Обряды и символы инициации: берсерки и герои. Берсерки - неистовый спецназ викингов Берсерки в современной культуре

Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Немного истории. Ошибочно предпологать,что боевое безумие удел Нормандских викингов. Это искусство было везде, где были люди. А значит и воины. Но различались методы. Так в Европе, во времена Походов норманнов, Берсеркеры были или по рождению, или такие качества проявлялись спонтанно во время битвы. Берсеркеров, боялись не только вся Европа и пол Азии, но и сами норманны. Дело в том что Приступы Боевого безумия были неконтролируемы. Впасть в боевой транс берсеркер мог от любой мелочи: порез, оскорбление,большая эмоциональная нагрузка. И судьба была ему уготована безрадостная: вдали от населенных мест, как правило без семьи. Доживали до 30 лет единицы. Своей смертью от старости умереть им также не грозило. Зато родить ребенка-берсеркера считалось очень хорошим знаком. считалось что сам Отец Дружин отметил его своей милостью, и значит семью, где он родился не обойдет его рог Изобилия. В общем это правда, Берсеркеры получали добычу вторые после конунга. Ссорится с берсеркером не улыбалось никому. Постепенно этот древний боевой обычай угас- дело в том что мальчика подающего признаки отммеченого Одином, отдавали на воспитание берсеркеру, который принимал преемника. Но у викингов присутствовал обычай крововосмешения, посему и преемников и наставников становилось все меньше. Наступило время допинга.

Нацисты практически подошли к промышленному производству,модефицировав оригинал. Германскими химиками была разработана целое семейство стимуляторов: от простых амфетаминов, заканчивая «боевыми коктейлями» что практически запустили в производство.

Не могу не сказать пары слов и о Востоке. Насколько мне известно, ни в Тибете, ни в Китае таких техник не практиковали. Но опять же они скорее всего являются секретными, держаться в Великой Тайне. Страсть к скрытности азиатов известна далеко за пределами самой Азии. Единственное что знаю точно, Боевое Безумство практиковалось в рядах ассасинов. Притом практиковалась довольно необычная методика: Учеников накуривали гашишем(оттуда и другое их название: гашашины),и подготовленных таким образом учеников подвергали разным внушениям, от блокировочных, до снимающих все страхи, вплоть до презрения к смерти. Кстати они практиковали особый ритуал- испытание: испытуемого накуривают различными зельями, до тех пор, пока он не впадет в искусственную кому. После, через определенное время его оживляли по особой методике. К сожалению подробностей не знаю(вряд ли их знает вообще кто нибудь),так общих чертах. Могу сказать, что Ритуал прохождения через Смерть, заглядывание за «Грань»,практиковалось повсеместно, от индейских племен в Северной Америки, до кланов шиноби (синоби) в Японских горах. Но это отдельная тема. Поговорим о «Воинах-тенях».Это практически единственные воины, что детально разработали детально и развили Искусство Боевого Безумия. Свои главные знания ниндзя почерпнули у ямабуси- горных воинах, по легендам, это были самураи, потерпевшие поражение в бою, но не совершившие ритуального самоубийства- сеппуку.В горах они продолжали развивать свои боевые искусства. Скорее всего они открыли и развили эту разновидность Искусства боя. Ниндзя выделили 7 типов изменения состояния. каждому типу соответствовал бог-олицетворение качества, которое было необходимо шиноби в нужную минуту. Каждое такое «вхождение в образ» сопровождалось магической формулой и особым сплетением пальцев в магическую фигуру (исскуство сплетения пальцев магические знаки имеет название «фюккë»).При таком применение знаков и формул, вхождение практически 100%.Кстати современные спецслужбы обучают своих именно по методике «сокрытых в листве»,но по упрошенной схеме,только1 вид, а именно холодной ярости.(не думайте, Там сидят не дураки, и в тайне хранят основные принципы вхождения, и психосоматические техники небезызвестный пресловутый бесконтактный бой.)

