Дети арины родионовны. Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники

Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.

Родилась 10 (21) апреля 1758 года в полуверсте от деревни Суйда — в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду со своей родственницей или однофамилицей Ульяной Яковлевой.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Почти до 1811 г, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу - Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д. Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк: «Старушка почтенная - лицом полная, седая, любившая своего питомца…»


Источники: , .

Наверное, у каждого из нас с именем А. С. Пушкина ассоциируется личность его любимой няни – Арины Родионовны, которой он посвятил несколько своих стихов. Она рассказывала ему сказки, которые он впоследствии использовал как основу для своих творений. И возможно, что если бы не она, то мир не знал бы прекрасных сказок, написанных всемирно известным поэтом. Сейчас мы подробно расскажем кто такая няня Пушкина Арина Родионовна , биография краткое содержание .

Всем известно, что нянечку Александра Сергеевича звали Арина Родионовна. Но мало кто в курсе, что в действительности няня Пушкина имела другое имя фамилия . В действительности, ее изначально назвали Ириной — именно это имя указано в церковных документах о ее рождении и смерти. Ариной ее называли только в домашнем кругу и когда она пришла служить в дом Пушкиных. Кстати очень интересен тот факт в , что сам Александр Сергеевич в своих поэмах имя своей няни никогда не упоминал.

Но если с именем няни Пушкина все понятно, то вопрос о фамилии Арины Родионовны еще более спорный. В действительности, фамилии у няни Пушкина попросту не было. Так как она являлась представительницей крестьянского сословия и она ей особо не была нужна. Ей часто присваивали фамилию Родионова – от имени отца, но Пушкины ее называли именно Родионовной.
Потом историки присвоили ей фамилию Яковлева, так как именно эта фамилия была у ее отца. Но пушкиноведы до сих пор спорят на этот счет. Так как это ничем не доказано и никто из современников ее этой фамилией не называл. А после замужества принято считать ее Матвеевой.


Арина Родионовна была рождена 21 апреля 1758 года в селе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Имя ее матери было Лукерья Кириллова, а отца – Родион Яковлев и воспитывали они семеро детей.

Кто она по происхождению ? Конечно крестьянка. Изначально она принадлежала графу Апраксину, но потом прадед Пушкина – Абрам Петрович Ганнибал купил у него имение. И тогда Арина Родионовна перешла в его собственность. Так и началась ее служба семье будущего поэта.

В 1781 году она бракосочеталась с Федором Матвеевым. И когда она стала жить с мужем, то начала служить Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Потом она служила нянечкой для его дочери – Надежды Осиповны.

В 1792 году ее к себе забрала бабушка Александра Сергеевича – Мария Алексеевна Ганнибал, чтобы та воспитывала ее племянника Алексея. За хорошую и верную службу ей подарили свою отдельную избушку.

После появления на свет старшей дочери Надежды Осиповны – Ольги, она стала ее воспитывать. И потом нянчила ее братьев — Александра и Льва.


В 1807 году Ганнибалы уступили все свои земли в Санкт-Петербургской губернии и уехали в Псковскую губернию. А именно в Опоческий уезд.

Не входила в состав проданного имущества, потому что была закреплена за хозяевами. И поэтому также переехала на новое место. Кстати говоря, семья Пушкиных одно время хотела дать своей ей вольную, но та от нее отказалась.

Когда умерла Мария Алексеевна, няня Пушкина вместе с хозяевами стала проживать в Санкт-Петербурге. И также как и они уезжала в поместье Михайловское Псковской губернии на все лето.

В период с 1824 по 1826 год она проживала в этой усадьбе, когда Александр Сергеевич был в ссылке.

После непродолжительной болезни, когда ей было 70 лет, Арина Родионовна скончалась 31 июля 1828 года в Санкт-Петербурге, в доме сестры Пушкина – Ольги.

Прощание с няней проходило скромно, в соответствии с ее социальным статусом, а на могиле не было подписи. Кстати, сам Александр Сергеевич не пришел попрощаться с любимицей. А из членов их семьи там был только муж его сестры Ольги – Николай Павлищев.

Историки потом долго не могли найти то место, где захоронена Арина Родионовна. И до 1940 года все думали, что ее могила находится в Большеохтинском кладбище. Но после проверки записей в церковных книгах стало ясно, что покоится она на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И теперь у входа в кладбище висит мемориальная доска в честь няни великого поэта.

В школе на занятиях по литературе нам всегда рассказывали, какую значимую роль няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание имела в жизни Пушкина и становлении его как поэта. Но действительно близкими отношения между ними стали лишь в период его ссылки. И, кстати, именно тогда он и написал стихотворения ее в честь.
В тот период они часто проводили время вместе, и няня рассказывала ему различные сказки и пела песни. Удавалось ей это просто замечательно – вот за что ее любил Пушкин . Многие думают, что именно это послужило базой для тех сказок, которые написал сам Пушкин.

