Божья любовь к грешникам. Я пришёл призвать не праведников, но грешников

(Мк. 2, 14-17)

(Ин. 5, 24-30)

(Евр. 10, 32-38)

(1 Фес. 4, 13-17)

Прошли почти три недели Великого поста. Мы потрудились, получили в таинстве покаяния прощение грехов, приобщились Тела и Крови Христовых. И только-только мы ощутили некоторый прилив духовного здоровья, как вдруг Господь говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Тогда эти слова были обращены к фарисеям, которые осудили Господа за то, что Он имел общение «с мытарями и грешниками». После этих слов считавшие себя праведниками должны были почувствовать, что этот уважаемый всеми Учитель не имеет к ним никакого отношения.

Зато грешники должны воспрянуть духом. Раз Господь пришел к ним, то Он им непременно поможет. Трудно оставить грех, тем более, если грехом зарабатываешь на жизнь, и ничего другого не умеешь. Порой ничего не остается, как только плакать. А от Господа не укроется ни одна слеза. Вот зашел мытарь между своими делами помолиться в храм, поплакал, а Господь уже приводит его в пример, противопоставляет внешним праведникам. И хотя этот мытарь еще не может оставить своего ремесла, но Господь уже не забудет его слез. Может быть, будущий Апостол Матфей и был тем самым мытарем, слезы которого увидел Господь и рассказал о них в притче (Лк. 18). Но все же Матфей продолжал сидеть «у сбора пошлин». Тогда Господь Сам подошел к нему и сказал: «следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним».

А мы — кем себя считаем: праведниками или грешниками? Конечно, скажем: «грешниками», и даже «грешнейшими всех человек». Но почему же мы вдруг остановились, стали оглядываться назад и по сторонам, с тайным удовлетворением, что, вот, могу же и я! — Не так, как другие, «прочие человецы». Только почувствуешь себя здоровым, самоуверенным, как вдруг — словно Господь отвернулся, словно стал чужим: «Ты здоров, значит, Я тебе не нужен. Ты не грешник, значит, Я не к тебе пришел». И словно отнимается Его рука, и все начинает рушиться.

Слова Господни о том, что Он пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию», должны для каждого христианина всегда звучать радостной вестью, словно Господь говорит тебе, как единственному: «Я пришел и пострадал только ради тебя. И только ради тебя Я еще раз приду на землю, во славе». Ну кто мог от лица всех грешников выразить такую дерзновенную надежду, что когда «Сам Господь» «сойдет с неба», мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»? Конечно же, только тот, кто всю жизнь помнил и говорил, «что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15).

Дорогой брат П.! Из вашего письма становится ясным, что, находясь в состоянии неверия, вы спрашиваете, можно ли вам хоть на что-нибудь надеяться. Как посланница Христа, я могу сказать: "Уповай на Бога" (Пс. 42:5). "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). Разве это полное милосердия обещание не придает вам мужества? И сколько бы сатана вам ни твердил о том, что вы - грешник, вы всегда можете ему ответить: "Да, я грешник, но ведь "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1Тим. 1:15).

Иисус сказал: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лук. 5:32); а затем: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лук. 15:7). Разве вы не хотите поверить этим драгоценным словам? Разве не хотите принять их всем своим сердцем? "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близок. Да оставит нечистивый путь свой и беззаконник помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Ис. 55:6, 7). Неужели это обещание кажется вам недостаточно полным, глубоким и значительным? Да можно ли желать большего? Неужели вы не позволите Господу воздвигнуть знамя в борьбе против врага? Сатана только и ищет момента лишить вас благословенных заверений Бога. Лишить душу малейшего луча надежды и света - его самое страстное желание. Проявляйте веру; подвизайтесь добрым подвигам веры; устраните все ваши сомнения, познакомьтесь с обетованиями.

"Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: "Ты смертью умрешь", а он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянутся ему; он стал творить суд и правду, он будет жив" (Иез. 33:13-16).

"С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего за грех души моей? О, человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих. 6:6-8). Когда сатана начнет искушать вас отказаться от всякой надежды, скажите ему эти слова. Вместе с Давидом молитесь: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких правде и научает кротких путям Своим" (Пс. 24:7-9).