Если кто-то считает что на Руси не было таких бойцов, то это заблуждение. Были. И самое интересное что они это Искусство тренировали. Не могу утверждать что это истина в последней инстанции, но есть доводы что его практиковали Волхвы.(Боевое Безумство и Шаманские Камлания очень похожи по ощущениям, да состояние примерно одинаково).И достигли немалых успехов. Так один из обрядов заключался в следующем: Зимой полуобнаженный воин садился на землю, скрестив ноги, концертировал Живу в Яровом чреве(солнечном сплетении),его засыпали снегом по горло, и он должен был своей внутренней силой растопить снег. Посудите сами: это очень суровое испытание. И воины, проходившие такие испытания(их было великое множество) носили прозвище: Ярые, что подчеркивало их высокое мастерство. Достаточно вспомнить слова где используется корень «Яр».Ярость, Яркий(тогда его значение было другим, оно обозначало отвагу и бесстрашие в бою) .

Явление, о котором пойдет речь, наилучшим образом отражает достижения европейского боевого искусства в том его проявлении, которому нет равных среди всей боевой культуры Востока. И хотя вполне правомерно задать такой вопрос: «Что есть на Востоке такого, чего не было бы на Западе?», берсерки — явление ни с чем не сравнимое. Неистовые берсерки, бросающиеся сломя голову в атаку, могут, пожалуй, создать впечатление своей отчаянной безысходности, если мотивировать их действия с точки зрения нормального человека. Однако подвиг никогда не являлся нормой поведения. Подвиг — результат высшего накала сил — духовных, психических, физических. То есть это — запредельное состояние. Чаще всего подвиг — явление спонтанное. Он как бы результатирует личностные возможности человека, подводя черту под воспитание, волю, характер, убеждения. Берсерк — явление совершенно иное; Берсерк создан для подвига. Его героические способности аккумулируются самим статусом берсерка. Вообще это явление довольно мало изучено. Возможно потому, что оно сокрыто от глаз постороннего, пропуская вперед себя рыцарство. Однако тайна всегда гипнотизирует людей. Создает домыслы, почти правдивые байки и «чудесные» откровения. Тайна берсерков не удостоена даже бредовости фантазий. Она пущена в небытие. На ней лежит табу, проклятье.

Дословно «берсерк» может означать «барон сечи». Именно так я предполагал прежде. Во времена берсерков барон еще не сложился в качестве титула, а имел значение — «опытный воин». Древнегерманского «берсерка» можно переводить по-разному. В «Саге о Томских витязях» употребляется корень «серкер», происходящий от понятия «секира». Отсюда сохранился не совсем правильный вариант названия — «берсеркер». Эта реконструкция типична для средней руки историка, не владеющего в полной мере предметом исследований, но только не для лингвиста. Есть и другая трактовка значения корней слова «берсерк». Ber — «медведь» (на древне- скандинавском — «bersi»), а «serk» может означать «рубашка». Чаще всего так и трактуют этот термин — «медвежья рубашка». Однако, вот незадача, тотемом берсерков был волк и только волк, никакого отношения к медведю они не имели. Я занимаюсь этим вопросом с 70-х годов. Toгда в одной центральной газете появилась любопытная статья, с которой, можно сказать, и ведет свое начало Аридан (первично Аридан был стилем берсерков). Еще не существовало Славяно-Горицкой борьбы, и Аридан был привязан скорее к особенностям человеческого поведения в экстремальных ситуациях, чем к конкретной школе боевых искусств. Статья, о которой я упомянул, к сожалению, у меня не сохранилась, однако я запомнил ее почти дословно. Речь шла об удивительном тринадцатилетнем юноше, ввиду своей неуклюжести и неспортивности ставшим объектом насмешек среди сверстников. Он пришел в спортивную секцию бокса, но и там у него не заладилось. Что вполне естественно, поскольку настоящий спорт не только не спасение от комплекса неполноценности, но скорее испытание даже для физически развитых детей. И вот, когда тренер группы, мастер спорта по боксу, боец, прекрасно умеющий держать удар, к тому же на несколько десятков килограммов превосходивший этого юношу, что тоже немаловажный факт для тех, кто понимает о чем идет речь, «учил» нерадивого подростка, тот вдруг разъярился, потерял на короткое время контроль над собой и нокаутировал своего воспитателя. Причем, ударом... по корпусу! Эту деталь я помню очень хорошо. Опытные боксеры, наверняка, знают о таких нокаутах. Явление это довольно редкое. В статье не было ни слова о берсерках, вывод ее звучал как предположение о возможно уже известном будущем олимпийском чемпионе по боксу, о молодом, неожиданно раскрывшемся таланте. То, что это явление больше, чем просто спортивный талант, для меня было абсолютно очевидно. Так вот, «рубашка». С рубашкой тоже не все в порядке, поскольку среди особенностей берсерка — его показательно голый торс. Помните, у Ключевского, Демьян Куденевич выезжал на половецкое войско «без шлема и панциря»? А голотелые хоробры Святослава Великого? Как оказалось, у первого корня этого слова есть еще одно значение и по-видимому, наиболее правильное. «Berr» в переводе с древненижненемецкого означает... «голый»! Таким образом, никакие «медведи», «рубашки», и, вероятно, «бароны» к берсерку отношения не имеют. Это понятие дословно переводится — голый рубака». И хотя термин, отразивший для потомков удивительное явление «непобедимой ярости», создали германцы, берсерк типичен для многих европейских народов. Что в этом странного, разве сейчас мало в обиходе иностранных слов, не имеющих этнического равнозвучания? У кельтов, например племя секванов, которое в восточнославянской традиции могло бы звучать как «берсерки-вятичи», ввергало в панический ужас древних римлян видом дикой ярости своих обнаженных воинов. Было это в 385 г. до н.э., когда кельты взяли Рим. Смею предположить, что феномен берсерков породило европейское варварство. Оно всегда противопоставляется, якобы более организованной и окультурированной Антике. Однако только слияние этих двух понятий способно продемонстрировать подлинно гармоничный геополитический уклад, одной из граней которого является боевая культура. Русские берсерки. Что известно о русских берсерках? «Ольбег Ратиборич, приимь лукь свои и наложи стрелу, и удари навозь Итларя в сердце, и дружину его всю избиша...» Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: «И ходил сей муж на триста воинов» (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности» кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть. Что же заставляет нас усомниться в летописной строке? Способность. Способность совершить подобное. Способность вообще. То, что господь бог так неравномерно поделил между людьми. Удивительно, что никто не ставит под сомнение композиторский дар, взрывающий молчание мира бурей звуков несущихся страстей. Или дар ваятеля, грызущего камень, чтобы восхитить нас невозможностью живого в мертвом. А что же искусство боя? Или это не искусство вовсе, а только рутина обоюдного членовредительства? Вовсе нет! Ведь верите же вы во всемогущество мифических ниндзя. В их умопомрачительные выходки и способности. Согласитесь, что верите в почти невозможное. Так не в том ли дело, что убедительность прикрывается потоком красноречия? Потоком слов. А может быть, кинофильмов трюкаческого жанра?

