Мученица татиана защищает от злых людей. Житие Святой Великомученицы Татьяны Римской

Cвятая Татьяна помогает тем, кто молод душой, кто не боится изменений, кто стремится сделать жизнь лучше и краше. Недаром вот уже более 200 лет российские студенты считают ее своей покровительницей, а Татьянин день отмечают как свой главный праздник. Святая Татьяна помогает усердным ученикам, умягчает сердца строгих преподавателей, осеняет своим участием университетские торжества: от научных чтений – до каникул, от посвящения в студенты – до свадьбы. Она укрепляет нас на жизненном пути, а когда успех дела зависит не только от нашего усердия, но и от везения, от счастливого стечения обстоятельств – святая Татьяна берет под свое покровительство. Открой книгу и помолись святой Татьяне – она поможет активным и творческим людям в учебе и работе, в дерзании, творчестве, в покорении самых сложных вершин.

Из серии: Святые вам помогут

* * *

компанией ЛитРес .

Житие святой мученицы Татианы

Лицо ее было спокойно и радостно…

Жена моя, Татьяна, с трепетом ждет, когда я напишу эту главу. И я должен рассказать о той, в чью честь она названа была и чьи именины празднует с весельем и надеждой всю свою жизнь. «Напиши так, чтобы читатель полюбил святую Татьяну, чтобы понял, насколько она близка нашей русской православной вере», – просит она. Я киваю. Я постараюсь.

Прошедшее столетие для России было не только веком больших потрясений, но и веком святых. Откройте современные святцы: каждый день – память десятков новомучеников и новоисповедников. Да и в наше, казалось бы, мирное время люди страдают и умирают за веру: священников истязают и убивают, сжигают их вместе с семьями в собственных домах. Года не проходит, чтобы СМИ не рассказали о подобной трагедии. А о скольких мы не знаем… Но была бы у современных христиан такая сила веры, если бы не вдохновлялись они примером святых древности? В то далекое время, когда жила святая Татиана, за одно только подозрение в таком «преступлении», как принятие христианской религии, человека могли подвергнуть пыткам и истязаниям.

А если «вина» была доказана – христианину грозила смерть. По всему Риму язычники требовали от христиан отречения от веры и поклонения своим рукотворным идолам. Быть христианином означало выбрать смерть. Но святые подвижники делали этот выбор, изумляя сограждан твердостью и несгибаемостью духа.

Христиан обвиняли во всех «государственных преступлениях» или «изменах», потому что они не молились в языческих капищах, не падали ниц перед императорами, не признавали их «божественной» власти. Христиан объявляли колдунами, потому что суть христианских таинств и обрядов была непонятна язычникам. Языческие жрецы измышляли о христианских общинах нелепые и гнусные слухи, которые распространялись в народе для поддержания неприязни к христианам. Все кражи, убийства и прочие злодейства, совершаемые в Риме, приписывались христианам. В результате не только имущие власть, но и чернь желала христианам смерти. Но бесстрашие христианских подвижников, героическая смерть мучеников обращали в веру даже их мучителей. Трагические судьбы христианских святых дают представление о жестоком времени, в которое довелось жить святой деве Татиане.

Христианские подвижники III–IV веков

Святая мученица Татиана Римская жила в III веке после Рождества Христова. В то тяжелое для христиан время подвиг добровольного мученичества несли тысячи подвижников. Их имена сегодня почитаются во всем христианском мире. Назову лишь некоторых, имена которых сегодня должен знать каждый православный человек.

Одним из самых известных стал святой Николай-Чудотворец, епископ Мир Ликийских, его любовно называют у нас на Руси Николаем-Угодником (день памяти – 19 декабря). Наследник именитых римлян, он отдал свое состояние на нужды благотворительности. При жизни Николай-Угодник был прославлен как защитник оклеветанных и невинно осужденных, почитается как избавитель от напрасной смерти.

Вспомним священномученика Власия (день памяти – 24 февраля), епископа Севастии, чудесного целителя, подвергшегося жестоким гонениям. После многих пыток святого бросили в озеро, и он пошел с именем Христовым по воде, как по суше. Святой Власий был обезглавлен, а перед казнью обещал молиться за всякого, кто вспомнит его имя.

Святая великомученица Варвара (день памяти – 17 декабря) в IV веке приняла трагическую смерть от идолопоклонников. Последней просьбой великомученицы пред Господом в ее земной жизни было моление даровать ей заступничество за всякого, кто вспомнит в свой роковой час страдания святой девы и через нее обратится к Божьей помощи.

Врачу святому Пантелеимону (день памяти – 9 августа) врачевание Христовым именем стоило жизни. Господь оберегал целителя: меч против него был бессилен, на его теле заживали раны от кипящего олова, срастались переломы от колесования. Когда святого Пантелеимона призвало Небо, он сам попросил воинов усечь свою главу. Не кровь, а молоко потекло из его раны, а маслина, к которой привязали святого во время истязаний, покрылась зрелыми плодами.

Святой Кир был врачом, знаменитым и безмездным, в городе Александрии, а святой Иоанн – воином в городе Едессе. Кир, которому был дан Богом благодатный дар целительства, многих язычников обратил в христианство. В Диоклетиановы времена (Римский император начала IV века) Кир оказался в Аравийской пустыне и стал иноком, продолжая врачевать страждущих. Иоанн пришел в пустыню, чтобы найти святого Кира и стать его учеником. Святых целителей обезглавили язычники, но от святых мощей стали происходить чудесные исцеления. Позже нетленные мощи святых перенесли в Рим, а потом – в Мюнхен. День памяти святых Кира и Иоанна – 11 июля.

Святой Диомид (день памяти – 29 августа) тоже врачевал при императоре Диоклетиане, исцеляя телесные и душевные хвори. Диоклетиан приказал воинам взять Диомида. В минуту пленения святого Диомида призвал Господь. Воины, чтобы отчитаться в исполнении поручения, отсекли мертвому врачевателю голову, отчего ослепли и уверовали в Христа.

Священномученик Ермолай (день памяти – 8 августа) – пресвитер, обративший святого Пантелеимона в христианство. Священномученик был обезглавлен во время гонений на христиан за непоколебимую веру.

Мученики Аникита и Фотий (племянник Аникиты) гонимы при Диоклетиане за открытую христианскую веру и обличение язычников. Господь берег их от всякой казни и призвал к себе только по их молитве. День памяти святых Аникиты и Фотия – 25 августа.

