Перечисление детских пособий в ноябре. Какой размер пособия при рождении, по уходу за ребенком, по беременности и родам

В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов:

  • не проводить традиционную индексацию детских пособий с 1 января 2016 года и других социальных выплат семьям с детьми, а ограничиваться их доиндексацией с 1 февраля на размер инфляции за предыдущий год;
  • полностью исключить как минимум на один год индексацию материнского капитала в 2016 году, приняв его размер на уровне 2015 года;
  • применить критерии адресности и принципы нуждаемости в регионах РФ , что сократит количество получателей региональных выплат на ребенка.

Фактически указанные изменение означают начало в 2016 году новой социальной реформы в отношении семей, имеющих детей, которые получают различные меры материальной поддержки от государства.

Индексация детских пособий

В первую очередь семьи с детьми беспокоит вопрос повышения размеров выплат на ребенка - т.е. произойдет ли их увеличение в связи с индексацией.

  • Индексация детских пособий на размер прогнозируемой инфляции (то есть «опережающими темпами» ) ежегодно с 1 января была впервые введена еще в 2008 году. Однако одной из мер, принятых в 2015 году Правительством для сокращения дефицита бюджета страны, стало приостановление в 2016 году действующего порядка индексации социальных пособий.
  • Вместо этого с 1 февраля 2016 года детские пособия будут доиндексированы по фактической (прошлогодней) инфляции (то есть «догоняющими темпами» ) относительно размеров детских пособий, которые были установлены с 1 января 2015 года .

Размер пособий на детей в 2016 году

В 2015 году пособия на детей были проиндексированы на заниженный показатель уровня инфляции - на 5,5% и тогда коэффициент индексации составил 1,055. Но фактическая инфляция за год составила 12,9% , т.е. коэффициент индексация должен был составлять 1,129.


В соответствии с этим с 1 февраля будет проведена дополнительная индексация пособий на 7%:

1,129 / 1,055 = 1.070, или 7,0%.

Учитывая такой коэффициент, можно составить таблицу пособий на детей в 2016 году.

Таблица пособий на детей в 2016 году

Название пособия Сумма выплат, руб.
с 1 января 2016 года с 1 февраля 2016 года
Единовременные выплаты
Пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности 543,67 581,73
Декретное пособие по беременности и родам 100% среднего заработка за 2 предыдущих года, по МРОТ либо в минимальном фиксированном размере:
543,67 581,73
Пособие по беременности женам военнослужащих по призыву 22958,78 24565,89
Единовременное пособие при рождении ребенка 14497,80 15512,65
Пособия на ребенка при усыновлении, установлении опеки и передаче в приемную семью 14497,80 или 110775* 15512,65 или 118529,25*
* Выплата в повышенном размере производится при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами (на каждого)
Материнский капитал 453026 453026 (не увеличивается)
Ежемесячные выплаты
Пособие по уходу за ребенком 40% от среднемесячного заработка за 2 предыдущих года на одного ребенка или в минимальном размере:
  • 2718,34 - на первого;
  • 5436,67 - на второго и последующих
  • 2908,62 - на первого;
  • 5817,24 - на второго и последующих
Пособие по уходу за ребенком военнослужащего срочной службы 9839,48 10528,24
Выплата многодетным на третьего и последующих детей до 3 лет В размере установленного регионального прожиточного минимума для ребенка
Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца 1978,97 2117,50

Размер декретных выплат в 2016 году

При беременности и после родов государство поддерживает родителей материальными выплатами в виде ежемесячных и единовременных пособий на ребенка.

Такой вид поддержки предоставляется:

  • трудоустроенным женщинам при наличии страхового стажа - в виде обязательного социального страхования пропорционально среднему заработку;
  • неработающим - в минимально установленном размере в форме государственного социального обеспечения (через Соцзащиту).

При уходе в декрет женщины в России могут рассчитывать на получение таких выплат, как:

  1. Пособие по беременности и родам (БиР) - рассчитываемое в зависимости от количества дней отсутствия на работе, указанных в больничном листе:
    • на 140 дней - минимум 28555,40 руб. ;
    • на 156 дней - минимум 31 818,87 руб. ;
    • на 194 дня - минимум 39569,62 руб.
  2. Дополнительное пособие к декретным выплатам при постановке на учет по беременности в женской консультации до 12 акушерских недель - устанавливается в фиксированной сумме (581,73 руб. с 1 февраля).
  3. Единовременное пособие при рождении ребенка , которое устанавливается также в фиксированной сумме (15512,65 руб. с 1 февраля).
  4. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет , выплачиваемое ежемесячно и рассчитываемое как процент от средней зарплаты матери до выхода в декретный отпуск, но не менее:
    • 2908,62 - на первого ребенка;
    • 5817,24 - на второго и последующих.

Ниже приводится более подробная информация о декретных выплатах по БиР и по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Пособие по беременности и родам

Во время беременности работающей женщине в обязательном порядке предоставляется декретный отпуск, за который выплачивается пособие. В Законодательстве РФ предусматривается несколько вариантов его длительности (в зависимости от тяжести протекания родов и количества рожденных детей):

  • при рождении 1 ребенка:
    • при неосложненных родах - 140 дней отпуска (70 дней до и 70 после родов);
    • при осложненных родах - с удлиненным до 86 дней послеродовым отпуском (всего 156 дней);
  • при рождении 2-х, 3-х и более детей - 194 дня отпуска (84 дня до и после родов 110 дней).