Берсерк — это механизм, взорванный свирепой страстью, адреналином, идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными вибрациями и механической программой действия. Берсерк вовсе не должен доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается жив. Фанатик ли берсерк? Да. Но только не религиозный, убивающий себя «ради Аллаха». Еще никто не доказал, что Аллах вообще есть. Бог существует до тех пор, пока существует вера в него. Берсерк не совершает духовного подвига. Для него высшее приложение духовных сил — норма поведения. Как для вас побриться. Он десятки раз переживает смерть и перерождение, а фанатик — только однажды. Но именно в этом и заключается одно из удивительных проявлений варварской сверхчеловечности. Готов согласиться с тем, что берсерки — явление исключительное. Но разве не деформация личности варвара, в массе своей прирученная христианской доктриной, делает подобные явления исключительными? Берсерк — это необходимость, это — отпечаток борьбы североевропейских народов за выживание. Если Восток способен поставить «под ружье» десятки, тысяч человек, то варварские дружины Европы насчитывали всего лишь сотни воинов. Отсюда воинское начало в варварстве — всегда проблема Личности. То, чего никогда не знал Восток, совершенно обесценивая само понятие человеческой жизни. «Бысть же у поганых 9 сот копей, а у руси девяносто копии. Надеющимся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ... И сняшися обои, и бысть сеча зла, и половец побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще...»* Вот вам и весь сказ. Суть варварская в том и состоит, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах «не побегоша» самим. Тогда побежит враг. Поскольку у него не будет выбора.