Дочь римского консула

Крещенные в тайне «Творец Ангелов избрал тебя из Древнего Рима…»

Татиана родилась в Риме в начале III века нашей эры, в правление императора Марка Аврелия, принявшего имя Антонин Каракалла. Как и многие римские властители, свое правление он начал с убийства своего брата; было это в 211 году н. э. В его правление Рим стал признанной столицей империи; и тогда же все население как в самом Риме, так и в отдаленных уголках империи получило равные права римского гражданства. При нем же были построены роскошные термы (бани) для всех римлян – их развалины до сих пор восхищают туристов.

При Каракалле, который, в отличие от других императоров, терпимо относился к христианам, отец Татианы был назначен римским консулом и по положению был близок к правителю. Но его духовная жизнь протекала в совсем другом мире, он был христианином и человеком богобоязненным. В те времена открыто быть христианином могло означать не только утрату общественного положения, но и жизни. Поэтому отец святой девы, как и многие тогдашние христиане, сохранял тайну своего крещения, а дочь воспитывал в Божьем духе и благочестии, учил ее Божественному Писанию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… » (Ин., 1–6).

«Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали ее с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещенным масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь».

Епископ Александр (Милеант). Сочинение «Святая Татиана: “Ища тебя, принимаю страдание”».

Юная дева слушала отца и мечтала о Небесном Отце. Она хотела служить Ему и готовила себя к этому служению с детства. Об этом поведано в Акафисте мученице Татиане:

«Творец Ангелов избрал тебя из древнего Рима, чтобы ты, как песней, прославила житием твоим святое имя Божие, и с детства воспитана была в страхе Божием и добродетелях…» (Икос 1) .

В 217 году император, чье правление началось с убийства, сам был убит. Его преемником стал 14-летний Бассиан, жрец Солнца из сирийского города Эмеса. Став императором, он взял имя Аврелий Антонин, по прозвищу Гелиогабал. Красивый мальчик в жреческих одеждах оказался деспотом. Несмотря на свою юность, новый император проявил себя как человек жестокий и развратный. Он ненавидел римскую культуру и римские языческие обряды хотел заменить сирийским культом Солнца. Римляне-язычники отказывались повиноваться сирийским жрецам, а римляне-христиане обвиняли императора в распущенности и бесчеловечности. Гелиогабал за время правления не приобрел влияния среди знати и не пользовался авторитетом в войске. Количество его любовниц и любовников исчислялось сотнями. Вся империя содрогалась от ужаса, когда в честь сирийских богов по всей стране приносились человеческие жертвы.

За всю-то жизнь совершил один добропорядочный поступок – усыновил своего малолетнего двоюродного брата, Александра Севера, оставшегося без родительской опеки. Но потом раскаялся в собственном благородстве и задумал лишить несчастного отрока жизни. Слух о готовящемся покушении просочился за стены императорского дома и вызвал негодование граждан. Разъяренные римские воины ворвались во дворец и убили нечестивого императора, а его тело привязали к седлам коней и протащили по всему городу. Вечный город стоит на реке Тибр, в эту реку и бросили тело Антонина Гелиогабала.

«Бурю злых напастей испытал нечестивый царь Антонин Гелиогабал, когда его тело воины, возведшие на царство Римское Александра Севера, влекли по городу и с поруганием сбросили в реку Тибр» (Кондак 4).

На тринадцать лет в стране воцарился новый император – Александр Север. Но Татиане не довелось пережить это недолгое царствование. Впрочем, рассказ об этом будет дальше. А пока Татиана росла, расцветала и все более укреплялась в своей любви к Богу.

Невеста Христова

Радуйся, Бога предпочетшая миру…

Татиана достигла совершеннолетия, и у отцовского дома стали виться благородные женихи. Отец с волнением ждал выбора своей дочери, ему предстояло расставание с ней, а все новое дается с болью. Особенно тревожился он о том, что среди претендентов на руку дочери не было христиан. Каково ей будет жить в доме язычников? Отец знал, что отречься от истинной веры невозможно. Неужели ей придется загнать веру в самые отдаленные тайники души, а на людях поклоняться идолам? Но Татиана не такова, чтобы лицемерить и притворяться.

«Видел богобоязненный родитель твою жизнь, всечестная, и наслаждался дарованиями Божественными в тебе, ибо любил Христа больше своей знатности и консульской власти, во всякий день хвалу Ему вознося: Аллилуия» (Кондак 2).

Святая Татиана с детства отдала свое сердце Христу. Став девушкой, она окончательно поняла, что в ее жизни нет большей любви, чем Христос. Отцу Татиана призналась, что будет всю жизнь хранить верность Единому Жениху – Спасителю. Отец-христианин воспринял решение своей дочери как единственно для нее возможное. Он видел искренность и целеустремленность Татианы и отпустил дочь для общественного служения.

Из-за открытой христианской жизни дочери богатый римский сановник мог потерять положение в обществе. Но где истинная любовь, там и выбор будет в пользу истины и любви. Святая Татиана вышла за порог родительского дома с горячим отцовским благословением.

«Разум небесный был тебе дарован в юности, и захотела жизнь свою провести в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тебя в этих добродетелях, принял тебя в Небесные селения; прими же и от нас эти уподобления: Радуйся, птица, парящая в Небесах, Радуйся, ибо девство и целомудрие были твоими крылами; Радуйся, Бога предпочетшая миру…» (Икос 2).

Пламенея любовью к Спасителю, святая дева Татиана все дни проводила в молитвенном бденье, а плоть умерщвляла строгим постом. И юная плоть подчинялась душе. Святая дева объявила себя Христовой невестой, и отныне никто не посягал на ее целомудрие и девство. Благо ко времени ее совершеннолетия на короткий период изменилась обстановка в Риме.

Диакониса Христовой церкви

Император Александр Север, сын христианки

В 222 году всходит на римский престол шестнадцатилетний Александр Север. Сын христианки Маммеи, Север относился к христианам с большим сочувствием, но сам принять христианство не мог: это лишило бы его права быть императором. Даже в императорском дворце Александр повелел поместить изображение Христа и ветхозаветного Авраама. Лики Христовы соседствовали со статуями Аполлона и Орфея.

Юный император и в политической жизни искал согласия. Он прислушивался к сенату, но оставлял за собой право принимать решения. Сократил расходы на войско, но не ослабил дисциплины. Придерживаясь римского языческого культа, Александр защищал и растущую христианскую общину. Однако и без покровительства императора римляне относились к христианам с доверием и интересом. Христиане самой своей жизнью доказывали истинность веры в Спасителя: опекали слабых и бездомных, проповедовали жизнь вечную, говорили, что пред единым Богом все равны. Но главное – в их общинах царила такая любовь, такое согласие, что это замечали даже самые упертые язычники. «Посмотрите, как они любят друг друга », – с изумлением говорили о христианах первых веков. Именно любовью побеждало христианство языческий мир.