Эти дни будут оплачиваться работающим женщинам в размере 100% от среднего заработка за 2 последних полных года (путем умножения среднего дневного заработка на соответствующее количество дней).

При этом:

  • Минимальный размер пособия не может быть ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда, который в 2016 году составляет 6204 рубля ) в расчете на 1 месяц (см. выше).
  • Максимальный размер выплаты в 2016 году будет не превышать:
    • на 140 дней - 248164,38 руб.;
    • на 156 дней - 276 526,03 руб.;
    • на 194 дня - 343884,93 руб.

Пособие по уходу за ребенком

После рождения ребенка у матери возникает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Данная выплата предоставляется не только трудоустроенным матерям, но и неработающим женщинам , а также отцу ребенка или другим родственникам, осуществляющим за ним фактический уход.

Размер данной выплаты устанавливается так:

  • для работающих женщин - у работодателя или в Фонде социального страхования (ФСС):
    • вычисляется путем умножения 40% среднего заработка за 2 предыдущих года на 30,4 (т.е. на среднее количество дней в месяце за 12 месяцев) и умноженного на коэффициент 0,4.
  • для неработающих матерей - через органы Соцзащиты населения (Собес):
    • в минимальном размере, который с 1 февраля 2016 года с учетом индексации составляет 2908,62 руб. на первого ребенка или 5 817,24 руб. на второго и последующих.

После достижения ребенком возраста 1.5 лет пока никакой дополнительной помощи семьям с детьми, кроме ежемесячной компенсации в размере 50 рублей от работодателя, не предусматривается .

Сумма материнского капитала в 2016 году

В соответствии с законами, подписанными В. В. Путиным в декабре 2015 года, программа материнского капитала будет продлена до 31 декабря 2018 года , однако его размер в 2016 году не будет индексироваться и останется на уровне 453 тысячи 026 рублей .

При этом отмечается, что решение о непроведении в 2016 году индексации маткапитала - это всего лишь однократный пропуск , который вызван нехваткой средств в федеральном бюджете. Он восстановится уже с 2017 года и будет индексироваться каждый последующий год в обычном порядке:

  • в 2017 году - приблизительно на 6% до 480 тыс. рублей ;
  • в 2018 году - еще на 5%, что будет составлять 505 тыс. рублей .

Изменения в 2016 году и свежие новости

Фактически с 2016 года в России реализуется новая социальная реформа, которая принималась из-за существующего дефицита государственного бюджета. Незадолго до этого в ходе рабочих совещаний Правительства Дмитрий Медведев дал поручение при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить их таких требований :

  • снизить расходы государственного бюджета на 2016-2018 годы;
  • учесть необходимость проведения индексации основных социальных выплат;
  • предоставление пособий и льгот исходя из принципа адресности и критериев нуждаемости .

В связи с этим, как уже было сказано выше:

  • размер материнского (семейного) капитала по состоянию на 2016 год останется на уровне 2015 года , а индексироваться будет только с 2017.
  • с 1 февраля 2016 года устанавливается новый порядок индексации детских пособий и иных социальных выплат - теперь они будут повышаться ежегодно по фактической инфляции за прошлый год, то есть «догоняющими темпами» , а не «опережающими» , как почти целое десятилетие до этого.
  • при определении размеров декретных начислений матери, должны учитываться доходы за предыдущие два года - 2014 и 2015, что будет учтено в повышении максимально возможной суммы пособия для работающих женщин.

Заключение

В 2016 году произошло большое количество изменений, связанных с нынешним состоянием Российской экономики, и Правительство РФ принимает всевозможные решения для ее стабилизации.

Некоторые решения негативно сказываются на состоянии семей, в которых имеются дети, а тем более на состояние многодетных семей: не происходит должным образом индексация пособий и иных социальных выплат на ребенка, в 2016 году размер маткапитала останется на прежнем уровне (453026 рублей), а сами выплаты будет получить сложнее, так как круг лиц, которым они полагались ранее, сузятся из-за введения критерия нуждаемости.

Будем надеяться, что все реформы государства помогут нам встать на прежний экономический уровень, и нуждающиеся семьи вновь станут более социально защищенными.

С 1 июля 2016 года МРОТ увеличился до 7500 рублей. (См. « »). В связи с этим с 1 июля произошли изменения в расчете некоторых пособий. Как считать пособия с 1 июля 2016 года ? Какой размер детских пособий с 1 июля 2016 года ? Изменился ли размер пособия по уходу за ребенком? В каких размерах будет возмещать пособия ФСС с 1 июля? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с пособиями, вы найдете в нашей статье.

Вводная информация

Новый минимальный заработок

Больничные, декретные и детские пособия, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работник, допустим, заболел в июле 2016 года, то расчетным периодом станут 2014 и 2015 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Однако меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Государство гарантирует расчет пособия исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется так:

Соответственно, если страховой случай (болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком) наступил после 1 июля 2016 года, то минимальный заработок за расчетный период составит 180 000 руб. (7500 руб. × 24 мес.).

Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий, бухгалтеру требуется получившееся значение разделить на 730. Применяется такая формула:

Соответственно, с 1 июля 2016 года минимальный среднедневной заработок составляет 246,58 рублей в день (180 000 руб. / 730 дн.). Меньше данной величины с 1 июля 2016 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.

До 1 июля среднедневной заработок составлял 203,97 рубля (6204 руб. × 24 мес. / 730). То есть, среднедневной заработок увеличился на 42,61 рубля (246,58 руб. – 203,97 руб.).

Заработок меньше минимального

Бухгалтеру организации или ИП следует следить за тем, чтобы пособия работникам были рассчитаны правильно. Это позволит без проблем возмещать пособия из ФСС и после 1 июля 2016 года . Поясним на что обращать внимание.

Итак, предположим, что страховой случай (болезнь, декрет или начало отпуска по уходу за ребенком) произошел в июле 2016 года. Расчетным периодом станут 2014-2015 годы. Чтобы рассчитать пособие, бухгалтеру нужно определить среднедневной заработок по следующей формуле:

При расчете пособия по временной нетрудоспособности в данную формулу следует подставлять количество дней - 730. Если же рассчитываете декретные или пособия по уходу за ребенком, то количество дней может быть меньше, поскольку из расчетного периода исключаются дни болезни, декрета, детского отпуска и освобождения от работы с сохранением заработка (п. 3 и 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

По итогам указанного расчета, среднедневной заработок не может быть меньше суммы, рассчитанной из МРОТ. То есть, с 1 июля 2016 года среднедневной заработок не может быть меньше 246,58 рублей в день.

Имейте в виду, что при определении минимального среднедневного заработка нужно учитывать МРОТ на дату наступления страхового случая. Соответственно, если работник заболел или если сотрудница ушла в декрет до 1 июля 2016 года, то в расчете используйте МРОТ в размере 6204 рублей. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 203,97 руб. (6204 × 24 мес. / 730 дн.). Если же страховой случай наступил 1 июля или позднее, то ориентируйтесь на «минималку» 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730 дн.).

Пример расчета пособия по болезни из МРОТ.
И.А. Феоктистова болела с 19 по 27 июля 2016 года (9 календарных дней). Её страховой стаж 2 года и 3 месяца. Сумма выплат в ее пользу за расчетный период (2014 и 2015 годы) составила 158 650 рублей.
При таких условиях фактический среднедневной заработок И.А. Феоктистовой равен 217,33 руб. (158 650 руб./ 730).
Однако средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730). Эта сумма выше, чем фактический заработок И.А. Феоктистовой: 246,58 руб. > 217,33 руб. Поэтому для расчета пособия по болезни бухгалтеру следует принять величину, рассчитанную исходя из МРОТ.
Поскольку стаж И.А. Феоктистовой менее 5 лет, размер её пособия составит 60% среднего заработка (п.3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
В результате сумма пособия по болезни составит- 1331,53 руб. (246,58 руб. × 60% × 9 дн.).

Так, на примере, можно проследить повышение пособий с 1 июля 2016 года . Ведь если бы МРОТ не повысили, то в качестве среднедневного заработка бухгалтеру потребовалось бы использовать среднедневной заработок в размере 203,97 рубля.

Обратите внимание: если в вашей местности действует районный коэффициент, умножьте на него минимальное пособие, рассчитанное из МРОТ. То есть, если бы в местности, где занята И.А. Феоктистова был установлен коэффициент, допустим, 1,7, то размер полагающегося ей пособия составил бы 2263,60 руб. (246,58 руб. × 60% × 9 дн. × 1,7).

В расчетном периоде нет заработка

Если расчетном периоде у работника вообще нет заработка, то для расчета пособия вместо нуля также следует принимать заработок, рассчитанный МРОТ, который установлен на момент наступления страхового случая. Такая ситуация может произойти, если сотрудник в расчетном периоде вообще не работал и не имеет права на замену лет расчетного периода. Приведем примеры подобного расчета.

Пособие по болезни: пример расчета после 1 июля
А.С. Иванов болел с 4 по 12 июля 2016 года (то есть, 9 календарных дней). Заработка в расчетном периоде (2014-2015) у него не было. Стаж – 5 лет и 2 месяца. А.С. Иванов занят полный рабочий день.
В такой ситуации бухгалтеру следует взять среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, а именно 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730)
Стаж А.С. Иванова более 5 лет. Это значит, что ему полагается 80 процентов среднего заработка (п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия составит 197,26 руб. (246,58 руб. × 80 %).
А.С. Иванов болел 9 дней. За этот период сумма полагающегося ему пособия составит 1775,38 (197,26 руб. × 9 дн.).

Также приведем примера расчета декретного пособия в ситуации, когда в расчетном периоде не было заработка.

Пособие по беременности и родам: пример расчета после 1 июля
С.Б. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2016 года. Расчетный период - с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж - 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется.
Минимальный среднедневной заработок составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие - 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%). В итоге, сумма пособия С.Б. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ, составит 34 521,2 руб. (246,58 руб. × 140 дн.).