"Тогда придите и рассудим, говорит Господь, если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас; ибо уста Господни говорят" (Ис. 1:18-20). Здесь представлены ясные, определенные и изобильные обетования, ко все они даны на определенных условиях. Можно ли сомневаться в том, что Господь сдержит Свое слово, если вы выполните Его условия? Окружите эти благословенные обетования верой и поместите их в залах своей памяти Ни одно из них не подведет. Бог исполнит все, что обещал, "ибо верен обещавший" (Евр. 10:23).

Работа, которую вам надлежит сделать, четко определена: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих: перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову" (Ис. 1:16-17). "И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал и творит суд и правду.. он будет жив, не умрет" (Иез. 18:27,28). Господь заявляет: "Но вы говорите: не прав путь Господа! Послушайте, дом Израилев. Мой ли путь не прав? Не нашили пути не правы?.. Разве Я хочу смерти беззаконника? - говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали, и сотворите себе новое сердце и новый дух: и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог. но обратитесь и живите" (Иер. 18:23, 25, 30-32).

Здесь Господь предельно ясно раскрывает Свою волю относительно спасения грешника. И позиция, которую многие занимают, выражая сомнения и неверие, что Господь спасет их. бросает тень на характер Бога. Сетующие на Его суровость обычно говорят: "Неправ путь Господа". Но Он тут же возвращает обвинение грешнику, вопрошая: "Не ваши ли пути неправы?" Приведенные мной слова Св. Писания полностью снимают все обвинения, извращающие характер Бога. Господь примет грешника, когда тот раскается в своих грехах и отвратится от них, чтобы через его усилия Бог мог стремиться к совершенствованию его характера. Эти обещания не говорят и "да" и "нет", ибо, если человек выполняет требуемые условия, "все обетования Божий в Нем "да" и в Нем "аминь" - в славу Божию через нас" (2Кор. 1:20). Бог отдал Своего Сына с единственной целью, чтобы человек был спасен не в беззаконии и неправедности, но в оставлении греха, омывая одежды своего характера и делая их белыми в крови Агнца. Бог желает удались от человека то, что и Он ненавидит, и человек должен сотрудничать с Богом в этой работе. Грех должен быть удален с ненавистью, а через веру необходимо принять праведность Христа. Таким путем божественная природа будет сотрудничать с человеческой природой.

Мы должны остерегаться сомнения и неверия и даже в минуту отчаяния не роптать на Бога. тем самым неверно представляя Его миру. Ведь этим мы становимся на сторону сатаны, лицемерно заявляющего: "Бедняжки, мне жаль вас, изнывающих под бременем греха, а вот у Бога жалости нет. Вы жаждите утешиться хоть какой либо надеждой, а Бог оставляет вас погибать и даже находит удовлетворение в вашем жалком положении". Но все это дьявольский обман. Не слушайте искусителя, а скажите ему: "Иисус отдал Свою жизнь, чтобы я мог жить. Он любит меня и не желает моей смерти. Мой Небесный Отец полон сострадания, и хотя я злоупотребил Его любовью, а Его милосердные благословения были попусту растрачены, я встану. пойду к Отцу моему и скажу Ему: Отче! Я согрешил... и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (Лук. 15:18-19). "И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его" (Лук. 15:20). Так Библия показывает желание Бога принять раскаявшегося, возвращающегося грешника:

Но даже эта притча о блудном сыне, при всей ее нежной трогательности, не выражает беспредельной сострадательности нашего Небесного отца. Слова пророка: "Господь говорит: "Любовью вечною я Возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3). В то время как грешник был еще далеко от Отцовского дома, в чужой стране расточал свое имение, сердце Отца уже скорбело о нем, и каждое страстное желание, пробужденное в его душе, чтобы вернуться к Богу,- это плод нежного Его Духа, утешающего, умоляющего я влекущего заблудшего к полному любви сердцу Отца.

Как можно сомневаться, имея столь богатые библейские обетования? Как можно верить тому, что Господь в Своем жестокосердии якобы не дает бедному грешнику припасть к Его стопам, когда тот жаждет вернуться и оставить свои грехи? Гоните такие мысли прочь! Ничто не обесчестит Бога больше, чем подобные мысли. Ничто не ранит и вашу собственную душу дольше, чем лелеяние подобных мыслей о нашем Небесном Отце! Такие понятия о Боге вносят элемент безнадежности во всю вашу духовную жизнь, лишают смысла любое стремление искать Бога и служить Ему. Недопустимо думать о Боге, как о строгом судье, готовящимся вынести нам суровый приговор. Конечно, Бог ненавидит грех, но из-за любви к грешникам Он в лице Христа отдал Самого Себя, чтобы все желающие могли спастись и насладиться вечным блаженством в Царстве славы.