Любовью побеждало христианство языческий мир.

Но сенаторы и близкие ко двору вельможи были недовольны. Язычество давало власть над людьми, потому что древние боги вселяют страх. Этот страх был частью политической системы: жрецы служили богу-императору и получали за это хорошую плату, неприкосновенность и имущественную защиту.

Удержать всю полноту власти молодому императору не удалось. Глава императорской гвардии Префект Дольмиций Ульпиан стал при Александре «серым кардиналом». Этот человек отличался мстительным и жестким нравом. В его представлении закон и право были не для христиан – христиане в империи должны быть вне закона! Ульпиан положил начало новым гонениям на верующих. От имени императора в Риме и провинциях отныне запрещали собрания христиан, выносили постановления сжигать святыни и священные писания.

Началась травля христианских священников – им предписывалось служить языческим богам и совершать жертвоприношения перед статуями идолов. В случае неповиновения галилеянам (так язычники называли христиан) грозили лютыми мучениям и даже смертью. Кровь христиан лилась рекой…

«Слышали и видели нечестивые консулы, как молод царь Александр Север, и притесняли христиан. Злочестивый, подобный нравом зверю правитель Ульпиан замыслил убийство галилеян, повелев им покланяться римским богам. Был тогда страх великий и потекла кровь мучеников как вода…» (Икос 4).

В империи и провинциях был создан культ личности императора, перед их статуями совершались богослужения. Сенаторы-язычники надеялись укрепить империю поклонением общим идолам, их целью было полное искоренение истинной веры.

Милосердное служение святой Татианы

В это скорбное для христиан время святая дева Татиана проявляла особенное усердие в молитве и жила добродетельной жизнью. Священники назначили ей служение в качестве диаконисы христианской общины. В ее обязанности входило ухаживать за больными, оказывать помощь неимущим и страждущим, посещать узников в темницах. Диакониса находила время для каждого, кто нуждался в ее помощи.

«Сила Божественной любви сделала тебя служительницей Христовой, ибо была избрана и поставлена на славное служение диаконис, и с тех пор, служа Церкви с великой радостью, непрестанно хвалила Бога: Аллилуия…» (Кондак 3).

Страждущие стекались в общины со всего Рима, и здесь они принимали христианство. Потому что никто не заботился о пастве так, как галилеяне. Христианские врачи лечили безмездно (бесплатно) и сами готовили для больных лекарства. Юная диакониса разыскивала врачей для больных, а врачи учили ее выхаживать своих пациентов.

А тех, кто не имел пристанища, святая дева размещала в домах христиан. Остальные члены общины приносили неимущим еду, передавали пропитание в больницы и тюрьмы.

«Заботясь ревностно о Церкви Божией, трудилась в новом знании, увеличивая свои труды и подвиги, и, подобно бестелесным Ангелам, служила ближним во Христе…» (Икос 3).

«Житие святой Татианы» свидетельствует, что в 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду. Солдаты и доместики повсюду искали тех, кто уклонился от повиновения сенату. И вот они ворвались в убежище христианской общины и стали требовать от ее членов исполнения приказа. Святая дева назвалась диаконисой и сказала их начальнику:

В 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду.

– Мы верим в Единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Других богов мы не знаем, и наша жертва будет лицемерной. Не мучай нас, ты видишь, здесь много больных, они нуждаются в покое. Тебе и твоим солдатам не надо быть здесь.

– Как ты смеешь указывать нам на дверь? Нас послал император, ты не можешь нарушить его приказ! Добровольно или силой, но ты выполнишь приказ! Схватить ее!

Святую деву схватили и вывели за дверь, потом повели по улице, как преступницу. Солдаты толкали ее и насмехались. По Риму вели сотни христиан, начинались их страстные дни.

Страстные дни

Несчастную деву привели к храму Аполлона. В храме все было готово для принесения жертвы, от девы требовалось лишь разжечь огонь на жертвенном алтаре перед языческим идолом. Казалось, что может быть проще: с язычниками разводить огонь перед их богами, а в своей общине – молиться Христу и веровать в Единого Бога. Но святой Татиане была противна сама мысль о таком лицемерии. Языческий ритуал означал для нее надругательство над верой и изменой Небесному Жениху. Подобно сотням своих последовательниц она произнесла:

– Благам земным я предпочту блага небесные. Древние боги, пусть даже такие величественные, как ваш Аполлон, не даруют мне вечной жизни, я не в силах им поклоняться. Существует для меня Единый Бог, Его Имя я и буду прославлять вечно. Все могут быть озарены небесным светом – только надо захотеть. А я другого света и помыслить для себя не могу, все другое – только тьма. Окунись я во тьму сейчас – нечего и надеяться на вечное спасение. Но сегодня Господь мой со мною, и я Его не отрекусь.

«Казалось бы, велика ли важность – бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, – но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны».

Епископ Александр Милеант

Татиана стала молиться. Господь тотчас услышал ее молитвы: мраморный бог опрокинулся на пол и раскололся на куски. Раздались зловещие звуки, из черепков идола выскочила обитавшая там лукавая сила – очевидцы заметили ее мерзкую тень. Затем стены храма начали рушиться; их обломки падали прямо на язычников.

«Видев чистую жизнь твою, языческие вожди взяли тебя как христианку и повели в языческий храм на поклонение. Ты же вознесла молитву Христу Богу, и пал Аполлон, бог языческий, обвалилось капище идольское, и многие идолопоклонники смерть приняли. Мы же чтим силу молитвы твоей и восхваляем тебя: Радуйся, Аполлону не поклонившаяся…» (Икос 5).

Но доместиков ничто не образумило, они были ослеплены неверием. Восьмеро огромных, облаченных в доспехи мужчин набросились на святую Татиану. Но юная дева видела: Господь рядом. Подобно Христу, молившемуся на Кресте за своих распинателей, святая дева просила Спасителя не наказывать доместиков, но показать им свет истины – здесь и сейчас.

Гонители повлекли святую деву на место пыток. Там ждал их судья, он холодно спросил у святой девы, намерена ли она и дальше противиться.

– Пожалей себя, дева, поспеши вместе с нами принести жертву древним богам. Император долго был слишком добр к вам. Но сегодня терпение кончилось. Прими римскую веру, и тело твое будет так же прекрасно. Если пойдешь против нас – у меня нет выбора: ты будешь жестоко наказана. Тюрьма и пытки – это наименьшее из того, что тебя ждет.