Обратите внимание: сотрудница, которой назначается пособие по болезни, декретное пособие или пособие по уходу за ребенком, вправе обратиться в бухгалтерию и попросить заменить один или оба года расчетного периода другими годами. Для этого ей потребуется написать заявление. При этом бухгалтер должен будет произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Таким образом, перед тем как рассчитывать пособие из МРОТ, бухгалтеру имеет смысл проверить, нет ли у работницы права на замену лет расчетного периода.

Стаж меньше шести месяцев

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут превышать МРОТ за календарный месяц (с учетом районных коэффициентов), если стаж человека не более шести месяцев (ч. 6 ст. 7, ч.3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть, при стаже меньше шести месяцев пособие может быть меньше, но не больше МРОТ. Чтобы это проконтролировать, требуется вычислить максимальное дневное пособие в каждом месяце (чтобы понять, больше какой суммы учитывать в расчетах нельзя). Для этого используйте такую формулу (п.20 Положения о расчете пособий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375):

Соответственно, если мы говорим, допустим, про болезнь в июле, то максимальное дневное пособие в этом месяцев составит 241,94 (7500 руб. / 31 дн.), поскольку в июле 2016 года 31 календарный день.

Поясним расчеты на примере.

Пример расчета пособия по нетрудоспособности при стаже меньше шести месяцев.
М.В. Тругманов болел с 11 по 28 июля 2016 года (18 календарных дней). Стаж работника – менее шести месяцев. В расчетном периоде (2014-2015 годы) выплат в пользу работника нет (это его первое место работы).
Как мы уже выяснили, средний дневной заработок, исходя из МРОТ, с 1 июля 2016 года составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730). При этом если страховой стаже до пяти лет, то при расчете пособия по болезни следует учесть 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия М.В. Тругманова составит 147,95 руб. (246,58 руб. × 60%). В результате за 18 календарных дней болезни размер пособия составит 2663,10 руб. (147,95 × 18 дн.).
Теперь проверим, не завышена ли эта сумма. Для этого возьмем максимальную сумму дневного пособия в июле, рассчитанную из МРОТ, то есть 241,94 (7500 руб. / 31 дн.). Если взять эту сумму, то за 18 дней болезни максимальное пособие составит 4345,20 руб. (241,94 руб. × 18 дн.). Стаж работника мы уже не учитываем.
4345,20 рублей больше 2663,10 рублей. Значит, за июль М.В. Тругманову нужно выплатить меньшую сумму – 2663,10 рублей. Превышения максимального значения нет.

Также приведем и расчета пособия по беременности и родам при стаже менее шести месяцев.

Пример расчета декретного пособия при стаже меньше 6 месяцев.
Л.С. Садовская с 21 июня 2016 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2016 года. В расчетном периоде с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заработка у нее нет. Страховой стаж - 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.
Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 203,97 руб. (6204 руб. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 203,97 руб. (203,97 руб. × 100%).
Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

  • в июне – 206,80 руб. (6204 руб. / 30 календ. дн.);
  • июле, августе и октябре – 241,94 руб. (7500 руб. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре – 250 руб. (7500 руб. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

  • 203,97 руб. < 206,80 руб.;
  • 203,97 руб. < 241,94 руб.;
  • 203,97 руб. < 250 руб.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 203,97 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 28 555,8 руб. (203,97 руб. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Нарушение больничного режима

Работодатель вправе ограничить размер пособия по болезни за полный календарный месяц величиной МРОТ, если работник без уважительной причины (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • нарушил больничный режим – со дня, когда нарушение было допущено;
  • не пришел на прием к врачу или на проведение медико-социальной экспертизы – со дня неявки;
  • заболел или получил травму вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения – за весь период нетрудоспособности.

Поясним, как можно ограничить размер пособия, используя МРОТ.

Пример ограничения пособия по болезни при нарушении режима.
А.Г. Петров принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности за период болезни с 11 по 28 июля 2016 года. Однако в больничном листке есть отметка о нарушении режима 18 июля (работник не явился на прием к врачу по неуважительной причине).
В такой ситуации больничное пособие до 18 июля нужно посчитать по общим правилам, исходя их среднего заработка. А с 18 по 28 июля (то есть, за 10 дней с даты нарушения) пособие можно оплатить исходя из МРОТ. В регионе, где работает А.Г. Петров, районный коэффициент не установлен. Его страховой стаж – восемь лет. Значит, ему положено пособие в размере 100 процентов заработка (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Максимальный средний дневной заработок за июль, рассчитанный из МРОТ, составит 241,94 руб. (7500 руб./ 31 дн.)
Сумма пособия за 18–28 июля (то есть, за период нарушения режима) составит: 2419,40 рублей. (241,94 руб. × 10 дн.). До даты нарушения пособие можно рассчитать по общим правилам (не из МРОТ).

Новый минимальный размер пособия по уходу за ребенком

Теперь расскажем об увеличении детских пособий с 1 июля 2016 года . Итак, напомним, что пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). С 1 февраля 2016 года минимальные пособия по уходу за ребенком следующие:

  • 2908,62 рублей – на первого ребенка;
  • 5817,24 рублей – на второго и последующих детей (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42).

Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер пособия на ребенка с 1 июля 2016 года , установленный на 1 февраля, с 1 июля 2016 года не применяется (на первого ребенка). Дело в том, что до 1 июля МРОТ никак не влиял на минимальное детское пособие. Когда МРОТ составлял 6204 рубля, рассчитывать пособие исходя этой суммы было бессмысленно – оно получалось меньше 2908,62 руб. (6204 × 40% = 2481,60). Однако с 1 июля 2016 года ситуация изменилась. Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком с 1 июля 2016 года составляет 3000 руб. (7500 руб. × 40%). Однако использовать новое значение можно только если отпуск начался 1 июля 2016 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не изменилась. Она, по-прежнему, составляет 5817,24 рублей и после 1 июля.

Размеры других пособий

Увеличение МРОТ никак не повлияет на размер пособие по безработице с 1 июля 2016 года . Дело в том, что размер этого пособия ограничен максимальной (4 900 рублей) и минимальной (850 рублей + районный коэффициент, если он установлен) суммой. Эти суммы на 2016 год определены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год». В связи с этим, несмотря на то, что с 1 июля МРОТ повысился до 7500 рублей, пособие по безработице больше 4900 быть, все равно, не может.

Размер некоторых других видов пособий также никак не изменится в связи с увеличением в МРОТ. Так, к примеру, не изменится с 1 июля единовременное пособие при рождении ребенка. Его размер, по-прежнему, останется на уровне 15 512,65 рублей.

В таблице ниже мы обобщили значения, связанные с пособиями. В таблице, в частности, можно увидеть изменения в расчете детских пособий с 1 июля .

Таблица. Значения, связанные с пособиями с 1 февраля и с 1 июля 2016 года

Пособие С 1 февраля 2016 года С 1 июля 2017 года
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 21 554,82 руб. 21 554,82 руб.
Минимальный размер пособия по беременности и родам 28 555,40 руб. (при многоплодной беременности – 39 569,62 руб., осложненных родах - 31 818,87 руб.). 34 521,20 руб. (при многоплодной беременности - 47 835,62 руб., осложненных родах - 38 465,75 руб.).
Максимальный размер пособия по беременности и родам 248 164 руб. (при многоплодной беременности -343 884,4 руб., осложненных родах - 276 525,6 руб.)
Максимальный среднедневной заработок для расчета пособий 1772,6 руб. 1772,6 руб.
Расчетный период для расчета пособия по нетрудоспособности 2014-2015 годы 2014-2015 годы
Единовременное пособие при рождении ребенка 15 512,65 руб. (с индексацией с 1 февраля 7%) 15 512,65 руб.
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 581,73 руб. (с индексацией с 1 февраля 7%) 581,73 руб.
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет За первым ребенком - 2908,62 руб.;
Уход за вторым ребенком 5 817,24 руб. (с индексацией с 1 февраля 7%)
За первым ребенком - 3000 руб.;
Уход за вторым ребенком 5 817,24 руб.

Новые участники пилотного проекта

Новые цифры: таблица

В заключение мы обобщили наиболее важные цифры, которые изменились в связи с увеличением МРОТ и расчетом пособий, возмещаемых из ФСС. Эта таблица поможет закрепить информацию об увеличении пособий с 1 июля 2016 года.

1 января 2016-го года можно фактически считать датой начала большой социальной реформы. Необходимость её назревала давно, но сегодня, в новых экономических условиях, и с учётом вполне реальной возможности наступления длительного кризиса, она нужна как никогда.

Подходы к организации материальной поддержки семьям, воспитывающим детей, сложились в условиях отсутствия дефицита бюджета и на сегодняшний день включают несколько видов выплат. К ним относят:

  • Федеральные пособия:
  • выплачиваемые гражданам с детьми по обязательному социальному страхованию, в соответствии с Законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 по месту их работы ил же напрямую из ФСС;
  • выплачиваемые органами Социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми из федерального бюджета, по программе государственного соцобеспечения (согласно требований Закона № 81-ФЗ 19.05.1995).
  • Федеральный материнский капитал, который с 2007-го года предоставляется из Пенсионного фонда РФ при рождении или усыновлении второго и следующих детей (по Закону № 256-ФЗ от 29.12.2006).
  • Маткапитал и региональные детские пособия. Они выплачиваются из местных бюджетов разных субъектов федерации и регулируются:
  • рекомендациями и требованиями федеральных законов, упомянутых выше;
  • «майскими указами» Президента Российской Федерации В.Путина;
  • многочисленными республиканскими, краевыми, областными и городскими указами и постановлениями, устанавливающими меры и пути материальной поддержки определённой категории граждан или отдельных семей.

Как социальная реформа скажется на «детских» выплатах?

До начала 2016-го года детские пособия постепенно возрастали и обязательно индексировались в случае снижения покупательной возможности рубля.

Например, в 2015-м году:

  • сумма материнского капитала выросла на 29 тыс. рублей с 429 408,5 до 453 тыс. 26 рублей;
  • единоразовое пособие, которое выплачивается женщинам, становящимся на медицинский учёт до 12 недель, выросло с 515,33 до 543,67 рублей;
  • пособие по беременности и родам повысили с 25 564 рублей до 27 455;
  • единовременное пособие женам военнослужащих, находящихся на срочной службе возросло на 5,5%;
  • единовременная выплата при рождении ребёнка выросла на 800 рублей.