Было бы неверным думать, что берсерк - всего только психопат с оружием в руках. Свобода - вещь дорогая. По свободе и спрашивается сполна. Берсерки не случайно привилегированная часть воинского сословия. Сложный механизм ратного труда выделяет им вовсе не стихийное буйство и жертвенное сумасбродство на ристалище, а вполне определенную, разработанную роль. Именно она делает берсерков элитой. Берсерк открывает бой! Он специально создан для того, чтобы провести показательный поединок на виду у всего войска. Правда, это традиция европейская, и восточнославянского ратного дела она не коснулась. Безусловно, берсерки используются в разных целях. Например, достоверно известно, что они составляли личную охрану конунгов. Для этой цели на Руси использовались гридни. Хотя гридни никогда и не упоминаются в связи с умопомрачительными индивидуальными способностями. Более того, трудно доказать, что известнейшие русские берсерки: Рагдай, Ольбег, Демьян Куденевич, Евпатий Коловрат были чьими-то тельниками. Судьба уготавливала им совсем иные роли. Евпатий, к примеру, был воеводой, то есть полководцем. Вспомните Евпатия Коловрата. Одним полком он освободил рязаньщину от татар на полгода, в самый разгар нашествия. И последний свой бой Евпатий не сдал. Татары так и не смогли взять его воинов в рукопашной. Их просто закидали камнями из метательных орудий. Жест отчаяния и одновременно находчивости Батыя. Этот зверь настолько был поражен увиденным, что победив, приказал откопать живых и отпустить их на свободу, а мертвых похоронить с почестями. В «Повести о разорении Рязани Батыем», принадлежащей перу средневекового писателя Евстафия из Зарайска, говорится, что на каждого из этих солдат «полка отчаянных» приходилось до тысячи монголов. Восстановим подлинную картину событий тех дней. Осенью 1237 года Евпатию Коловрату пришлось задержаться в Чернигове. Монголы уже топтали рязанщину. Вернулся Евпатий в декабре на пепелище. Вместо Рязани — обугленные головешки. Он не долго искал себе дела, собрал 1700 человек, готовых рвать врага зубами. На подготовку к боям времени не оставалось. Но его людей новичками в боевом искусстве назвать было нельзя. «Полк отчаянных» погнался за отходящими ордами. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. Чудилось татарам, что восстали мертвые...» — так говорит летописец. На Руси еще не было политики евразийства, и Коловрат делал то, что он должен был делать. Перепуганный Батый выделил под командование своего шурина Хостоврула лучшие полки. Великая сеча состоялась на суздальской земле. Начинали бой сами полководцы. Они сошлись перед замершими полками. Сломались копья на «сбиве», но ни кони, ни всадники не дрогнули. Пошли в ход сабли. И тут Коловрат разрубил Хостоврула «наполы», до седла. Дрогнули ордынцы, побежали. Но успех русских был временным. Батый окружил «отчаянных». Они отбивали все атаки, и тогда Батый приказал расстрелять их из камнеметов. Бойцов завалило камнями. В живых осталось только пятеро. Батый приказал откопать тело Коловрата. Известны слова Батыя над мертвым берсерком: «Если бы такой служил у меня, держал бы его возле сердца!» Тело Коловрата Батый отдал пятерым уцелевшим Рязанцам и потребовал, чтобы витязя похоронили с надлежащими почестями,. Он отпустил их, чего никогда прежде с врагами не делал.

Если простой смертный, беря в руки оружие, все-таки видит разницу между тем: быть ли убитым или остаться живым, то перед берсерком этот вопрос не стоит. Индивидуализм берсерка - это принцип максимальной самоотдачи. И уж, конечно, самоотдача берсерка направлена не на стяжание собственных выгод и благ. В этом отношении берсерки абсолютные бессребренники. В берсерке как ни в ком другом сидит инстинкт рода, толкающий задиру на самые невообразимые по отваге поступки.. Конечно, для подобного ведения боя одного остервенения мало. Здесь действуют доведенные до совершенства механические принципы.