Святая дева молчала и только молилась в душе и за своих палачей. Тогда судья дал знак начинать пытку. Татиану били и терзали железными крючьями. Палачи готовы были выколоть ей глаза, так ослепила их ненависть к непокорной галилеянке. Но ангелы Господни были рядом, они принимали удары на себя. А мучителям казалось, что тело девы твердо, как наковальня. Они уставали бить, а их удары невидимо отражались и сыпались на тела палачей, нанося им глубокие раны. И наконец они воззвали к судье:

– Ничего уже нельзя с ней поделать! Мы сами страдаем от ее пыток! Ты видишь, мы в крови, а на ее теле кровь от прежних ран запеклась! Вели прекратить!

Судья жаждал крови и не унимался. А страстотерпица Татиана продолжала молиться о тех, кто страдал вместе с ней, – о своих палачах!

И вдруг один из палачей вскричал:

– Стойте, зачем мы слушаем судью! Дева не сделала ничего плохого, за что мы бьем ее?!

Земля задрожала, раздался гул. Гонители остановились. Они смотрели на юную деву смущенно:

– Откуда в ней столько силы? Не ее ли Бог ей дает? Только по одному ее зову Он пришел разрушить храм Аполлона… И сейчас Он не оставляет ее… любой человек бы умер уже от наших ударов!.. Я готов верить в такого Бога! Его не надо ублажать жертвами и призывать годами! Он рядом с ней, пусть она скажет нам Его имя!

Доместики смотрели на Татиану со священным ужасом. Тело мученицы было в крови, юное прекрасное лицо обезображено побоями, но дева улыбнулась и отвечала:

– Я только попросила Его открыть вам свет истины, и свет пролился на вас. Скоро свет этот достигнет ваших душ, и вы узнаете: Его зовут Христос!

Солдаты ждали, что при упоминании имени столь всемогущего Бога мощеная площадь под ними провалится. Но камни не шелохнулись, а только солнечный свет стал ярче. На душе у всех сделалось тепло, и раскаяние захлестнуло сердца грешников:

– Верим в Христа! Прости нас, дева, мы пришли обидеть тебя по невежеству своему! Как заслужить твое прощение?!

– Не предо мной вы виноваты, а только перед Ним! Он видит ваше раскаяние, но вы ступили на трудный путь, вас ждут теперь испытания. Господь, я знаю, не оставит вас, только и вы не оставляйте Его – верьте, как я верю! И вы узнаете вечную жизнь, такой жизни вам не сможет подарить ни судья, ни император, ни Аполлон…

«Воссиял свет Христов в воинах, тебя мучивших, когда уверовали в истинного Бога и вскричали: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, потому что не было нашей воли на страдание твое». И с того часа стали детьми Божьими. Мы же, восхваляющие чудеса милости Божией, зовем: Радуйся, страданием ко Христу возводящая» (Икос 6).

Так восемь язычников уверовали во Христа. Креститься им суждено было не от воды, а от собственной крови. Судья повелел схватить их, жестоко бить, а когда изнемогут – усечь им головы.

Новообращенные христиане были казнены на месте, без всякого суда, чтобы «вера галилеян» не распространялась больше по Риму. А святую мученицу бросили в тюрьму. Для нее страстные дни только начинались…

Первая ночь перед пытками. «Все, что мне уготовано, вынесу…»

Святая дева лишь догадывалась, что ей предстоит перенести. Она знала Евангелие и понимала, как труден будет путь к Небесному Отцу. Дева трепетала, но готовилась к своим испытаниям, как Христос готовился к Голгофе в Гефсиманском бденье. Господь явил святой Татиане Свою силу в языческом капище и на месте ее избиения. Теперь святой мученице предстояло явить Ему свою преданность. Наступала ночь, святая дева горячо молилась:

– Помоги моему отцу, Господи, он страдает, не зная обо мне! Укрепи и защити его, если и он схвачен! Господи, Ты знаешь, мы не скрывали веры своей и Твоей милости не скрывали пред многими! Мы не умолчали о Евангельской правде, но всенародно открыли истину Божию. И правду Твою восхваляли, всем указывая путь ко спасению. Не оставляй меня и отца, не удали от щедрот Твоих! Все, что мне уготовано, вынесу. Возьми меня, как взял Сына Своего возлюбленного, – до того, как силы оставят меня. Слаб человек! Укрепляй меня ежечасно! Не о теле прошу, о душе, ибо для нее жизнь вечная!

Господь слушал молитвы святой мученицы, и ангелы Его были посланы для утешения. Они исцеляли душу Татианы и заживляли раны на ее теле – за ночь раны перестали кровоточить и затянулись.

На судилище Ульпиана

Истекала вместо крови молоком…

Настало утро, и новые палачи пришли за святой девой, чтобы вести на новый суд. Когда Татиану вели по Риму, по толпе прошел ропот: «Смотрите, она улыбается! На ее теле нет ран! Или вовсе не били ее в храме и на площади?!»

Ульпиан ждал узницу на площади – он сам взялся судить непокорную при всем народе. Озаренная внутренним светом, без малейших следов побоев, Татиана предстала перед неправедным судом. Ульпиан ждал кровавого представления и начал с надменной шутки:

– Ты совершенно здорова, девица, благодари за исцеление богов! Принеси им щедрые жертвы, я готов дать тебе время одуматься! Вчера ты была не так хороша: боги заботятся о тебе, несмотря на твою строптивость.

– Твои боги слепы, префект. Бесчувственны и слепы, как ты. Потому что сотворены тобой или такими же бездушными людьми. Если бы ты не был ослеплен, увидел бы Христа – Единственного Целителя, стоящего здесь. Но кажется, ты недостоин видеть Его, господин.

Это был вызов. Ульпиан пришел в бешенство. Он приказал обнажить святую деву. Этот способ поругания был излюбленным в языческом мире. Так и святую Варвару раздевали донага, чтобы она стояла обнаженной перед толпою. Святые девы не могли представить подле себя и одного мужчину, а выставлялись на поругание многих мужчин – это было для них настоящей казнью.

«Хотели бросить тебя на поклонение идолам, когда привели тебя в судилище и мучением предали беззаконным язычникам. Ты же явилась здоровой и целой: лицо твое было светло и радостно, и страх объял судию нечестивого, повелел снова и снова предавать тебя горьким мучениям; тебя же охраняли Ангелы, служители Бога, поющие: Аллилуия» (Кондак 7).

Кожу святой Татианы приказали изрезать острыми лезвиями. Лезвия блеснули в воздухе и опустились на белую как снег кожу… Но палачам не суждено было кощунственно насладиться видом крови – не кровь, а молоко потекло из ран, и воздух наполнился благоуханием! Это Дух Святой, которого была исполнена Татиана, растекался в воздухе, источая святое миро:

«…когда раны твои истекли вместо крови молоком, и тело твое, обнаженное для мучений и иссеченное ножом, источило благоухание…» (Икос 7).

