Влияние человека на растения и растительность. Человек и природные ресурсы из "Проектирование аппаратов пылегазоочистки"

Воздействие загрязнителей на флору, фауну и на человека

из "Проектирование аппаратов пылегазоочистки"

Наибольший ущерб растениям причиняют дисперсные загрязнители, соединения металлов, фтора, оксиды серы и азота. Пылевые и зольные отложения на зеленой массе ограничивают процессы фотосинтеза, а соединения металлов подавляют их и действуют как клеточные яды. Соединения фтора снижают продуктивность леса, вызывая высыхание и гибель деревьев. Оксиды серы и азота повреждают зеленую массу и разлагают хлорофилл. Особенно чувствительны к ним хвойные породы деревьев. Загрязнение воздушной среды оказывает вредное воздействие на флору и через почву, где кислотные дожди уничтожают почвенные бактерии, червей, разлагают гумус, вымывают необходимые растениям элементы.
Влияние загрязненной атмосферы на животный мир и человека во многом сходно. Загрязнители могут вызывать интоксикации, хронические и онкологические заболевания, увеличивать число мутаций, снижать репродуктивность и срок жизни.
Многочисленная и, как правило, разрозненная информация по животному миру подтверждает, что загрязнители чаще всего действуют специфично на различные виды животных, поражая определенные органы и функции. Одним из общих проявлений последствий загрязнения воздушной среды является летальность кислотных дождей для животных, обитающих в водоемах и почве. Если pH воды в водоемах понижается до 5, наблюдается массовая гибель рыб, а вода с pH менее 4,5 вообще непригодна для жизни животных. В целом загрязнение окружающей среды сказывается на животном мире более заметно, чем на человеческом сообществе ежегодно фауна планеты Земля становится беднее еще на несколько видов.
Непосредственный ущерб здоровью человека наносят мелкие аэровзвеси и газообразные загрязнители. Дисперсные частицы с размерами менее 5 мкм могут достигать легких, не задерживаясь в носоглотке и альвеолах. Отдельные виды пыли могут вызывать специфические заболевания силикатная, угольная, алмазная и некоторые другие - пневмокониозы, асбестовая - онкологические. Очень опасна мелкая пыль, на которой сорбированы кислоты, кислотообразующие газы, токсичные соединения и радионуклиды.
Степень воздействия загрязнителей на организм человека зависит от огромного числа причин, обусловленных состоянием самого организма, внешними условиями, видом загрязнителя, другими факторами. Весьма существенными показателями являются токсичность, концентрация и время экспозиции загрязнителя. В общем случае принято считать, что долговременное воздействие малых концентраций опаснее кратковременного воздействия концентрированных веществ, разумеется, если полученная доза не близка к летальной.

«Неблагоприятная экологическая обстановка» - Загрязнение воздуха. Варианты поведения в повседневной жизни. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Как влияют витамины А, В, С на защитные свойства организма. Наименование продуктов и наличие в них витаминов. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов.

«Человек и биосфера» - Проблемы загрязнения твердыми отходами. 7 видов редких позвоночных: глухарь, воробьиный сыч, сизоворонка, хохлатый жаворонок, чернолобый сорокопут, просянка, европейская норка. Рост народонаселения. Грязный город. Ведущие специалисты из разных областей биологической науки: Сохранение биологического разнообразия.

«Экология человека и его здоровье» - Развивать мыслительную деятельность. Двигательная активность. Климат и здоровье. Викторина. Теория. Оценка подготовленности организма. Определение стрессоустойчивости. Закаливание. Правильное дыхание. Здоровье. Профилактика. Иммунитет. Причины заболеваний. Межпредметный курс по экологии. Предмет элективного курса.

«Антропогенно-техногенные опасности» - Информационная совместимость. Нарушение трудоспособности и здоровья. Антропогенно-техногенные опасности. Взаимосвязь человека с технической системой. Нервная система человека. Технико-эстетическая совместимость. Аксиома о потенциальной опасности. Стереотип. Защитные функции организма. Барорецепторы.

«Среда человека» - Загрязнения окружающей среды. Окружающая среда. Охрана природы. Охрана природы - важнейшая задача человечества. Содержание. Борьба с грязью. Экология…

«Человек - часть природы» - Хищные птицы ловят на полях грызунов. Закон РФ Об охране и использования животного мира. Дисциплинарная Административная Уголовная. Природа не успевает очищать воду от загрязнений. На нашей планете тысячи рек, озер. Водный кодекс РФ. Человек и природа. Э. Огнецвет. Пусть будет нарядной Земля. Человеческое общество подчиняется своим собственным законам, требованиям морали.