Господь Сам открывает Свой характер, злонамеренно представленный сатаной в неверном свете, и делает это следующими словами: "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпивый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступления и грех" (Исх. 34:6-7). Можно ли найти более сильные, более волнующие слова, чем те, которые Он избрал, чтобы выразить Свою любовь к нам? Он говорит: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49:15).

Согласно плану искупления, "милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются" (Пс. 84:11). Премудрый и Всесильный Бог, пребывающий в недоступном свете и при этом полный любви и благодати! Так прославьте же Бога вы, сомневающиеся и трепещущие, ибо Иисус живет, чтобы ходатайствовать за нас. Прославьте Бога за бесценный дар Его дорогого Сына, прославьте, утверждая, что Он умер за нас не напрасно.

Брат П.! Вы спрашиваете, не является ли совершенный вами грех непрощенным в этой или будущей жизни? Отвечаю: я не нахожу ни малейшего доказательства считать и думать так. Что же является грехом против Св. Духа? Это добровольное приписывание сатане работы Св. Духа. Предположим, например, что кто-либо является свидетелем особенной работы Духа Божьего. Он обладает убедительным свидетельством, что эта работа находится в полном согласии со Священным Писанием, и Дух свидетельствует, что эта работа от Бога. Однако впоследствии он падает под давлением искушений; самонадеянность, гордость или же другие греховные черты овладевают этим человеком; он начинает отвергать все доказательства его божественного характера и заявляет, что то, что он прежде признавал и считал силой Св. Духа, было силой сатаны. Бог работает над сердцем человека посредством Св. Духа, но когда люди добровольно отвергают Св. Дух и заявляют, что это от сатаны, они закрывают тот проводник, через который Бог сообщается с ними. Отвергая данное Богом свидетельство, они отвергают свет, воссиявший в их сердце и в итоге их окружает мрак. Так исполняются слова Христа: "Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Матф. 6:23). Какое-то время люди, совершившие этот грех, могут еще с виду казаться детьми Божьими, но когда возникают определенные обстоятельства, открывающие характер и дух, живущий в них, когда обнаруживается, что они расположились на территории врага и находятся под его черным знаменем.

Мой дорогой брат! Дух приглашает и зовет вас сегодня. Придите к Иисусу и отдайте Ему свое сердце. Покайтесь в ваших грехах, исповедуйтесь перед Богом, оставьте всякое беззаконие, и тогда все Его обетования будут принадлежать вам. "Обратитесь ко Мне и будете спасены", - звучат слова Его милостивого приглашения (Ис. 45:22). Наступит день, когда страшный Божий приговор гневно будет произнесен над теми, кто упорствовал в своей неверности по отношению к Нему. Настанет час, когда Бог будет вынужден говорить и совершит ужасное в Своей праведности против нарушителей Своего закона. Но вы не должны быть среди тех, кто подвергнется гневу Божьему. Сегодня день Его спасения. Свет с Голгофского креста сияет в светлых, ярких лучах, отрывая Иисуса - нашу Жертву за грех. Если вы прочтете обетования, указанные мной, помните, что они являются отражением невыразимой любви и милости. Великое сердце с безграничным состраданием и безграничной любовью склоняется к грешнику: "В Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Ефес. 1:7). Да, только верьте, что Бог ваш помощник. Он желает восстановить Свой моральный Образ в человеке. Если вы приблизитесь к Нему через исповедание и раскаяние, тогда Он приблизится к вам в Своем милосердии и прощении. Мы в долгу перед Господом во всем. Он - Автор нашего спасения. Если вы будете совершать ваше спасение со страхом и трепетом, тогда "Бог произведет вас и хотение, и действие по Своему изволению".