Но бюджету сложно справиться с такой растущей нагрузкой, поэтому в мае 2015-го года Дмитрий Медведев по итогам рабочих совещаний дал поручение профильным министерства планировать бюджет на следующий год, входя из двух главных требований. К слову, требования получились весьма противоречивые:

  1. Cнизить дефицит бюджета при помощи сокращения «неэффективных затрат»;
  2. Индексировать социальные выплаты гражданам, согласно законов, указов и постановлений, упоминаемых выше.

Наиболее эффективный и «безболезненный» для людей способ достижения поставленных целей – перевести социальные выплаты на принципы нуждаемости и адресности. А именно – предоставлять помощь не всем подряд, а только тем, кто действительно нуждается в ней.

Для реализации поставленных задач в декабре 2015-го года было принято несколько непопулярных решений:

  1. Ограничить количество получателей пособий на детей и льгот, при помощи использования критериев адресности и нуждаемости (Закон № 388-ФЗ от 29.12.2015);
  2. Отказаться от ежегодной опережающей индексации детских пособий и всех остальных соцвыплат за 2016 год с 1 января, ограничившись только доиндексацией за 2015 год (№ 371-ФЗ от 14.12.2015);
  3. Полностью отказаться от любой индексации материнского капитала, оставив его на прошлогоднем уровне — 453026 рублей (закон о бюджете № 359-ФЗ от 14.12.2015).

Индексация детских пособий в 2016 году

Многие мамы с настороженностью восприняли изменения в порядке индексации детских пособий, опасаясь полной их отмены. На самом деле ничего страшного не произошло.

Напомним, что ежегодная, так называемая «опережающая» индексация была введена только в 2008-м году. Тогда было решено с 1 января текущего года повышать все выплаты с учётом прогнозируемой величины инфляции и роста потребительских цен.

В сегодняшних условиях экономического кризиса, частых скачков цен на валюты и падения стоимости нефти спрогнозировать величину инфляции на целый год вперёд практически нереально. Поэтому было решено делать индексацию не в начале года, практически наугад, а в конце, когда уже будут точные данные о величине инфляции.

Конечно, такой шаг негативно скажется на благосостоянии семей с детьми. Но это позволит государству значительно сэкономить ресурсы до февраля 2017-го. Но при этом придётся провести доиндексацию пособий за 2015-й год в феврале 2016-го. Это связано с тем, что опережающая индексация была проведена с расчётом на уровень инфляции 5,5%. Но в 2015-м году она составила 12,9%, то есть превысила запланированную более чем в два раза.

Размеры детских пособий в 2016-м году

Обычной молодой маме может быть очень непросто разобраться с размерами социальных выплат с чётом всех изменений, произошедших за последнее время. Поэтому мы составим специальную таблицу.

Индексация пособий на детей 20016

Название пособия

Размер c 01.02.2016 (рублей)

Примечание

Единовременные выплаты

Пособие при ранней постановке на учет в ЖК (до 12 недель беременности)

Осуществляется одновременно с пособием по беременности и родам, для получения требуется соответствующая медицинская справка

Пособие по беременности и родам

100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

581,73 рублей

в размере стипендии

Начисляется за весь период декретного отпуска единовременно пропорционально его длительности (140, 156 или 194 дней)

В случае ликвидации организации - в фиксированном минимальном размере

Студенты получают в форме стипендии по месту учёбы

Пособие беременной жене военнослужащего по призыву

24565,89

Выплачивается жене военнослужащего, находящегося на срочной военной службе, при акушерском сроке беременности не менее 180 дней (третий триместр)

Единовременное пособие при рождении ребёнка

15512,65

Его можно получить как по месту работы, в виде социального страхования, так и в виде государственного социального обеспечения в органах соцзащиты населения

Право на получение выплат принадлежит любой из родителей, или же лицу, заменяющему их

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью)

15512,65

118529,25

Повышенное пособие выплачивают людям, усыновляющим:

  • ребёнка-инвалида;
  • ребёнка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.

Ежемесячные выплаты

Пособие по уходу за ребёнком

40% от среднего заработка за 2 предыдущие года, но не менее:

  • 2908,62 рублей - на первого ребенка
  • 5817,24 - на второго и последующих

Начисляется по месту работы (службы) в форме социального страхования пребывающему в отпуске по уходу за ребенком и выплачивается вместе с заработной платой или денежным довольствием

Неработающие могут получить в минимальном размере в виде государственного социального обеспечения безработных в УСЗН по месту проживания

Пособие на ребёнка военнослужащего по призыву до 3 лет

10528,24

Право на получение выплаты возникает с рождения ребёнка, но не ранее начала прохождения его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком трёхлетнего возраста, но не долее завершения его отцом срочной службы

Пособие детям военнослужащих по потере кормильца

Предоставляется в пенсионных органах Министерства обороны РФ или же в УСЗН по месту проживания вместе с пенсией по потере кормильца

Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет

В размере регионального прожиточного минимума на ребёнка

По состоянию на 1.01. 2016 года выплачивается в 69 субъектах Российской федерации согласно распоряжения от 26 июля 2012 г. №1354-р. (http://government.ru/docs/4428/)

Материнский капитал в 2016 году

Идеи об отказе от индексации материнского капитала начали поступать ещё в 2015-м году, когда стало ясно, что спрогнозировать рост инфляции нереально. В итоге Государственно думой были приняты законы от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ, ограничивающие индексацию в 2026-м году.