Введение

Антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает выраженное воздействие на формирование популяционного здоровья населения, особенно в связи с изменением социально-экономических условий. Неуклонный рост поступлений токсичных веществ в окружающую среду, прежде всего, отражается на здоровье населения, ухудшается качество продуктов с/х, преждевременно разрушаются жилища, металлоконструкции промышленных и гражданских сооружений, приводит к гибели флоры и фауны. Поступающие в атмосферу оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, соединения свинца, пыль оказывают различное токсическое воздействие на организм человека. Именно потому сейчас стоит очень остро проблема « окружающая среда и здоровье человека». По этой причине автор заинтересовался данным вопросом, ведь самочувствие, собственное здоровье и здоровье наших детей волнует нас больше всего, так как окружающая среда и организм человека тесно связаны между собой.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды предполагает денежную оценку негативных изменений в широком спектре последствий: ухудшение здоровья человека, вынужденного дышать загрязненным воздухом, пить воду, содержащую вредные примеси и есть загрязненные продукты; изменение возможностей развития и воспитания личности вследствие исчезновения привычного ландшафта и природы, изменение климата, и денежную оценку негативных условий существования человека.

В Российской Федерации сложилась неблагоприятная, а в некоторых районах даже острая экологическая обстановка. В неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке проживают 109 млн. человек, или 73% всего населения. Серьезные эколого-гигиенические проблемы характерны и для жителей города Новый Уренгой. Существующая неблагоприятная эколого-гигиеническая обстановка предопределяет то, что в литературе широко обсуждается вопрос о влиянии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения. Оценка значимости загрязнения среды по биологическим ответам организма человека, по показателям здоровья более объективна, чем сопоставление концентраций отдельных загрязнителей с гигиеническими нормами, т.к. интегрально учитывает влияние всех, в том числе не идентифицированных, загрязнителей, их комплексное и комбинированное действие на организм человека.

Влияние антропогенных и природных факторов на флору, фауну, здоровье населения и общую экологическую ситуацию

Влияние антропогенных и природных факторов на флору

Изучение влияния человека и его хозяйственной деятельности на изменения растительного покрова входит в компетенцию фитоценологии, которая в последнее время обращает на это большое внимание, особенно в связи с вопросами охраны окружающей среды. Однако в решение этих проблем все больше включаются экологи разных профилей. Эколог не может пройти мимо основных аспектов влияния антропогенного экологического фактора, который исторически является самым молодым, новым. С момента появления человека на Земле его влияние на природу, на всю биосферу нарастало так быстро, что В. И. Вернадский выделил особую так называемую ноосферу, и в настоящее время мы уже не можем найти на нашей планете какого-либо сообщества, практически не подвергшегося тому или иному воздействию человека.

Вся история человечества связана с тем или иным его влиянием на флору и растительность. Сначала это была деятельность кочевников, а когда им на смену пришли земледельцы, она усилилась особенно из-за выжигания и вырубки лесов для получения новых посевных участков. Вырубка лесов в странах Средиземья, в Малой Азии, Месопотамии, т. е. в районах древнейшей культуры, привела к значительной ксерофитизации, опустыниванию этих территорий. В Африке и в Индии сокращение площадей тропических лесов обусловило увеличение площадей саванн; то же происходило и в Южной Америке. В Средней Азии в районах древнейшей культуры по берегам Амударьи и Сырдарьи, а также в Центральной Азии и Северной Америке усиленное развитие животноводства вызвало распространение подвижных барханных песков. В Северной Америке сведение лесов вызвало эрозию, и появились обширные пространства так называемых бэд лэнд. Эпоха великих географических открытий вела к расширению заноса и завоза все новых и новых видов, которые иногда быстро распространялись в новых условиях. Влияние человека связано с общественными формациями, здесь надо учитывать, конечно, и социально-экономический аспект. Обычно принято различать бессознательное и сознательное воздействие человека на природу.

Сокращение ареалов или даже уничтожение видов. Этот хорошо всем известный процесс происходит под влиянием многих сторон деятельности человека. Иногда человек сознательно уничтожает некоторые виды. Так, в Скандинавских странах уничтожен барбарис, являющийся, как известно, промежуточным хозяином ржавчины хлебных злаков. В нашей флоре насчитывается много исчезающих видов, занесенных в Красную книгу.

