясняют:

Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.

Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.

Основные нарушения:

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых .

Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.

Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.

Имеют в виду:

  • постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
  • консультации относительно налоговых платежей;
  • анализ деятельности организации и ИП;
  • консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
  • автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
  • оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
  • разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
  • проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
  • обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
  • предоставление иных услуг.

Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.

Сопутствующие услуги делятся на такие группы:

Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.

Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.

Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей

Субъекты ответственны:

  • за выполнение норм законодательства;
  • полноту и юридическую подготовку документации;
  • точность подачи документов и данных.

Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.

При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.

Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.

Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.

Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Просмотров