Пушкин сочинил свои сказки через пять лет после окончания ссылки. И вероятно, если бы не его няня, то не знали бы мы этих замечательных историй о золотой рыбке, о царе Салтане и других, которые знают все дети.

В настоящее время, мы уже не сумеем объективно оценить вклад Арины Родионовны в становление личности Александра Сергеевича как поэта и писателя. Но неоспорим тот факт, что великий поэт ее очень любил, а время, проведенное с ней приносило ему только положительные эмоции.

О внешнем виде Арины Родионовны не осталось никаких описаний. Ниже вы можете увидеть портрет одного художника, именно он считается портретом няни Пушкина. Но если прочесть строки, написанные сестрой Александра Сергеевича – Ольгой о внешнем облике их няни, то вряд ли они соответствуют изображению на картине. Она писала, что у Арины Родионовны было полное лицо и полностью седые волосы. Больше никаких упоминаний о ее внешности не встречалось.


Также был найден рисунок Александра Сергеевича, на котором возможно изображена его няня в молодом и преклонном возрасте.

Александр Сергеевич очень трепетно и с любовью относился к своей няне. Он даже использовал ее образ в своей поэме Евгений Онегин – личность его няни стала прототипом няни Татьяны. Он писал о ней, что только она единственная его подруга и только с ней ему не скучно. Пушкин всегда с большим теплом думал о своей няне и посвящал ей стихи. Ниже вы можете прочитать самый известный стих Пушкина, посвященный своей няне.


Еще одна вещь, которая говорит нам о внешнем облике Арины Родионовны – это всем известный барельеф, который был сделан из кости. Откуда он появился и кто его автор до сих пор неизвестно. О его наличии впервые узнали только тогда, когда он оказался у Максима Горького.

Сейчас увидеть воочию барельеф Арины Родионовны можно в Центральном музее А. С. Пушкина, который находится в Санкт-Петербурге.

Вот мы и рассказали вам все подробности о личности няни А.С. Пушкина. А вы понимаете, кем была няня Пушкина Арина Родионовна? Биография краткое содержание помогла сложить представление? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

Арина Родионовна. Портрет неизвестного художника. / Public Domain

21 апреля 1758 года в семье крепостного Родиона Яковлева родилась дочь Ирина, которой суждено было стать няней «солнца русской поэзии».

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…

Если самой известной няней на Западе является Мэри Поппинс, персонаж вымышленный, то на постсоветском пространстве главной няней всех времён стал вполне реальный человек — няняАлександра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна.
О её действительном влиянии на творчество главного поэта России пушкинисты спорят по сей день, но несомненно одно — образ Арины Родионовны стал неотъемлемой частью русской культуры.

О месте рождения Арины Родионовны также существуют разные мнения. Запись, найденная в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, свидетельствует, что няня Пушкина родилась 10 апреля (21 апреля по новому стилю) 1758 года в селе Воскресенском, в семье крепостных крестьянРодиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. При рождении девочку назвали Ириной, или Ириньей, однако в истории сохранилась принятая тогда разговорная форма имени — Арина.

Что касается двойного названия села, где родилась Арина Родионовна, то до 1718 года оно называлось Суйда, а новое название за ним закрепилось после возведения в нём церкви Воскресения Христова.

Родители Арины числились крепостными подпоручика лейб-гвардии Семёновского полкаграфа Фёдора Алексеевича Апраксина. Когда девочке был год, село вместе с крестьянами было продано генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу — прадеду Пушкина, тому саму «арапу Петра Великого».

У родителей Арины было семеро детей, жили они бедно. И без того нелёгкая жизнь стала совсем тяжёлой после того, как в 1768 году умер глава семьи Родион Яковлев.

Работать в помещичьей усадьбе Арина стала ещё совсем молодой девушкой, за много лет до рождения своего знаменитого воспитанника. Рекомендовал её господам роднойбрат Симеон, ранее взятый на работу кучером.

Помимо работы в усадьбе, Арина занималась рукоделием, что было очень распространено среди крепостных девушек той эпохи. Сама она была прекрасной мастерицей-рукодельницей, что позже отмечал и Александр Пушкин.

По меркам того времени Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно, в 23 года, за крепостного Фёдора Матвеева. Свадьбу готовили спешно — Абрам Петрович Ганнибал к тому времени был совсем плох, а после его смерти имущество предполагалось разделить между сыновьями, в результате чего жених и невеста могли быть разлучены навсегда.

После брака Арина Родионовна переехала к мужу и после смерти Абрама Ганнибала стала крепостной Осипа Абрамовича Ганнибала, деда Пушкина.