Татиана страдала, но ангелы Господни опять спустились к ней. Спаситель и теперь не оставил святую деву. Он сам узнал жестокое страдание от Пилата и не допустил торжества Ульпиана.

Когда святую распростерли крестообразно на земле и стали бить жезлами – ангелы обращали незримо удары на самих мучителей. Выходило, что мучители изо всех сил били сами себя, поэтому изнемогали от ударов и часто сменялись. Наконец девять палачей пали мертвыми, остальные же не могли пошевелиться.

Святая дева сумела подняться на ноги и сказала:

– И теперь еще, префект, ты не хочешь видеть бессилия древних богов? Почему они не помогли этим несчастным? Ведь вы целуете ноги своих идолов, строите для них храмы до самого неба… Посмотри на своих людей, господин, они мертвы и не познают вечной жизни. А ты еще можешь узнать, если поверишь в Единого Бога… Все могут спастись, для Спасителя нет избранных, а есть только раскаявшиеся и пришедшие к Нему. Об этом я и свидетельствую, Он через меня говорит с вами и для вас творит чудо со мной, не для меня. Я верую.

Ульпиан и слушал, и не слышал… Его смущало, что на глазах у толпы гордая дева опять вышла победительницей. Префект знал: казнь должна быть публичной и зрелищной, чтобы никому не захотелось больше идти к галилеянам. Но еще лучше, если казни не потребуется вообще! Пусть христианка проводит ночи в темницах, а наутро терпит новые пытки – не пройдет и пяти дней, как дух ее будет сломлен. Ульпиан крикнул:

– Увести ее! Воды и пищи не давать! Всем разойтись до завтра!

Толпа одобрительно загудела, жестокосердые римляне ждали новых зрелищ. Только зрелища и могут развлечь язычников, у которых нет Бога в душе, тихой беседы с Ним и молитвенного перед Ним предстояния…

Наступила еще одна ночь в темнице. Святая дева пребывала в молитвенном бдении, и с ней пребывали ангелы Господни. Татиана молилась, как молился Давид: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне» (Пс. 26: 1–7).

«Необыкновенное чудо видим на тебе, всеблаженная, как в темнице ночью молясь и воспевая Христу хвалы, озарения Небесного света сподобилась и Ангелов Божиих вместе славословия принимала…» (Кондак 8).

Сокрушение языческого капища

Молитвой низвела с неба огонь…

Наутро святую деву опять привели к Ульпиану. Он увидел, что на ее теле раны зажили и что последние дни и ночи никак не отразились на ее лице. Татиана была прекрасна. Ульпиан понял: без высшей помощи здесь не обходится, но Единого Бога он не знал – думал о волшебстве. Префект обратился к святой деве со льстивой речью:

– Дева, ты стала краше, чем была. Я вижу твою силу, пусть же эта сила послужит Риму. Будь вместе с римлянами, отрекись от своего колдовства – и ты увидишь, что наши боги умеют быть благодарными.

– Не от меня исходит моя сила, господин. У меня ничего нет, я только свидетельствую о Едином. Он по милости Своей исцеляет мое тело и не оставляет мою душу ни на минуту. Мне радостно быть с Ним, только это я и могу поведать…

– Ты можешь продолжать, но я прошу лишь одного: принеси жертву в храме Дианы и останешься свободной римлянкой!

Префект, в отличие от судившего Христа Пилата, был недалеким человеком. И если Пилат, видя силу Подсудимого, чувствовал, что она от добра, то Ульпиан был уверен, что Татиана владеет какой-то особой магией.

И потому святая Татиана уже не видела другого способа объясниться с Ульпианом, кроме действия. Ее слова не достигали ни ума, ни ушей префекта. Страстотерпица согласилась идти к храму языческой богини-охотницы. Когда святая походила к капищу, многие услышали скрежет нечеловеческого голоса, шедший от стен или кровли: «Горе мне! Куда скрыться от Духа Твоего, огонь возгорается во всех углах!» Это был чудовищный голос беса, обитавшего в капище, и он заставил вздрогнуть толпу.

Но святая дева только осенила себя крестным знамением и с улыбкой посмотрела на небо. Она начинала свою молитву: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 26: 1–5).

От ее пламенной молитвы стены капища начали трещать и кровля посыпалась. Балки упали на статую идола, пол моментально покрылся осколками и пылью. Раздались ужасающие звуки грома, молния ударила в стены капища. В несколько мгновений колонны и стены обрушились, и стая летучих мышей поднялась в небо. В капище занялся пожар, огонь поглотил и камни, и жреца, и тех из толпы, кто ликовал о мучениях Татианы.

«Правитель был весь исчадие зла, когда снова увидел тебя, приведенную из темницы на суд, здоровой и светлой; захотел соблазнить тебя на поклонение идолам; ты же, зная силу молитвы христианской, в храм Дианы направила ноги свои; устремился же бес из богини злочестивой и воскричал: “Горе мне, убегаю, ибо огонь сжигает меня”…» (Икос 8).

Стражники святой девы онемели. Но когда все было кончено, опомнились и стали жестоко бить ее, подозревая в колдовстве. Они повлекли страдалицу к месту истязаний и там подвесили ее тело и рвали железными крючьями. Палачи вырвали ей сосцы, и вид юного поруганного тела только разогревал их жестокость. Святая дева выносила нечеловеческое страдание, но о пощаде не молила.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Татьяна поможет всем, кто мечтает сделать жизнь лучше (Вениамин Прохоров, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ. ПРАЗДНОВАНИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ТАТЬЯНЫ. И ЖИТИЕ.

Праздник Татьянин День

До середины 18 столетия имя великомученицы никто не связывал со студенчеством, праздник был абсолютно самостоятельным и носил скорбный характер. Но Россия – страна удивительных противоречий, а русский народ в очередной раз доказал, что силой своего лёгкого, бесстрашного и оптимистичного характера умеет преодолевать печали и с надеждой смотреть в будущее.

Так 25 января 1755 года после указа Её величества императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Московского Университета, этот скорбный день приобрёл иной смысл и начал отмечаться как день рождения первого российского вуза. Тогда ещё существовало разделение церковного Татьяниного дня и праздника учреждения университета. Но постепенно два торжества стали соединяться и с увеличением количества студентов приобретали всё более шумный и весёлый характер. После указа Николая I (об официальном празднике учреждения Московского Университета) 25 января стало величаться «Днём Студента». А Татьянин день гармонично вписался в народное торжество.