Как поступили иудеи с Иисусом, не приняв Господа нашего, пришедшего спасти их? Ответ. Господь, поскольку пришел в мир грешников спасти, то и не гнушался грешниками, но с ними человеколюбиво и милостиво обращался, и их принимал, и с мытарями и прочими грешниками ел, желая их призвать к покаянию, как и Сам Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). Книжники и фарисеи, которые особенно противились Ему, роптали и укоряли Господа, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:2). И еще: «Он зашел к грешному человеку» (Лк 19:7). И еще «сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» - и прочее. Но Господь им кротко ответствовал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:11-13). Видим мы здесь:

1) Как ради нас пришел в мир Господь наш, так ради нас роптание и укорение претерпел от врагов Своих. Нас совесть наша и враги наши демоны как преступников закона Божия укоряли, а Христос Господь наш претерпел укорение неправедное, чтобы нас избавить от того укорения. Слава милосердию Его и долготерпению!

2) Истинные пастыри, которые, следуя Христу, Начальнику пастырей, не гнушаются явными грешниками, но с ними обходятся человеколюбиво и стараются их обратить к покаянию, подлежат укорению и поношению злых людей. Ибо на них наиболее восставляет сатана гонение и злобных людей научает бесчестить их, так как они словом Божиим разрушают мрачное царство его, о чем многие истории свидетельствуют. Ты берегись худое что говорить о пастырях и слуха злого о них не приемли, чтобы с фарисеями не осудиться.

3) Господь наш укоряем был, но Сам не укорял. Этим Он учит нас кротко и терпеливо с врагами нашими обходиться, укоряющих не укорять и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостью праведно отвечать. Если Господь наш, будучи безгрешным, в ответ на укорение не укорял, то тем более мы, рабы Его и грешники, так поступать и Господу нашему подражать должны.

4) Видим, как благосклонен был Господь наш к грешникам: будучи «един свят» и праведен, обращался между грешниками и видел совесть каждого, что у кого в сердце было и какие грехи каждый имел: «И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2:25). Однако никого не посрамил, и не обличил, и не осудил. Мы, хотя и сами грешные и всяким грехам подлежим, однако же часто укоряем, и обличаем, и судим: «ты такой и сякой», - говорим. Господь так не поступал, хотя и безгрешен был. Ибо пришел не судить и обличать, но спасти нас, и даже на явную грешницу, «взятую в прелюбодеянии» и приведенную к Нему обличителями, не хотел суда произнести, но сказал только ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11).

5) От словес Христовых: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», - видим, кого Христос Господь врачует, то есть болящего. Все люди болеют душой, но не все признают болезнь свою, не ищут исцеления, потому и не исцеляются. Таковы были книжники и фарисеи, которые себя здоровыми считали и называли, хотя более прочих немощными были, поэтому и остались в своей прежней болезни, и даже в горшей. Ибо болезнь неисцеленная, чем более продолжается, тем горше и страшнее бывает. Поэтому, если хотим исцелить нашу душу, надо нам узнать и признать болезнь ее, и у Христа-врача просить исцеления. Тело исцеляют и лекари - люди, но души никто не может исцелить, кроме Христа. Он один может исцелить и исцеляет души. Поэтому должно к Нему одному прибегать, и Ему объявлять болезнь, и просить у Него исцеления. Нет же такой болезни, которой бы не мог и не хотел исцелить Он, Который и мертвых воскрешает, и прокаженных очищает, и от природы слепым очи подает. Ибо на то и пришел в мир, чтобы души наши исцелить.

6) Из приведенного слова Божия: «Милости хочу, а не жертвы», - видим, что Богу наиболее приятно, а именно, - милость, оказываемая нами ближнему. Не отвергает Бог и жертвы, но всякой жертве предпочитает милость, ближнему творимую, так как Сам милостив. Поэтому, кто творит милость ближнему, тот подражает Ему и так приносит Ему жертву, которая лучше всякой другой жертвы. Ибо ничто так Богу не приятно, как подражание Ему (милосердием). Поэтому Христос говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36). И апостол увещевает нас: «Не забывайте также благотворения и общительности (т. е. подаяния, милостыни), ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16). Богу приятнее услышать и принять милостыню, ближнему творимую, нежели молитву, песнь и хвалу, Ему приносимую. Да и что может молитва без милостыни? Она подобна голосу без силы. Милостыня сама собой молится более, нежели все люди. Без милости нашей к ближнему все наши дела негодны, как дерево без плодов. Нет же большей милости, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Поэтому Христос, Господь наш, ради нас и в мир пришел, и обращался с грешниками, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим учит, что и все христиане, и особенно пастыри, которые на то и избираются, должны делать, чтобы быть едиными духом и мыслью со Христом: В них «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Рассуждай об этом, возлюбленный, и старайся таким (милостивым) быть по отношению к ближнему твоему, каким ты Бога по отношению к себе (видишь) и хочешь иметь. Иными словами, будь милостив к брату твоему, если хочешь, чтобы Бог был к тебе милостив. Прощай ему все грехи его, если хочешь от Бога прощение грехов твоих получить. Заботься о спасении его так, как о своем заботишься. Это есть дух христианский. Это есть истинного христианина знамение - делать ближнему своему то, чего себе хочешь. Этому закон, пророки и апостолы, и Сам закона, пророков и апостолов Господь учит.