Орошение, обводнение, осушение. Орошение -- это искусственное увлажнение почвы для получения более высоких урожаев. В аридной зоне человек создает особые ландшафты -- оазисы, имеющие своеобразную экологическую обстановку. Обводнением называют сооружение дополнительных водных источников (прудов, колодцев, скважин), которые предназначены для улучшения водоснабжения. Однако с орошением (особенно с неправильным) в пустынной зоне связано неприятное явление -- вторичное засоление почв. При отсутствии дренажа такие участки вторично засоленных почв обычно исключаются из пользования. Длительное существование примитивного орошаемого земледелия в пустынной зоне привело к широкому развитию такыров. Осушение применяют на заболоченных пространствах. Осушение заболоченного леса, как правило, увеличивает продуктивность, но снижение уровня грунтовых вод может вызвать иссушение соседних, не заболоченных лесов, обмеление рек, берущих начало в заболоченных районах, и т. д.

Наконец, огромное влияние на растительность человек оказывает, конечно, тем, что занимает все новые и новые площади под искусственные агрофитоценозы (посевы, посадки и т. п.).

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Влияние транспорта на окружающую среду – одна из самых актуальных проблем современности. И чтобы её решить, нужно вникнуть в суть воздействия и разработать меры, направленные на устранение негативных последствий.

Актуальность проблемы

Существует несколько видов транспорта, но наиболее опасным с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду считается автомобильный. И если несколько десятков лет назад личную машину мог позволить себе далеко не каждый, то сегодня она стала необходимым и вполне доступным средством передвижения для многих людей.

В связи с этим доля загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями, достигла 50%, в то время как в 70-е годы прошлого века она составляла всего 10-15%. А в крупных городах и современных мегаполисах данный показатель может достигать 65-70%. Кроме того, ежегодно количество выбросов возрастает примерно на 3%, и это вызывает серьезные опасения.

Интересный факт: автомобильный транспорт занимает лидирующие позиции с точки зрения ущерба, наносимого окружающей среде, это основной источник загрязнения атмосферы. На его долю приходится более 90% загрязнения воздуха, чуть меньше 50% шумового воздействия, а также около 65-68% влияния на климат.

Вредные вещества, образующиеся в процессе эксплуатации транспорта

Экологические проблемы автомобильного транспорта очень актуальны и связаны с особенностями работы современных моделей. Если брать усреднённые показатели, то одна машина в течение года поглощает около четырёх тонн кислорода, необходимого для запуска процессов сгорания топлива. В результате работы двигателя автомобиля образуются отработанные газы, состоящие из множества вредных компонентов.

Так, в год выбрасывается порядка 800 кг угарного газа, 180-200 килограммов углеродов и примерно 35-40 кг оксидов азота. Также в атмосферу выделяются и канцерогенные соединения: порядка пяти тысяч тонн свинца, около полутора тонн бензапилена, свыше 27 тонн бензола и более 17 тысяч тонн формальдегида. А общее количество всех вредных и опасных веществ, выделяемых в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, составляет около 20 миллионов тонн. И такие цифры огромные и пугающие.

Всего в состав отработанных газов, выделяемых автомобильным транспортом, входит свыше 200 различных компонентов и соединений, и подавляющее их большинство обладает токсичными свойствами. А некоторые вещества образуются в результате эксплуатации машин и их взаимодействия с окружающими поверхностями, например, из-за трения резины об асфальт.

Нельзя недооценивать и вред различных автомобильных деталей, утилизации которых не уделяется должного внимания. В итоге образуются стихийные свалки с миллионами запчастей транспорта, изготовленных из резины и металлов, которые также выделяют опасные пары в атмосферу.

Процесс работы двигателя автомобильного транспорта очень сложен и включает массу различных реакций. В ходе последних образуются многочисленные вещества, основными среди которых являются:

  • Углеводороды являются соединениями, состоящими из изначальных или подвергшихся распаду элементов топлива.
  • Сажа представляет собой образующийся в результате пиролиза твёрдый углерод и основную составляющую нерастворимых частиц, выделяемых двигателем автотранспорта.
  • Оксиды серы образуются в процессе входящей в состав автомобильного топлива серы.
  • Оксид углерода – это не имеющий запаха и цвета газ, имеющий невысокую плотность и быстро распространяющийся по атмосфере.
  • Углеводородные соединения. Они изучены довольно плохо, но учёным уже удалось выяснить, что эти компоненты выхлопных газов могут служить исходными продуктами для формирования так называемых фотооксидантов.
  • Оксид азота является бесцветным газом, а диоксид приобретает насыщенный бурый оттенок и характерный неприятный запах.
  • Сернистый ангидрид представляет собой газ без цвета, но с очень едким запахом.