В браке с Фёдором Матвеевым у Арины Родионовны родились четверо детей, однако семейная жизнь не сложилась. Муж пил и в конечном счёте умер от пьянства в 1801 году. В семье не было даже скотины, поэтому главной кормилицей мужа и детей стала Арина Родионовна, в 1792 году взятая бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни дляплемянника Алексея, сына брата Михаила.

Няней Мария Алексеевна осталась очень довольна — настолько, что через три года Арине Родионовне была подарена отдельная изба.

Арина Родионовна была няней всех троих детей Пушкиных —Ольги, Александра и Льва. Пушкинисты, называющие няню по фамилии отца «Ариной Яковлевой», отмечают, что одновременно в доме Пушкиных служила и другая няня, Ульяна Яковлева, не являвшаяся родственницей Арины Родионовны.

Интересный момент: по мнению исследователей, непосредственные, классические обязанности няни Арина Родионовна выполняла в отношении Ольги и Льва, в то время как попечение над маленьким Сашей было поручено Ульяне Яковлевой.

Однако Ульяну Пушкин всегда именовал «нянькой» и особенно тёплых чувств к ней не питал, в отличие от Арины Родионовны. Будущего поэта завораживали сказки и колыбельные Арины Родионовны, которые она рассказывала и пела значительно лучше коллеги.

Семейство Ганнибалов несколько раз продавало принадлежавшие им земли, однако Арина Родионовна к тому времени была приписана не к деревням, а к господам, поэтому данные сделки на её судьбу никак не повлияли.

Арина Родионовна прожила с Сашей Пушкиным под одной крышей практически до момента его поступления в Лицей в 1811 году. На творческую натуру мальчика она повлияла очень сильно — в письмах Пушкин часто именовал её «мамушкой».

После того, как её воспитанники выросли, Арина Родионовна проживала вместе с господами в Псковской губернии. В 1818 году умерла бабушка Пушкина Мария Ганнибал, и после её кончины Арина Родионовна жила у Пушкиных в Петербурге, летом вместе с ними возвращаясь на Псковщину, в село Михайловское.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Известные всем строки про няню и кружку Пушкин написал в 1825 году в Михайловском, где находился в ссылке с 1824 по 1826 годы. Арина Родионовна фактически разделила ссылку с повзрослевшим воспитанником, став для него в это время самым близким человеком и вдохновителем.
Пушкин заново открывал для себя услышанные в детстве сказки, старательно записывал их, и впоследствии они становились основой для его произведений.

Появился в произведениях поэта и образ самой няни — Арина Родионовна была прообразом няни Татьяны из «Евгения Онегина», прототипом мамки Ксении из «Бориса Годунова» и сразу нескольких женских образов из «Арапа Петра Великого».

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Русский поэт Николай Языков, гостивший у Пушкина в Михайловском и лично знавший Арину Родионовну, называл её «веселой собутыльницей». Так что строчки о кружке в стихотворении Пушкина появились неспроста. Впрочем, вряд ли Арина Родионовна злоупотребляла алкоголем, в противном случае о многолетней безупречной службе няней не могло бы быть и речи.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной состоялась в селе Михайловском 14 сентября 1827 года. Няне было уже 69 лет, что для того времени было возрастом глубокой старости.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга вышла замуж против воли родителей. С мужемНиколаем Павлищевым они поселились в Петербурге. В марте родители Ольги скрепя сердце выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди тех, кого Ольга забрала к себе, была и её старая няня.

Для Арины Родионовны это мартовское путешествие в Петербург, ещё по зимнему пути, оказалось слишком большой нагрузкой. Она умерла 31 июля (12 августа по новому стилю) 1828 года в Петербурге, в доме Павлищевых.

Пушкин не присутствовал на похоронах няни, не участвовала в них и его сестра Ольга. Похоронил няню муж Ольги, Николай Павлищев.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, а к захоронениям людей такого низкого статуса внимания не проявляли. Когда в 1830 году спохватившийся Пушкин с друзьями пытался найти могилу своей «мамушки», то потерпел неудачу. Лишь столетие спустя исследователи смогли установить, что Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, однако могила её утрачена навсегда.

В 1977 году на Смоленском кладбище появилась мемориальная доска в память об Арине Родионовне. Текст на ней гласит:

«На этом кладбище похоронена Арина Родионовна
няня А. С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Главной няне русской литературы исполняется 260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему, - рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах. Арина Родионовна воспитывала всех подопечных барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», - вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют его личность. Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык». Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Он любил ее родственною, неизменною любовью, часто называя в обращении к ней не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...» .

Они вместе коротали вечера. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».


Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . И он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы «Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет песни поет... а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час... и с ними старик…» .