Церковь, устроенная при Московском Университете, была освящена в честь великомученицы Татьяны, а в сам «Татьянин день» студенческие хоры проводили в ней торжественные молебны. В этот же период зародилась одна из самых трогательных традиций. Накануне экзаменов, защиты дипломов и других важных в учёбе дел студенты (а нередко и сами профессоры) обращались в своих молитвах к Святой Татьяне, испрашивая у неё сил для достижения успехов на образовательном поприще. В советское время храм при историческом здании МГУ (на Моховой улице в Москве) был закрыт, но в 1995 году возобновил свою работу.

Празднование «Татьяниного дня» или «Дня студента» изначально проводилось только в Москве, но постепенно распространилось и по всей стране. Сам праздник состоял из двух основных частей: официальной, когда ученикам вузов вручались награды, и развлекательной, когда студенческая братия устраивала весёлые гуляния.

Удивителен, ярок и невероятно весел был этот праздник. Например, владелец ресторана «Эрмитаж» (урожденный француз Оливье) 25 января предоставлял свое заведение в распоряжение студентов, которые веселились и балагурили там вплоть до утра. Ученики Московского Университета, раздобревшие от хмельных напитков, по несколько человек набивались в повозки и ездили по улицам города, громко распевая весёлые песни. Примечательно, что в отличие от прочих дней, в «Татьянин день» квартальные (сотрудники правопорядка) не останавливали студентов за излишний хмель и разгульное поведение. Напротив, они с юмором «отдавали честь» и даже спрашивали: «Не нуждается ли господин студент в помощи?».

Святая великомученица Татиана жила в III веке в Риме. Её земные годы были отмечены верным служением Господу, многочисленными чудесами и тяжкими лишениями. Татиана стала первой среди женщин, которая была удостоена рукоположения, возведена в сан диаконисы и допущена в самое сердце христианской церкви.

Татьяна была девой просвещенной и духовно образованной, она отлично разбиралась не только в Священном Писании, но и в премудрости наук. Вероятно, поэтому сегодня Святая почитается как Небесная покровительница образования и студенчества.

Житие Святой Великомученицы Татьяны Римской

Святая Татиана появилась на свет в богатой и знатной римской семье. Её отец, человек благочестивый, был христианином, но вероисповедание своё держал в тайне, так как деятельность его была связана с политикой. Мужчина обучил свою дочь Священному Писанию и привил ей искреннюю и горячую любовь ко Христу. Ещё в совсем юном возрасте Татиана, проснувшись по ночам, нередко возносила свои руки к небу и шепотом взывала к Всевышнему: «Научи меня, Господи, любить Тебя больше всего на свете! Сделай меня Твоей служительницей!».

Время шло, и маленькая девочка постепенно превратилась в прекрасную девушку. Лицо её было невероятно красивым, густые волосы отливали насыщенным каштановым цветом, тело восхищало грацией форм, а характер поражал своей кротостью. Но Татиана, к которой сваталось множество знатных римских господ, отказалась обременять себя брачными узами. Сохранив целомудрие, она всецело посвятила себя служению Господу, за что удостоилась сана диаконисы. Девушка была назначена для служения в один из христианских храмов Рима, где проводила время в неустанной молитве, строгом посте и усердной помощи нуждающимся людям.

Земные годы Татьяны пришлись на период правления императора Александра. Рожденный от христианки Маммеи, он удивительным образом соединил в своём вероисповедании язычество и веру в Единого Бога. Дворец императора был украшен как изображениями Христа, так и языческими идолами. Александр вступил на престол, едва ему исполнилось 16 лет. Ещё не имея ни твёрдых религиозных взглядов, ни оформившихся политических убеждений, он стал заложником собственной юности и неопытности – власть Рима быстро сосредоточили в своих руках члены совета. Особенно же на этот поприще усердствовал Ульпиан – жестокий тиран и яростный гонитель христиан. Его усилиями по всему Риму были разосланы указы, повелевающие принудить последователей Христа к поклонению языческим богам. В противном случае им грозила неминуемая расправа и жестокие мучения. Этот период стал одним из самых мрачных в истории раннего христианства – кровь тех, кто уверовал в Единого Бога, полилась рекой, люди подвергались насилию, унижению и тяжелым испытаниям…

Среди несчастных, кому пришлось пострадать за свою веру, оказалась и диакониса Татиана. Схватив деву, язычники силой «приволокли» её в капище Аполлона и начали принуждать к поклонению ему. Однако Татиана лишь молилась Господу Богу, прославляла Его и благодарила за дарованную людям веру. И в тот самый момент, когда Святая славила Всевышнего, низвергнулся идол Аполлона, а вместе с ним и часть языческого храма, под обломками которого оказались погребены жрецы и несколько ревнителей старой веры. Бес, скрывавшийся в идоле, вырвался наружу и с криком пронзительным пронёсся мимо изумленной толпы. Сотни очевидцев узрели его тень и услышали вопль, полный ужаса.

Однако палачи Татьяны лишь ещё больше озлобились: они били Святую по лицу, выкалывали ей глаза, терзали её тело. Но Божественным Провидением от всех этих жестоких поступков больше страдали сами мучители, нежели Татиана. Отец Небесный сделал её тело твёрдым, как наковальня, неподатливым для ударов. В то же время невидимые ангелы наносили удары палачам каждый раз, как те заносили свои гадкие руки над великомученицей.

А в этот момент Татиана горячо молилась за тех, кто причинял ей боль. Обращаясь к Господу, она лишь просила Его о том, чтобы свет истины озарил души этих погрязших во тьме неверия людей. И столь скорбный, но исполненный надежды призыв, был услышан. Внезапно мучители узрели ангелов и услышали Божий глас. Пав перед Татианой на колени, они взмолились: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения!». Все мучители, а было их 8 человек, прилюдно изъявили желание принять Крещение. Так вышло, что креститься им пришлось собственной кровью – мучимые своими же недавними начальниками, они в итоге были приговорены к усекновению главы.

На следующий день гонители христиан вновь приказали привести к ним Татьяну для новых мучений. Удивлению палачей не было предела, когда дева предстала перед ними абсолютно здоровой, точно днём ранее никто и не истязал её. Святую стали принуждать к жертвоприношению языческим идолам, но вера Татьяны была непоколебима. Тогда мучители приказали снять с неё одежды и начали резать тело девушки острыми бритвами. Но вместо крови из ран сочилось молоко, и его дивное благоухание окутывало Татьяну. Сама же она, стойко снося все муки, подняла очи к небу и усердно молилась Христу. Злости и ярости мучителей не было предела: они распростёрли несчастную деву на земле и стали терзать её железными пиками, причём так сильно, что палачи менялись несколько раз, уставая от этой гнусной работы.