Интересный факт: состав выхлопных отработанных газов, выделяемых в атмосферу в ходе эксплуатации автомобильного транспорта, зависит от особенностей работы машины, её состояния, используемого топлива, а также опыта водителя.

Негативные последствия

Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду крайне негативно. И стоит рассмотреть несколько основных угроз.

Парниковый эффект

О нём говорят все экологи, и последствия такого глобального явления уже начинают проявляться. Возникающие в процессе эксплуатации автомобилей компоненты отработанных выхлопных газов проникают в атмосферу, повышают плотность её нижних слоёв и создают эффект парника. В итоге солнечные лучи попадают на поверхность Земли и нагревают её, но тепло не может уходить обратно в космос (примерно такие процессы наблюдаются в теплицах).

Парниковый эффект – это реальная угроза. К его возможным последствиям относятся повышение уровня мирового океана, глобальное потепление, таяние ледников, природные катаклизмы, хозяйственный кризис, губительное влияние на фауну и флору.

Изменение экосистемы

Из-за загрязнения окружающей среды транспортом страдает практически всё живое на земле. Выхлопные газы вдыхают животные, из-за чего ухудшается функционирование их дыхательной системы. В результате нарушения дыхания и нехватки кислорода страдают другие органы.

Животные испытывают стресс, из-за которого могут вести себя неестественно. Также заметно снижаются темпы размножения, в результате чего одни виды становятся малочисленными, а другие начинают относиться к редким и вымирающим. Сильно страдает и флора, ведь отработанные газы автомобильного транспорта практически сразу попадают на растения, образуя на них плотный налёт и нарушая процессы естественного дыхания.

Кроме того, вредные соединения проникают в почву и из неё всасываются корнями, что также негативно сказывается на состоянии и росте представителей флоры. Связанные с негативным влиянием автотранспорта перемены с каждым годом становятся всё более масштабными и глобальными, а со временем они могут привести к краху существующей на планете Земля экосистемы, что повлияет на жизнь человечества, воздух, атмосферу.

Экологические проблемы из-за автотранспорта

Экологические проблемы автотранспорта — актуальные вопросы. Активная и повсеместная эксплуатация автомобилей сильно ухудшает экологию, загрязняет воздух, водоёмы, осадки, атмосферу. И такая ситуация может привести к многочисленным проблемам со здоровьем.

Так, сильно страдает дыхательная система, ведь вредные вещества выхлопных газов практически сразу попадают в неё, раздражают слизистые оболочки, засоряют лёгкие и бронхи. Из-за нарушения дыхания возникает дефицит кислорода во всех тканях человеческого организма. Кроме того, опасные выбрасываемые автомобильным транспортом соединения разносятся с кровью и оседают в различных органах, и последствия такого загрязнения могут проявляться спустя годы в виде хронических или даже онкологических заболеваний.

Кислотные дожди

Ещё одна опасность активного использования автомобильного транспорта – кислотные дожди, возникающие из-за воздействия выхлопных газов и загрязнения атмосферы. Они влияют на растительный мир и здоровье людей, меняют состав почвы, разрушают здания и памятники, а также сильно загрязняют водоёмы и делают их воду непригодной для использования и проживания.

Пути решения проблемы

Экологические проблемы автомобильного транспорта в современном мире неизбежны. Но всё же их можно решить, если действовать комплексно и глобально. Рассмотрим основные пути решения проблем, связанных с эксплуатацией автомобилей:

  1. Чтобы сократить выбросы выхлопных газов, негативно влияющих на окружающую среду, следует использовать качественное очищенное топливо. Зачастую попытки сэкономить приводят к покупке бензина, содержащего опасные соединения.
  2. Разработка принципиально новых типов двигателей автомобильного транспорта, использование альтернативных источников энергии. Так, в продаже стали появляться электромобили и гибриды, работающие на электричестве. И хотя пока таких моделей немного, возможно, в будущем они станут более популярными.
  3. Соблюдение правил эксплуатации автомобиля. Важно вовремя устранять неполадки, обеспечить постоянное и комплексное обслуживание, не превышать допустимые нагрузки, придерживаться касающихся управления рекомендаций.
  4. Экологическая обстановка наверняка улучшится, если разработать и использовать очистное и фильтрующее оборудование, которое сократит объёмы вредных соединений, выделяемых автомобильным транспортом.
  5. Реконструкция двигателя автомобиля с целью повышения КПД и сокращения объёмов расходуемого топлива.
  6. Использование других видов транспорта, например, троллейбусов и трамваев.