Поэтому размер материнского капитала меняться не будет. Но это временное ограничение, начиная с 2017-го года, индексация опять будет проводиться. Таким образом, в январе 2017-го маткапитал увеличится на 6% и составит 480 тыс. рублей, а в январе 2018-го ещё на 5% и составит 505 тыс. рублей.

Правительство прекрасно понимает, что фактическое обесценивание материнского капитала из-за высокого уровня инфляции может происходить намного скорее, чем прогнозируется. Поэтому в качестве некоторой компенсации планируется существенное расширение направлений использования сертификатов. Это даст возможность родителям скорее использовать свой капитал, не дожидаясь его обесценивания. Уже с 1 января 2016 года материнский капитал можно тратить на приобретение услуг и технических средств, необходимых для реабилитации детей-инвалидов. Немного позже появится возможность оплатить при помощи данного сертификата услуг индивидуальных предпринимателей, например, частных детских садов или нянь.

Программа материнского капитала реализуется на протяжении 10 лет. За это время его сумма возросла на 81 % (с 250 до 453 тысяч рублей). Ежегодная индексация в среднем составила 8,1%.

Что значит «переход на принципы адресности и нуждаемости» и как это отразится на пособиях?

Социальная реформа и переход на новые принципы начислении детских пособий внушает молодым мамам опасения. И не зря, ведь «сокращение неэффективных выплат» в любом случае подразумевает уменьшение их объёмов. Чего же стоит ждать?

Система выплат, работавшая до недавнего времени, берёт своё начало ещё в СССР и руководствуется принципами относительного равенства, когда большинство людей получает одинаковые пособия. Но в условиях нехватки бюджетных денег она становится слишком большой нагрузкой для страны. В такой ситуации стоит сократить выплаты и сделать это максимально безболезненно для народа. Одни из таких способов – предоставление адресной помощи. Это позволит определить семьи, которые действительно нуждаются в поддержке государства и именно им направить денежную помощь, сократив при этом расходы за счёт ограничений выплат более обеспеченным слоям населения.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись создатели социальной реформы – по каким критериям определять нуждающиеся семьи. До сих пор Правительству не удалось выработать четкие и справедливые критерии «нуждаемости», которые бы позволили сделать выплаты действительно адресными и справедливыми. Для этого необходимо продумать систему, которая даст возможность устанавливать размеры выплаты для каждой определенной семьи, а не для целых категорий населения страны.

Одним из наиболее подходящих для критериев для определения нуждающихся семей является средняя величина дохода в пересчёте на одного члена семьи. Если она меньше официально признанного прожиточного минимума, такую семью можно признать нуждающейся и предоставить ей материальную поддержку в соответствующем объеме.

Но такой метод далеко не идеален. Возможность получить соцпомощь о государства при снижении уровня дохода может привести к желанию нарочно его снизить. Сделать это можно несколькими путями:

  1. Меньше работать;
  2. Скрыть от государства часть прибылей;
  3. Путём фиктивного развода с супругом, зарабатывающим основную часть семейного бюджета.

И если факты сокрытия прибыли и уклонения от уплаты налогов можно выявить, то другие методы снижения дохода пресечь практически нереально. Поэтому снижение социальных расходов за счёт перехода на принципы адресности и нуждаемости в перспективе может вновь привести к их росту из-за увеличения количества «нуждающихся» семей. Кроме того, такая политика может негативно сказаться на наполнении внебюджетных государственных фондов, таких как ФСС, ПФР и ФОМС.

Одно их самых негативных последствий укрывания доходов – снижение количества пенсионных отчислений. Если учесть изменения, связанные с пенсионной реформой, вступившей в силу в 2015-с году, такое сокрытие прибыли может привести к настоящей социальной катастрофе – за чертой бедности окажется подавляющее большинство пенсионеров.

Нужно отметить, что в Минтруда неоднократно подтверждали, что ряд существующих сегодня выплат невозможно предоставлять с учётом критерия нуждаемости. Например, материнский капитал, сроки расходования которого не ограничиваются законами, нельзя выплачивать в любых форматах, отличных от уже используемого. Действительно, нуждаемость возможно определить только в какой-то определённый отрезок времени, например, за прошедшие полгода, а семья может подать заявление о распоряжении своим материнским капиталом и через 5 или 15 лет после рождения ребёнка.

Поэтому на данный момент Министерство труда признаёт, что внедрить принципы нуждаемости можно только при начислении ряда региональных выплат. При этом возрастёт нагрузка на местные органы соцзащиты, что может потребовать расширения штата.

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Не стоит думать, что единственная цель введения принципов адресности – сузить круг получателей социальной поддержки. На самом деле оно также позволит ввести новые виды пособий, которые будут предназначаться определённым получателя, к которым также могут быть установлены дополнительные требования.

Дмитрий Медведев на Всероссийском форуме социальных работников, прошедшем 27 марта 2015-го года призвал Правительство занять решением вопроса о продлении выплат пособия по уходу за детьми с полутора до трёх лет. Но оно должно касаться только тех семей, для которых это актуально. Ведь для большинства мам не столько важны выплаты, сколько возможность возобновить рабочую деятельность после достижения малышом 1,5 лет.