И в этот скорбный миг Господь не покинул рабу свою. Его посланники, невидимые Ангелы, также истязали мучителей, как те истязали Татьяну. Палачи жаловались начальнику, что каждый раз, нанося удар, они чувствуют, будто кто-то бьёт их железной палкой в ответ. Но начальник не внял речам своих слуг, и в итоге 9 из них пали замертво, пораженные правым ангельским судом. Мучения Татьяны длились целый день, а вечером её бросили в темницу за тем, чтобы на следующее утро продолжить пытки. Ночью к Святой явились ангелы: они исцелили раны на теле мученицы и вместе с ней воспели хвалебные речи во славу Господа.

Утром Татиана опять предстала перед своими палачами. Лик её был ещё более прекрасен и свеж чем прежде. Сначала коварные гонители христиан решили справиться с девой хитростью. Льстиво, ласково, бесстыдно они начали упрашивать её преподнести жертву богине охоты Диане. Татьяна притворно согласилась на это, но едва дойдя до храма, осенила себя крёстным знаменем и начала неистово молиться. И в этот миг небеса разверзлись, и сверкнула молния. Она ударила точно в языческое капище: идол рухнул, а вместе пали замертво жрецы и язычники.

Но коварный враг христиан не желала сдаваться. Сначала Татьяну привязали к столбу, где её тело драли острыми крючьями. Затем деву бросили в темницу, а на следующее утро заставили выйти на арену, куда вывели и огромного льва. Мучители надеялись, что голодное дикое животное растерзает непокорную девушку. Но лев лишь ласково ластился к Татьяне и облизывал её длани. Когда же зверя попытались увести с арены, то он внезапно разъярился и насмерть задрал Евмения – знатного римлянина.

И вновь многострадальное тело Татьяны подверглось беспощадным пыткам. Деву вторично подвесили на столбе и терзали её. Позже мучители решили, что сила Святой заключена в волховании, а источником этой силы являются длинные волосы Татьяны. Девушку остригли и заточили в храме Зевса, надеясь, что лишенная атрибута силы, она более не сможет разрушить капище.

В своей необычной темнице Татиана провела 2 дня. Когда же мучители пришли за ней, то узрели, что идол, разбитый вдребезги, валяется на полу. Сама же Татиана была весела и с новой силой славила Бога. Тогда деву привели на судилище и вынесли ей смертный приговор через усекновение главы мечом. Вместе с тем судья, узнав, что отец Татьяны является тайным христианином, постановил умертвить и его. Дочь и отец умерли вместе, но жизнь свою они отдали не бесчестно, а за веру во Христа. Эти печальные события случились 12 января (по старому стилю) 226 года.

-), диаконисса , мученица

На другой день святую вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. При этом мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, а девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с ангелами воспевала хвалы Господу.

Когда святую вновь привели на суд, пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане . Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Тогда Татиана перекрестилась и стала молиться - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов.

Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк - Колизей - и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей.

Затем Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса . На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой. Святая Татиана и другие пострадавшие с ней в Риме были замучены около года или несколько позднее, в период с по год .

Почитание

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Всечестна́я благоче́стия учреди́тельнице,/ прехва́льная и всеблаже́нная му́ченице Татиа́но,/ сосу́дом де́вства и чистоты́ яви́вшаяся/ и неве́стою Христо́вою наре́кшаяся,/ страда́ний кровьми́ украси́вшеся,/ возлете́ла еси́ в небе́сный чертог.// Те́мже чту́щия тя́ помина́й.

Кондак, глас 4

Све́тло во страда́нии твое́м возсия́ла еси́, страстоте́рпице,/ от крове́й твои́х преиспещре́на,/ и, я́ко кра́сная голуби́ца/ к Небеси́ возлете́ла еси́, Татиа́но.// Те́мже моли́ при́сно за чту́щия тя́.

Использованные материалы

  • Страницы официального календаря Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2015 год:
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/jan12-tatiana.html - "Святая мученица Татиана"

В поколении наших бабушек имя Татьяна было самым популярным среди женских имен, скорее всего, благодаря пушкинскому «Евгению Онегину». Первой известной носительницей этого имени была святая мученица Татиана Римская, которую икона святой Татьяны изображает в виде прекрасной девушки. Однако, несмотря на свою молодость, Татиана проявила такую же стойкость в отстаивании христианской веры, как и мученики-мужчины.

Житие и подвиг святой Татианы

Татиана была родом из знатной римской семьи, где почитали Христа и воспитали девочку в верности Христовой вере и благочестии. Татиана решила посвятить всю свою жизнь Христу и дала обет целомудрия. Ее доброта не знала границ: она помогала сирым и убогим пищей, одеждой и молитвой, лечила больных, и за свою праведную жизнь стала первой в истории христианства диакониссой (до этого дьяконами могли быть только мужчины).

Во времена императора Александра Севера (правил с 222 по 235 гг.) начались новые гонения на христиан. Татиана никогда не скрывала своей веры, она пользовалась широкой известностью, поэтому неудивительно, что ее схватили одной из первых и попытались заставить преклониться перед статуей Аполлона в его храме. Однако молитва, вознесенная Татианой Истинному Господу, вызвала землетрясение, во время которого часть храма обрушилась, а сама статуя была низвергнута и разбилась.

Тогда Татиану обрекли на пытки, во время которых она продолжала молиться и сохраняла стойкость. Когда в ходе пыток к ней слетели четыре ангела и с небес раздался глас, ободряющий Татиану, ее палачи были потрясены явленными чудесами и тут же уверовали в Христа, за что их самих казнили.

В житии святой Татианы описано много эпизодов ее мученичества. Так, когда ее бросили на съедение льву, святая его усмирила!

Судьи решили, что это произошло благодаря волхованию с использованием волос, остригли Татиане ее прекрасные длинные волосы и, приведя в храм Зевса, заперли ее там. Когда же через три дня жрецы явились в храм для жертвоприношения, то статуя Зевса оказалась разбитой, а Татиана невредимой.

Видя, что пытки ни к чему не привели, судьи вынесли святой и ее отцу смертный приговор, и 12 января 226 года им отрубили головы.

Описание иконы св. Татьяны

На поясной иконе Татьяна великомученица изображается как прекрасная девушка. На лице ее написаны кротость, смирение и, в то же время, стойкость, позволившая ей вынести страшные пытки. В правой ее руке крест как символ мученичества и верности вере Христовой, в левой – свиток с молитвой. С давних пор икона «Святая мученица Татьяна» почитается в память святой страстотерпицы, претерпевшей смертные муки за свою верность христианской вере.