7) Из слов Господних: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», - видим, какова цель пришествия Христова в мир, а именно, - призвать нас к покаянию. Все мы заблудились от пути истины. Пленил нас враг наш сатана, и отвел нас от Бога истинного, и в беспутье ввергнул, и уязвил нас, как разбойник, и лежали на пути еле живые, и не мог нас ни закон, ни левиты, ни пророки исцелить. Все мы, как один человек, от востока до запада, лежали уязвленными врагом тем, и ни от кого исцеления получить не могли, ни от закона, ни от священников, ни от левитов. Все они, видя нашу язву неисцельную, - все мимо прошли, и оставили нас, и ни в чем не помогли нам. Сам же пророков и закона и левитов Господь, Сын Божий, Царь и Царев Сын, возлюбленный Иисус, не от Самарии, но от Марии Девы происшедший, пришел к нам и, видев нас, милосердовал о нас, и предложил нам врачевство - покаяние, говоря: «Покайтесь». Я вас «пришел взыскать и спасти». Оставьте прежнюю вашу жизнь, обратитесь, перемените себя, и врачевство у Меня вам готово: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, и прочее. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис.1:16-18). Видишь, ради чего Христос пришел: призвать нас к покаянию и кающихся исцелить, а некающиеся как бы противятся этому. Отсюда видим, что вся христианская жизнь на земле должна быть не чем иным, как покаянием, которое и достойные покаяния дела включает. Христос «пришел призвать нас к покаянию». Обрати особое внимание на слова: «пришел призвать к покаянию». Не веселье, не трапезы, не гуляния, не пиршества, не ликование, и прочее, но покаяние, плач, слезы, рыдание и крест предлагает нам, во юдоли плачевной живущим, Господь наш. Теперь видишь, что значит христианская жизнь в мире, который «лежит во зле». Читай Евангелие Христово и (яснее) увидишь. Имеют и христиане здесь веселье, но духовное. Они радуются не о золоте, серебре, пище, питье, чести и славе, но «о Боге Спасе своем», о благости и милости Его к ним, о надежде вечной жизни, и прочее. Отсюда видишь, что заблуждаются те христиане, которые в веселостях мира сего дни свои проводят, любят проезжаться в каретах, в гости ездить и гостей принимать, банкеты, танцы и прочие веселья устраивать, оставляя долг богопочитания и должность к отечеству. Нет в них покаяния и потому напрасно зовут ко Христу: «Господи, Господи!» - ибо не делают, что Христос говорит: «Покайтесь». Рассуждай об этом и бегай от таких дел, как от Содома и Гоморры, чтобы с ними не погибнуть. Христос Господь всех зовет к покаянию, но если кто не кается и не творит дел покаяния, то это значит, что он Христа не послушал и, к покаянию Им позванный, не повиновался Ему, потому и Христос и Евангелие такому никакой пользы подать не могут. Не находится в покаянии тот, кто греховной жизни не оставляет, не обновляется умом и сердцем, но в ветхой и плотской жизни пребывает, не умерщвляет плоти со страстями и похотями, ищет в мире этом, как отечестве своем, чести, славы и богатства, а не как странник и пришелец живет, и не старается о том, как бы не лишиться вечной жизни. Таков всякий некающийся, и таковы отличительные признаки некающегося человека. Ибо истинное покаяние обновляет человека, и от мира отводит, и поощряет к подвигу против греха, и ум и сердце его к вечности привязывает. Помни и рассуждай об этом.