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Творческую индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:

Мастерица ведь была!

И откуда что брала!

И куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно!

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

Например, в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения - Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни - такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?». Не очень-то бодро перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет» . В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни - ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её - Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой - фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».

О няне - первом и, самом верном друге поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он был в восторге от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!». Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...».

В последний раз поэт встретился со своей любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя, пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Пушкин сумел создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках.


Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному Прасковьей Александровной Осиповой : «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Кроме того, на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней - поясной портрет девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре - перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.


В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижников Николай Ге выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».


На картине изображена встреча лицейских друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает. Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.


На картине изображена комната, заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна, посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова. Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Парамонов Александр Никитич (1874-1949), художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В 1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину «Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла. В нижней части листа - отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в Михайловском. Сюжет традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в тетрадь.


В 1938 г. молодой художник Юрий Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину «Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве.


К числу известных русских художников и графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна».


Поэт изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания. За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

МОСКВА, 21 апр — РИА Новости, Анна Кочарова. В этот день 260 лет назад по новому стилю (10 апреля по старому) родилась Арина Родионовна Яковлева — няня Пушкина.

Жизнь этой крепостной крестьянки была тесно связана со знаменитой семьей. О том, сюжеты каких произведений она подсказала Пушкину и почему осталась в истории русской литературы, — в материале РИА Новости.

Кажется, что в жизни этой женщины и не было никого, кроме великого русского поэта. С детства, из школьной программы, мы знаем стихи, адресованные ей. С детства читаем о том, как она заботливо ухаживала за своим подопечным.

Небольшого роста, такого же, как Пушкин. Бойкая, острая на язык, полная лицом — вот что известно о том, как выглядела Арина (или, по некоторым источникам, Ирина) Родионовна. Современники поэта, описывая ее, отмечали главное: она преданно любила своего Александра Сергеевича.

Сохранился один портрет Арины Родионовны работы неизвестного мастера, говорит заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина" Наталья Клюшина. Но кажется, что все мы с детства знаем, как она выглядела. Ведь для читателей она давно уже стала такой всенародной няней и бабушкой, уверен художник из Санкт-Петербурга Игорь Шаймарданов, автор серий живописных работ на пушкинские темы. Его произведения, как и другие артефакты, связанные с жизнью няни, представлены на выставке "ДР Арины Р" в Санкт-Петербургском выставочном зале "Смольный".

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

О биографии няни Пушкина сегодня известно многое, ее жизнь уже давно стала сферой научных интересов пушкинистов. "Девочкой, примерно в десятилетнем возрасте, она потеряла отца, — рассказывает Наталья Клюшина. — С малых лет жила в нужде и труде, умела прясть, ткать, вышивать, плести кружева".

Довольно молодой вышла замуж и родила четверых детей — сыновей Егора и Стефана, дочерей Надежду и Марию. Исследователи пишут , что она могла обратить внимание господ на себя своим острым разговором и бойкостью. Но и муж ее, Федор Матвеев, был уважаем односельчанами. Редкие крестины и браки проходили без приглашения и его участия в качестве поручителя.

Пушкины, судя по всему, к заботливой няне относились по-особенному. Она нянчила целое поколение этой семьи.

"Ей предлагали вольную, но она отказалась, — рассказывает Наталья Клюшина. — Арина Родионовна видела, что Надежда Осиповна (мать Александра Сергеевича. — Прим. ред.) собирается стать матерью, и считала должным остаться в этой семье. К тому же приписанные ко двору крестьяне, в отличие от тех, кто трудился на земле, занимали особое положение в господских семьях: это и одежда, и питание, и уважение".

Няне выделили отдельный дом в Кобрино. Но позже, перебравшись вслед за семьей в Москву, она договорилась, что и ее дети смогут последовать за ней. Уехали две дочери и младший сын. Старший остался в Кобрино. На протяжении многих лет, вплоть до середины ХХ века, там жили потомки Арины Родионовны.

"Эта бойкая старушка знала множество сказок, частушек, поговорок, присказок, — продолжает Наталья Клюшина. — Она была неграмотная, читать не умела. Но ее отличали народная мудрость, меткие выражения, острые словечки. Пушкин записал со слов Арины Родионовны семь сюжетов сказок. Три дошли до нас в поэтической обработке: это "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и его работнике Балде" и "Сказка о мертвой царевне".

"Пушкин очень любил свою няню, посвятил ей много стихов "Няне", "Зимний вечер", "Городок", — напоминает заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина". — И как ни парадоксально, ни одного стихотворения не посвятил ни матери, ни отцу. Арина Родионовна умела выслушать и посоветовать. Всю свою любовь, сердечность и доброту отдала Пушкину".

Просмотров