Значение иконы «Святая Татьяна»

Особым почитанием пользуется икона святой Татьяны в России, и это не случайно: Татьянин день, который приходится по новому стилю на 25 января, празднуется у нас как день студентов, так как именно в этот день императрица Елизавета подписала указ об учреждении Московского университета. Таким образом, икона св. Татьяны имеет особое значение для студентов МГУ.

Каждая новорожденная, нареченная этим именем, должна получить именную икону Татьяна, которая будет оберегать и хранить ее, а впоследствии, когда девочка подрастет, родителям обязательно нужно будет поведать ей историю святой.

В чем помогает икона св. Татьяны

Св. Татиана занималась не только богоугодными делами, но и духовным просветительством, поэтому ее почитают как покровительницу образования, наук и всех тех, кто их постигает. Молитва перед иконой святой помогает в учебе и успешной сдаче экзаменов, но лишь тем, кто верует в Бога и не ленится учиться.

При МГУ им. Ломоносова есть храм св. Татьяны, где всегда многолюдно в период сессии. Она помогает не только студентам, но и школьникам, особенно абитуриентам.

Молитва

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

25 января, по новому стилю, чтится день памяти святой Татианы Римской. Ее деяния, стойкость, пред лицом неумолимой жестокости, в своей вере, и ее образ особо почитается на Руси.

Каждый страждущий найдет в ее лице особую поддержку, так как она всегда молилась за души и жизни людей на земле.

Земная жизнь святой Татьяны

В начале III века, в семье уважаемого и богатого политического деятеля Рима родилась на свет девочка, названой Татианой.

Отец Татианы был глубоко верующим и истинным ревнителем христианской веры, но, из-за занимаемой должности, был вынужден скрывать от окружающих свое вероисповедание. Однако, пусть и в тайне, это не мешало ему привить дочери искреннюю любовь к Богу и изучить Священное Писание. Еще с самых юных девичьих лет, Татиана просила Господа научить любить Его и стать служительницей.

Со временем Татиана подросла, превратившись в очень красивую и привлекательную девушку. К ней постоянно сватались именитые господа Рима. Но девушка стойко решила сохранить свое целомудрие и отдать себя в услужение Господу. Так она получила должность диаконисы и поступила на службу в храм для христиан, где усердно молилась, соблюдала посты, и помогала всем страждущим прихожанам.

Жизнь Татьаны пришлась на время правления молодого императора Рима Александра Севера, рожденного христианкой, но сумевшего соединить в своей вере поклонение как языческим богам, так и христианскому Богу. Воспользовавшись молодостью императора, и его неумением ведения дел государственных, члены совета не замедлили захватить правление Римом своими руками.

Среди этих советчиков был злобный и страстный ненавистник христиан – Ульпиан, издавший указ о принуждении всех исповедующих веру в Христа поклоняться языческим богам. В раннем христианстве это было самое страшное время для верующих, чья кровь текла рекой.

Именно в этот период Татьане пришлось пострадать за веру, как и многочисленным ее единоверцам. Ее привели в храм Аполлона и пытками пытались принудить поклониться ему, но Татиана возвела молитву истинному Богу, благодаря и прославляя его. От ее молитв огромная статуя Аполлона разлетелась на части, погребя под собой присутствующих языческих жрецов. Присутствующий в статуе Бес с диким ревом вылетел наружу, повергнув людей в панический ужас.

С остервенением, палачи возобновили свои пытки, терзая тело святой и пытаясь выколоть ей глаза. Но Небесная сила не позволяла им совершить это, защитив тело Татианы, сделав его твердым для ударов. Сама же мученица молилась, прося Господа осветить истинным светом души всех погрязших людей в язычестве. Много лицезревших и палачей увидели истинного Бога и Ангелов, объявив, что готовы к крещению, после чего были казнены.

На грядущий день, Татьану повели в Колизей, где на большой арене находился голодный лев, к которому ее и бросили. Толпа надеялась увидеть, как зверь разорвет ее, но лев стал лакаться к ней. За тем последовало множество других ужасных пыток, которые не имели у спеха.

Последние два дня перед казнью, Татьану заточили в храме Зевса, но с этим идолом случилось тоже что и с предыдущим Аполлоном. Языческие жрецы, поняв свое бессилие, решились на ее казнь, но одновременно они приказали казнить и отца Татианы, что свершили в 226 году 12 января.

Храм святой Татьяны в Москве

При Московском гуманитарном институте, на соединении двух улиц, Моховой и Большой Никитской, находится храм святой великомученицы Татьяны.

Первоначально храм располагался совершенно в другом месте. В 1784 году, при постройке основного корпуса университета, был решен вопрос об установлении при нем храма св. мученицы Татьяны, который был освещен, по окончании строительства, в 1791 году митрополитом Платоном.

Во время войны с Наполеоном, в 1812 году, Московский университет сгорел вместе с храмом.

В 30-х годах XIX века началось постепенное восстановление здания университета и храма святой Татьяны. В начале XX века университетский храм был полностью отреставрирован, а в 13 году на нем установили крест.

В послереволюционный период, когда власть захватили советы, вышел указ об отделении школ от церквей, а церквей от государства. И в 19 году храм святой Татьяны был закрыт, с удалением центральной иконы и надписи на здании.

До 95 года в помещении храма располагался сначала музей, потом читальный зал, клуб, а затем и театр. Но с 91 года шла борьба ученого совета с церковью, по решению возврата храма святой Татьяны в прежний вид, как архитектурный и духовный памятник. И в 95 году храм был возвращен Церкви.

Молитва святой Татьяне

Святая Татьяна, официальная православная защитница, является основной помощницей женщинам и девочкам, носящих это имя.

Но также она помогает и всем остальным людям, имеющим слабый характер и волю, просящим ее о здоровье своем и своих близких, а также об успехе в учебе.

Икона святой Татьяны

Икона православной святой мученицы Татьяны считается на Руси чудотворной. Знаком о ее мучениях служит крест, который она держит в руке, символ мученической смерти. Свиток, в другой руке святой, свидетельствует о ее образованности.

Так как Татьяна была первой женщиной, принявшей сан диаконисы, и имевшей право на участии в богослужениях, до нее этой привилегией пользовались только мужчины, свиток является символом покровительства в образовании и науках.

Почему мученица Татьяна покровительствует студентам

В 1755 году по Указу императрицы России Елизаветы Петровны, в Москве основали Московский университет, совпавший с памятным днем святой Татьяны, 12 января.

С момента основания, этот день стал не только рождением Университета, но и всеобщим Днем студента. Так святая Татьяна стала покровительницей всех Российских студентов.

Просмотров