8) Поминай Господа Иисуса. Христос, Который языками человеческими укоряем был, явится во славе Своей в последний день, и Тот, Который к грешникам пришел, придет со всеми чистыми Ангелами Своими, и Тот, Который с грешниками ел и пил, сядет на престоле славы Своей, и Тот, Который призвал грешников к покаянию, призовет на суд всех грешников. Близок же день тот, и уже ближе сегодня, нежели вчера был: «Господь вовек пребывает. Приготовил Он для суда престол Свой» (Пс.9:8). 9) От слов: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», - грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников пришел - призвать их к покаянию. Когда в грехах каемся и на пути покаяния находимся, то будем помнить и то, что апостол утешительно написал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Сын Божий сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Итак, стой, крепись, мужайся, и да крепится сердце твое, так как и тебя Он пришел призвать на покаяние, пришел взыскать и спасти, потому что и ты один из погибших и грешников, которых Он пришел взыскать и спасти. И Он лицеприятия не имеет, Он всех кающихся милует и спасает, ибо на то и пришел. Спасайся.

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея; и сегодня мы будем читать 3-ю главу с 1-го по 17-й стих. Тема сегодняшней беседы называется: «Иоанн Креститель и Крещение Господне».

И мы читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея:

. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» .

Великий пророк Иоанн Креститель был троюродным братом Христа по плоти, так как его (Иоанна) мать, праведная Елисавета, и Пресвятая Дева Мария были двоюродными сестрами.

Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях.

В Житии святого Иоанна Крестителя говорится о том, что после Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, праведная Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в Храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание святого младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в Храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелами, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» .

По выражению церковных песнопений, Иоанн Креститель был «светлою утреннею звездою» , которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» .

Апостол Матфей приводит это пророчество из пророка Исаии, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого Завета, ведь свое Евангелие апостол и евангелист Матфей писал для иудеев, посему при всякой возможности подтверждал сказанное из Закона, Пророков и Писания.

Так в общении с иудеями поступал и сам Христос (см. ), и его апостолы (см. ). Блаженный Феофилакт под «путем Господним» понимает проповедь Евангелия, а под «стезями», которые необходимо выпрямить, – Закон Божий. То есть, Благая Весть (Евангелие) не упраздняет Закона, но, напротив, усиливает его влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает призыв: «прямыми сделайте стези Ему» . Стезею называется путь Закона, потому что он древний и многие уже прошли по нему.

. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» .

С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илию. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» ().

Дело в том, что святой Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илие был пророк Елисей. Сказано: «…опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (). В случае с святым Иоанном Крестителем на нем «опочил дух Илии».

. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» .

В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов.

Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход, и нужен новый Законодатель.

С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо подчинения механическому (внешнему) но не сердечному стремлению исполнить Божий Закон.

. «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» .

Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался микве , буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» (ср. «собрание вод» ()).

Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты.

Библия требует «омыть тело водою» (; и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу () или какому-либо иному нечистому объекту (), так и вследствие нечистых телесных выделений (-я глава), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран.

Парадокс заключался в том, что Иоанн Креститель совершал обряд микве (крещения) над всеми, приходившими к нему из Иерусалима и Иудеи. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми и оскверненными, и как бы призывал к всецелому обновлению веры (прозелитизму). Кстати, микве признавалась совершенной только при полном погружении в воду.

И многие «крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои », то есть признавая свою оскверненность и религиозную несостоятельность.

. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» .

Блаженный Феофилакт дает следующее объяснение: «Фарисей в переводе значит ″отдельный″, так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других… Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в Ангелов, ни в духа. ″Саддукеи″ в переводе значит ″праведные″, ибо ″седек″ – праведность. Они сами называли себя праведными »

Далее нам придется более подробно говорить и о саддукеях, и о фарисеях. Теперь ограничимся этим истолкованием. Единственное, что хотелось бы добавить здесь: по мнению крупного израильского историка Луи Финкелстайна, фарисеи были, выражаясь античным языком, плебеями, а саддукеи патрициями.

Итак, Иоанн Креститель обличает их, поспешивших креститься у него. Далее он предлагает им:

. «сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» .

Словами: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» Креститель указал, по истолкованию блаженных Иеронима и Феофилакта, на язычников, которые скорее по долгу службы должны были там находиться. Вероятнее всего, это были римские центурионы, которые всегда дежурили при большом скоплении народа.

То, что иудеи кичились своим происхождением от Авраама, мешало им увидеть, насколько сильно они отличались от своего праотца. Блаженный Феофилакт пишет: «Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение» . На самом деле то, что эти люди происходили от патриарха Авраама, только усиливало их вину. Сказано: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ().

. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» .

Блаженный Феофилакт неожиданно истолковывает эти слова в их применении к жизни христианских общин. Феофилакт пишет: «Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями – каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну. Всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода. Не сказал: ″не принесшее″, но ″не приносящее″; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны» .

Не надо удивляться, что святые Отцы многие обличительные слова из Библии , относящиеся к иудеям, воспринимают как относящиеся к христианам. Сказано: «Все это происходило с ними(то есть древними иудеями – О.С. ), как образы; а описано в наставление нам (то есть христианам – О.С. ) достигшим последних веков» ().

В настоящее время в нашей Церкви появилось либеральное крыло представителей духовенства, которые проповедуют прогрессистские идеи о будущности христианства. Эти либералы в рясах уверовали в некое «побеждающие » и, много говоря о нем, совершенно забыли о побеждающем Христе. Сын Божий учит нас: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (). То есть мы ничто без Христа, и чем-то можем быть только в Нем.

Прогрессистские батюшки проповедуют «теологию процветания и обогащения»; начитавшись протестантских и нео-протестантских книг, они уверовали в свою особую роль и особую роль христианской молодежи в «деле…», как они говорят, «…спасения Церкви». Безумцы! Они не знают, что не спасают, а в ней спасаются, как не знают и того, что молодежь есть самая незрелая в духовном и нравственном смысле часть наших православных общин.

Проповедуя «прогрессивное», во всем сомневающееся «богословие», они очень походят на саддукеев.

Высшая иерархия Иерусалимского храма все были саддукеи, эти архиереи презирали простой народ и низшее духовенство. В своих мечтах и самомнении они так оторвались от реальной жизни, что встреча их с Христом имела место только после Его заключения под стражу. Но и тогда они не поняли и не увидели истины.

Другая крайность – батюшки-консерваторы, эти наши отцы могут часами говорить об антихристе и ни разу не вспомнить о Христе. Пришествие сына их занимает и волнует более, чем Пришествие Сына Божия. Впав в «чемоданное» настроение, они всем рекомендуют жить так, как будто завтра, или даже сегодня, весь мир провалится в геенну огненную. Запрещают вступать брак и рождать детей, как они думают, в преддверии конца света.

Подобное поведение напоминает другую крайность в иудаизме I века, а именно фарисейство.

. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» .

Слова Предтечи: «а солому сожжет огнем неугасимым» Блаженный Феофилакт истолковал следующим образом: «Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген , когда говорил, что будет конец наказанию ». В наше печальное время учение еретика Оригена открыто проповедуют на некоторых приходах и даже в духовных учебных заведениях.

Апостол Матфей пишет:

. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Блаженный Феофилакт так объясняет поведение Иоанна Крестителя, который попытался удержать от обряда микве (крещения) Господа Иисуса Христа: «Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние» .

. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» . Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти же слова: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед Законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих» .

В Евангелии от Луки сказано: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (). Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас» . То есть Христос Своим Детством освятил детство каждого из нас; Своею Юностью – освятил юность; Своим Мужеским возрастом – зрелые годы в жизни каждого человека.

. «Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» .

Данное событие, Крещение Господне, называется и Днем Богоявления, потому что человек Иоанн Креститель первым из всех людей созерцал столь явственно тайну Триединого Бога. Тайну, которую человек не смог бы вывести никаким логическим путем, тайну, к которой применимы известные слова учителя Церкви Тертуллиана : «Верую, потому что абсурдно» . То есть более чем непостижимо…

Предтеча зрит Сына Божия стоящего в струях Иордана, – особо; зрит «Духа Божия, Который сходил, как голубь» ,– особо; слышит глас Бога Отца, «с небес глаголющий» , – особо. Иоанн сподобляется первым из людей так явственно быть озаренным трисиятельным Светом Триединого Божества.

То же самое мы видим и в следующем тексте: «…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Яhве ) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве.

Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь и Дух Его» ().

Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» () мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына, о чем мы прочитали выше. Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца.

А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что Один и тот же Бог не просто один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась [Личность].