Пространство, как известно, организовано по принципу круга. Зона двигательного удобства для обычного человека - это находящиеся перед ним полрадиуса круга. Для построения движения в иных направлениях человек вовлекает в действие более сложные и даже конструктивно опасные эволюции опорно-двигательного аппарата. Например, при неправильно организованном движении за спину, на разворот корпуса часто «рассыпаются» мениски коленных суставов, защемляются позвонковые диски и т.п. Это происходит главным образом по двум причинам. Во-первых, человек эволюционирует во фронтально направленном хождении, а, во-вторых, он к тому же не имеет и специального двигательного навыка при построении нетипичного действия. То есть мало того, что данный способ движения конструктивно не оправдан, он еще и не освоен. Человеческий организм имеет большой запас прочности, но эксплуатировать его нужно, конечно же, осмысленно. Для берсерка в данном случае понятия спины не существуют. В противном случае, он не мог бы драться в гуще боя, окруженный со всех сторон противником. Полрадиуса действия «пред очами» — это обычное, строевое воинство. Для него, как не вертись, останется идея малоудобного отражения атак из-за спины и привычного натиска влобовую. Перемещения же берсерка построены таким образом, что он все время скользит по ударам, смещая удар и смещаясь сам. В результате ни один удар не идет в проникающее поражение. Рефлексы берсерка реагируют не на удар в целом, а на его отдельные фазы! Это очень важное обстоятельство. К примеру, если вас из года в год рубят мечом, вы начинаете сперва подавлять в себе панический страх, вызванный инстинктом самосохранения, а потом замечаете, что в действиях противника есть кое-какие закономерности. А уж; если научиться их использовать, то становится вообще не страшно. Что же это за закономерности? В своем развитии удар проходит три последовательные фазы.

1. Стартовая фаза. Иногда она выражена замахом. Замах создает инерцию. Тем самым довольно легко предусмотреть траекторию удара. Хуже, когда противник бьет с короткой дистанции. Хотя такой удар значительно слабее предыдущего, приведенного в примере, он все равно достаточно боеспособен, а, кроме того, оставляет вашей реакции очень мало шансов. Нужно сказать, что любой тип оружия влияет на двигательный стереотип использования. Саблей, например, сразу хочется ударить — с размаху по косой траектории, топором — сверху, острым клинком — сделать колющий выпад и т.д. Однажды я поплатился за излишнюю самоуверенность. Вызвав человека из толпы, я вручил ему боевое оружие и попросил нанести по мне любой удар на поражение. Реакция моего случайного партнера оказалась моментальной, но хуже всего было то, что он был человек нестандартного мышления. Все произошло в долю секунды. Последнее обстоятельство не оставило мне шанса на выбор правильной реакции. Я благодарен судьбе, что остался жив, хотя крови потерял много. Он ударил клинком так, как ударить невообразимо сложно, неудобно — по ломаной траектории, из-под себя, с подрезом. Самоуверенность была посрамлена. Прекрасно понимаю сейчас, что меня сбила с толку именно стартовая фаза.

2. Сам удар или фаза поражения цели. Это фаза не столько самого результата, сколько подтверждения точности действия. Примерно, как попадание нитки в иголочное ушко. Фаза очень скоростная. Ее страшатся более всего. Если именно она застигает вашу реакцию — считайте, что вы уже труп.

3. Наконец, конечная фаза удара. Выброс силы, выход мышечных сокращений или инерции. Она создает последствия. От легкой царапины до расчленения, в зависимости от объема прилагаемого воздействия. Эта фаза прерывает удар. Вполне естественно, что берсерк старается избежать столкновения со второй фазой. Во первых, ему придется удержать удар. А, во вторых, за второй фазой всегда следует третья, стало быть, берсерку придется потерять темп перемещения, реагируя на выброс силы противника, замедлить пространственные координации. Таким образом, вы стараетесь опередить удар противника или, если не успеваете это сделать, уклоняетесь, атакуя уже третью фазу, то есть провал удара, когда противник достаточно беспомощен. Полноценность движения напрямую зависит от способности полного охвата пространства. С этого мы начали. Пространство - круг. Движение строится таким образом, чтобы все время разворачивать вас в зону наименьшей досягаемости, то есть за спину. Удары оружием выполняются здесь по максимальной амплитуде, обхватывая сразу же противоположные стороны. Но это оружием. В единоборстве такой способ не целесообразен. Однако сохраняется высокая подвижность корпуса на каждом ударе. И что не менее важно - сохраняется идея атаки первой и третьей фазы удара противника. В восточных единоборствах реакция на вторую фазу называется блоком. Славяно-горицкая борьба неразделима с идеей берсерка - «Лучше атаковать самому, чем быть атакованным!» Безусловно, что бой, являясь сложным конгломератом различных ситуаций, не всегда дает такую возможность. В этом случае в действие включается всклинивание удара противника, доведенное у нас до совершенства и имеющее куда больший потенциал поражения, чем просто сбивание руки. Смею утверждать, что при нормальной тренированности все выше изложенное вовсе не выглядит как умопомрачительная теория. Безусловно, я не раскрываю всех хитростей движения. Согласитесь, нужно оставить что-то и для очной школы обучения. Впрочем, тот объем базы, который ложится им на плечи, вряд ли мог бы уместиться даже в самом объемном учебнике. Всегда был убежден в том, что подробные учебники созданы для лентяев. Они отвечают на все вопросы, мешая думать самостоятельно. Помните, что компенсировать вашу тягу к боевому искусству должны не знания, а развитые рефлексы. Само тело несет в себе гигантский потенциал действия. Конечно, двигательные способности, как и способности вообще, у каждого человека развиты по разному. И все-таки двадцать три года практики позволяют мне сделать вывод, что основа всего не одаренность, а трудолюбие. Если вы чутко относитесь к правильности телодвижения, будь то славяно-горицкая борьба или плавание, или легкая атлетика, никакая искаженная, физически ущербная форма вас не завлечет. Вы ее просто почувствуете. Поэтому с самого начала занятий следует развивать не столько эрудицию, не столько знание приемов, сколько двигательную координацию и мышечную память.