На сегодняшний день продление выплат по уходу за ребёнком пока не осуществлено. Для этого необходимо решить несколько важных задач:

  • определит и чётко сформулировать критерии нуждаемости, по которым будет проводиться продление выплат;
  • на основе полученных критериев составить реестр потенциальных получателей пособия;
  • найти источники для финансирования помощи всем выявленным нуждающимся семьям, причём сделать это, не повышая нагрузки на федеральный бюджет, а привлекая средства из других источников, например, привлекая ресурсы работодателей;
  • найти методы эффективного стимулирования досрочного выхода родителей из отпусков по уходу за ребёнком до 3-х лет;
  • изменить нормы трудового законодательства, чтобы получить возможность более широкого применения гибких рабочих графиков, а также трудоустройства на неполный рабочий день.
  • найти возможности для открытия большого количества ясельных групп детских садов в самые сжатые сроки.

На данный момент все эти вопросы пока не решены, поэтому многие родители не могут выйти из отпуска по уходу за малышом, так как не хватает мест в ясельных групп в детских садах. А, пребывая в отпуске, они могут претендовать только на ежемесячную компенсацию от работодателя в объёме 50 рублей.

В рамках поиска решения данной проблемы Дмитрий Медведев поручил Минтруду России вместе с Минэкономразвития и Минобрнауки до 1 июля 2015 года изучить вопрос продления выплат по уходу за ребёнком до 3 лет в случае если:

  • доход на члена семьи ниже регионального прожиточного минимума;
  • на данный момент в ясельных группах детских садов отсутствуют свободные места или родители не могут трудоустроиться по месту своей работы с гибким графиком.

По итогам тщательного изучения вопроса оказалось, что для реализации данного предложения на один только 2016-й год потребуется 50 млрд. руб. из бюджета. В современных условиях кризиса такая сумма – непомерное бремя для страны.

Как оформить пособия на детей в 2016 году в РФ

Получение любого вида социальной помощи бывает связано со сбором документов и справок. Они необходимы для подтверждения того факта, что данная семья действительно имеет право на государственную поддержку. Перечень документов в каждом отдельном случае отличается, поэтому молодые родители часто путают, что именно им необходимо. Кроме того, постепенно перечень может меняться. Связано это в том числе и с социальной реформой.

Как получить единовременное пособие при рождении ребёнка?

Сумма этого пособия является фиксированной и положена при рождении всем детям, родители которых являются гражданами России. Как уже говорилось ранее, в начале 2016-го года его индексировать не будут. Повышение пособия будет проведено по итогам года.

Выплата данного пособия проводится за счёт Федерального фонда госстраха. В случае рождения двойни или тройни его выплачивают соответственно в двукратном или троекратном размере.

Трудоустроенные родители получают его по месту работы, а безработным фонд перечисляет на их счёт. Чтобы получить деньги, родители должны учитывать три параметра:

  1. Основное условия для получения такого пособия – наличие российского гражданства. Если ребёнок родился на территории России, но его родители являются иностранцами или лицами без гражданства, получить деньги они не смогут.
  2. Для получения необходимо подтвердить факт рождения малыша при помощи свидетельства, выданного органами ЗАГСа.
  3. Обратиться за получением единоразового пособия можно на протяжении полугода после рождения ребёнка. В течение этого срока действительно справка, выданная родителям в роддоме.

Чтобы упростить процедуру оформления пособия молодим мамам, не имеющим времени для посещения различных госучреждений, электронное правительство предоставило возможность сделать это через портал Госуслуг, не покидая дома. Сделать это очень просто. Для начала надо зарегистрироваться зайти на сайт https://www.gosuslugi.ru/ , затем пройти простую процедуру регистрации и выбрать нужную услугу. Сайт предложит заполнить заявку, на основании которой и будет оформлено пособие. Интерфейс сайта очень прост в использовании и понятен даже не самым уверенным пользователям интернета, поэтому никаких сложностей процедура обычно не вызывает.

Работающий родитель может для получения социального пособия обратиться в бухгалтерию или отдел кадров на предприятии с соответствующим заявлением на имя директора и пакетом документов, в который входят:

  • копия и оригинал документов, подтверждающих рождение;
  • документ, подтверждающий заключение или расторжение брака;
  • справка о составе семьи;
  • подтверждение, что второй родитель не воспользовался своим правом на пособие в другом месте.

На протяжении 10 дней после подачи документов предприятие обязано выплатить деньги.

Неработающие родители обращаются за пособием в органы ОСЗН. Список документов для них отличается:

  • паспорт – оригинал и ксерокопия;
  • документы, подтверждающие заключение или расторжение брака;
  • справка КСМ;
  • при наличии у родителей трудовых книжек, необходимо принести оригиналы и ксерокопии всех страниц, если их нет – документы об образовании;
  • если родители являются предпринимателями – свидетельство ИП;
  • если адрес проживания отличается от прописки, понадобится справка из ОСЗН, что по другому адресу пособие не начислялось;
  • если родитель один, надо принести Форму 25;
  • информация о банковском счете родителей.

Просмотров