Используйте автотранспорт рационально и старайтесь сокращать его негативное влияние на окружающую среду.

Периодически в мире случаются аварии танкеров, транспортирующих нефть. Продукт, разлитый в море, океане причиняет существенный вред экологии. В тяжелой ситуации оказываются представители флоры и фауны.

Птицы

Механизм негативного воздействия нефтепродуктов на птиц изучен многочисленными исследованиями. Наибольший вред разливы нефти причиняют представителям пернатых, которые большую часть жизни проводят в воде. Птицы вдыхают испарения, пьют воду с примесью нефтепродуктов, они остаются на перьях, при чистке попадают в организм. Разливы нефти сокращают численность пернатых. Птица, перья которой испачканы нефтепродуктами, садится в гнездо. Компоненты нефти попадают на скорлупу, что становится причиной гибели птенца. После таких аварий в воде уменьшается количество рыбы, моллюсков, что приводит к дефициту пищи для птиц.

Исследования, касающиеся влияния разлива нефти на птиц, проводятся постоянно. Доказано, что после таких катастроф их виды могут восстанавливаться при условии миграции в другие зоны, не охваченные разливом, если особи не потеряли способности к размножению. Получать точные данные по негативному воздействию нефтяных разливов на птиц, их гибели, снижению интенсивности воспроизводства можно только на местах их колоний. Сделать объективный анализ при изучении всего вида или выявить отрицательные последствия в масштабах региона сложнее.

Млекопитающие

Нефть, разлитая в море, причиняет немало вреда млекопитающим, является причиной их гибели. Нефтепродукты загрязняют мех, который сбивается в комки. Такой покров не обеспечивает животному качественную защиту от воды и холода. Нефть разъедает слизистую оболочку глаз, млекопитающее не может нормально ориентироваться, добывать себе пищу. Проникновение нефтепродуктов в организм становится причиной кровотечений органов желудочно-кишечного тракта, отравления печени токсинами, что приводит к гибели животного.

Рептилии и земноводные

Отрицательные последствия нефтяных катастроф в среде земноводных и рептилий изучены плохо. Проведенные исследования показали, что наибольшим негативным воздействием обладает свежая нефть. Ее попадание пагубно сказывается на развитии эмбрионов, наблюдаются случаи аномального поведения.

Рыбы

Разлитые в море нефтепродукты обязательно попадают в организм обитающих в этой зоне рыб с водой и пищей. Замечено, что после масштабных катастроф гибнет большое количество этих представителей морской фауны. Интенсивность негативного воздействия отличается у разных видов. Исследования рыб, погибших после разлива нефти, показали, что к летальному исходу приводит увеличение печени, отравленной токсинами. Попадание в организм рыбы нефти нарушает работу сердца, продукт разрушает плавники, лишая возможности плавать. Отмечены и негативные изменения на клеточном уровне, приводящие к изменениям в поведении. Нефтепродукты губительно воздействуют на рыбные икринки, мальков.

Беспозвоночные

Птицы, рыбы, животные имеют возможность мигрировать в случае нефтяных катастроф. Это позволяет им спастись от негативных последствий. У представителей беспозвоночных такой возможности нет. Поэтому им сполна приходится испытывать на себе вредные воздействия нефтепродуктов. Гибель беспозвоночных наблюдается в зоне разлива нефти не только сразу после аварии, но и в течение нескольких лет после катастрофы. Срок такого отрицательного воздействия зависит от количества, вида нефти, других обстоятельств.

Растения

Наиболее точными являются результаты исследований воздействия на растения, так как они постоянно находятся в зоне катастрофы. Ученые зафиксировали факты вымирания морских трав, водорослей и мангровых деревьев после нефтяных аварий. Негативное воздействие на представителей флоры может оказываться в течение пяти лет. В небольших водоемах отрицательные последствия более серьезные, чем в открытом море. Доказано, что качественная механическая очистка воды, проведенная после разлива, позволяет растениям в 2 раза быстрее восстанавливаться в прежних количествах.

Просмотров