Норверские и скандинавские саги и легенды доносят до нас, что это были непобедимые воины, которые яростно вступали в бой первыми, насыщаясь перед этим силой духа Одина. Но кем же берсерки были на самом деле? Для начала давайте разберемся с их названием. Фактически, термин «берсерк» на русский язык можно перевести буквально как «медвежья шкура» - с древненорвежского, а с английского как «яростный» или же «жестокий».

Кем были берсерки на самом деле?

Действительно, источники упоминают такого рода боевой отряд викингов . Перед боем они приходили в себя, а ярость, а в самом сражении отличались особой жестокостью, быстрой реакцией и возможностью не чувствовать боль. Конечно, мы должны делать скидку на то, что позднеримские и раннесредневековые авторы естественно приукрасили образ берсерков, однако у всех авторов упоминается их жестокость и неистовство. Так, Снори Стурулсон описывает их как свирепых воинов в медвежьих шкурах, которые перед боем от ярости в буквальном смысле грызли свои щиты. Из оружия у них были меч и топор, ни шлемов ни защитной кольчуги они не носили, только медвежья шкура, а чаще и вовсе просто голый торс. Ярость в бою, совершенное владение мечом и топором, а также моментальная реакция их защищали гораздо лучше, нежели кольчуга европейцев. В то же время, знаменитый историк Тацит в своем многотомном труде «Германия» пишет, что «свирепейших воинов по всему миру еще нужно было поискать». Также он описывает определённый обряд инициации берсерков. Так, как только юноши достигали зрелого возраста они зачислялись в отряд. Именно тогда они уже могли отращивать волосы и бороду. Обязательным этапом была первая кровь врага в бою. Только после убийства врага им разрешалось заниматься укладкой волос, в противном случае, трусы и неинициированные ходили с распущенными волосами.

Одно сбегается точно у всех авторов – это понятие «ярость берсерка ». Это особое состояние воина-берсерка, когда он впадал в высшую форму ярости – они становились злыми в бою как собаки и волки, грызли деревянные щиты как быки, а убивали людей как дикие медведи.

Современные ученые долго пытались объяснить происхождение «ярости берсерков». Есть различные теории, но чаще всего склоняются к двум из них – это либо употребление перед боем сильнодействующих психотропных веществ, например, таких как мухомор, либо же употребление алкоголя. Так или иначе, у берсерков прекрасно получалось копировать животную ярость в бою.

Это неутолимое желание животной ярости объясняется прежде всего тем, что среди них был популярен так называемый «медвежий культ», который в те времена был довольно распространённым в северных землях. Так, обряд переодевания в шкуру животного, всегда сопровождался идеями и верой в то, что вместе со шкурой убитого животного, к воину переносится еще его мощь и сила. Таким образом, факт переодевания в шкуры животных, в данном случае в медвежью, давал основание считать им себя неуязвимым. Но тогда откуда бралась эта неистовость и ярость?