Даже главная заповедь о Единстве Творца: «Слушай, Израиль: Господь, наш, Господь един есть» (), – оканчивается словами не «Господь один», а «Господь един» – Адонай эхад . «Эхад» – означает именно «един». Хотя иногда это слово и понимается как один, но, скорее, «один» (одно) как начало чреды неких множеств. Множеств – соединенных чем-либо друг с другом или во имя чего-либо. Маймонид понимал опасность этого слова для иудаизма и убрал его из 13-и догматов веры иудеев.

Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите: «С кем я един»? Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.

Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: «Бог есть любовь» (), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Бог есть Любовь – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: «да будут едино, как Мы едино» (). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою » . Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ().

Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... хотя в Них нет счета, как учат святые Отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ().

Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (1†1†1) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества» . Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге» . То есть схема: 1†1†1 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1.

Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его истинная Человеческая природа.

А когда мы читаем: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( – сравните с ; ), – по-гречески «Это Я» звучит как «Я есть». Речь идет о Том, в руках Которого и жизнь и смерть. Он Сам говорил о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» ().

Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете. «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: ″Господь – оправдание наше!″» (). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем Ягве . Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии .

Но все же тайна Пресвятой Троицы, при всей убедительности православных аргументов, остается тайной Веры и раскрывается в трисиятельном Свете чистым и ищущим сердцам. И хотя современные либеральные «богословы» проповедуют христоцентризм, православное богословие остается тринитарным.

Каждое молитвенное правило и каждое Таинство Церкви начинается молитвенным обращением ко всем Лицам Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Это и есть Вера отеческая и Вера Православная!

О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. С кротостью приступает к Нему, напоминает воззреть на свою благодать, и приговор изменяется на прощение. О, как велика сила покаяния: оно склоняет Бога исправить нерадение [людей], когда грех овладел уже человеческим родом! Покаяние встречает Ангелов гнева и преодолевает их, чтобы не увлекли к гибели; удерживает мечи, удерживает серпы, чтобы не пожинали рода человеческого. Ангелы-мстители, видя его, приходят в изумление, и покаяние говорит им: «Под защиту свою беру преступников Закона, ручаюсь за род человеческий, даю Владыке обеспечение за людей. Для чего пришли вы переменять мои условия? Имею определенный срок. У меня заключен с Богом договор, когда представить Ему необратившихся. Для чего пришли вы противиться моим правам? Могу призвать на вас суд. У меня есть много свидетелей, которые убедят моего Владыку. Есть у меня доказательства, по которым могу получить отсрочку для представления человечества Богу». Итак, отводит оно Ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит: «Знаешь, Владыко, созданного Тобою человека, знаешь, что сотворен он из персти, что естество его слабо, что крепость его легко сокрушима. Если (отнять у него сон), не останется в живых, если не поест, в опасности его жизнь. Зимой замерзает, летом опаляется зноем, вечером не видит, ночью не смеет ходить; если походит, изнемогает; если остается в бездействии, дремлет; если сидит, ему скучно; если станет говорить, утомляется; если его принуждать, ему трудно; если долго постоит, устанет. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом!? Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; внешнее ему препятствует; сокровенное поражает неожиданностью; стоять против козней он не готов; для отражения того, что его тревожит, скуден умом; против умышляющих зло немощен душою; он погружен в заботы о теле, пропитании жены и детей. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такое существо скоро восторжествовало над грехом!? Что же, о Владыко, он в силах сделать против диавола? Велика сила змия, глубоко его обольщение; грех, по причине его привлекательности, распростерся широко; страсти, после вкушения, стали близкими по телу; грех тревожит плоть похотью; склонность к суетной славе владеет его душой: лукавство увлекает ум. Что же в состоянии сделать этот жалкий против такого множества противников? Помилуй, Владыко, пощади Свое создание, умилосердись к праху, который Ты захотел прославить; удержи угрозу, останови скорое наказание, останови смертный приговор ради меня, покаяния. Я, ходатай за человечество, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, насколько это позволит природа (человеческая)». И Бог уступил покаянию, склонился на прошение, согласился всегда иметь снисхождение к человеческому роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством, и дал ему власть над немощью человеческой; определил срок Суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить свою власть, а скорее, стать обвинителем, если человек пренебрегал столь долгим терпением; не просить милости, чтобы срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению. И покаяние соглашается на эти повеления и умиротворяет Ангелов. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние ходатайствовало, и городу возвращено благоденствие. Под городом подразумевается вся вселенная и под ниневитянами – все человечество. Пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется Воскресение. Преподобный Ефрем Сирин (27, 178).

Просмотров