Берсерки в «Саге об Инглингах»

Мы знаем, что в «Саге об Инглингах » берсерки зовутся «мужами Одина» который считался богом войны, богом ярости и уничтожения, а также, как ни странно, охоты. Охотясь на животных, как мы уже говорили, древний охотник верил в передачу ему животного духа, а убивая него и надевая шкуру животного он чувствовал его силу и ярость. Один, как «господин ярости» передавал ее от животного воину, который насыщаясь ею, не без помощи других веществ, начинал чувствовать смелость, мужественность и выносливость. Он себя чувствовал как медведь. Поэтому, подобные вещи мы можем встречать у многих воинственных народов, коими были в то время викинги или же те или иные племена германцев. Так, до сих пор остатки этого культа сохраняются в шапках гренадёрских войск её величества королевы Великобритании, охраняющих Тауер.

Цитата из «Саге об Инглингах» о берсерках

«Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...».

«Берсерки рычали, битва кипела, облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами», - так Торбьерн Хорнклови, скальд норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого, в 872 году впервые упомянул берсерков. Другой не менее известный исландский поэт Снорри Стурлусон описывал, как «мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики, подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны, как медведи или быки. Они убивали врагов, а их самих не брали ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов».

Откуда же появились воины, не уступающие свирепостью диким зверям, и только ли скандинавам был известен секрет их воинского духа?

РОЖДЕННЫЕ В МЕДВЕЖЬИХ РУБАШКАХ

Известное многим любителям фэнтези слово «берсерк» образовано от старонорвежского Ьerserkr. При дословном переводе сия лингвистическая единица может обретать несколько значений. Первое - это «медвежья шкура», а второе - «без рубашки». Такая неоднозначность поясняется, прежде, всего, тем, что корень ber означает одновременно и «медведь», и «голый», а serkr переводится как «шкура» и «рубашка».

Но не будем уходить далеко в тайны лингвистики.

Сложный ряд ассоциаций, связанных с этим словом, включает в себя безумие в бою, налитые кровью глаза, нечеловеческую силу и воспоминания о викингах. Именно у этого далекого от мирной жизни народа много веков назад появились воины, которые наводили ужас на войска противника и внушали опасения даже своим сородичам. Это были бойцы, посвятившие себя Одину, верховному богу скандинавов. Берсерки с презрением относились к мешавшим в бою щитам и кольчугам и сражались в одних лишь рубахах или вообще обнаженными по пояс. В сражении они отличались большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Берсерк, потерявший в бою ногу, мог продолжать сражаться, опершись обрубком конечности о камень.

ГОЛЫМИ РУКАМИ

Историки поздней античности сообщали о том, что атаке звероподобных воинов не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй солдат. Не случайно они входили в состав охраны римского императора Траяна, который знал Толк в воинской подготовке, так как сам прославился огромной физической силой и невероятной выносливостью.

Северные летописцы тех лет часто описывали случаи, когда потерявшие оружие берсерки начинали рвать врагов голыми руками, как неистово сражались, получив смертельные раны, как благодаря нечеловечески быстрой реакции уклонялись от ударов. Современные же исследователи пытаются найти разгадку этим способностям, перебирая одно объяснение за другим.

ВСЕ ДЕЛО В МУХОМОРАХ?

Чем же можно объяснить уникальные качества, которые отличали воинов-берсерков? В чем причина так называемой ярости берсерка, чему обязаны своей репутацией скандинавские воители в шкурах?

Возможно, все дело в грибах. Точнее - в мухоморах. А еще точнее - в мускарине, яде, которой содержится в этом красивом, но ядовитом грибе. Химическая субстанция под названием мускарин вызывает у человека состояние, похожее на опьянение, а также приступы бешенства, галлюцинации.

Выходя из этого состояния, человек испытывает сильную усталость. Действие яда продолжается около 20 часов, после чего приходит глубокий сон, в который берсерки часто погружались после боя.

Профессор психиатрии Ханскарл Лейнер из немецкого городка Геттингена утверждал, что мухомор использовался племенами, живущими на субарктических и арктических пространствах, для «экстатических практик». Однако точных доказательств тому, что сила берсерков появлялась благодаря наркотическому опьянению, нет.

БОЛЕЗНЬ ПАГЕТА

Представители медицины, задумавшиеся над феноменом, известном в медицине как синдром берсерка, видят ответ на него в болезни Пагета. Профессор Д.Л. Байок, занимавшийся этим вопросом, пишет: «Обычно человеческий скелет полностью обновляется за восемь лет. Однако болезнь Пагета повышает темп разрушения и восстановления, что уродливо меняет структуру костей, и те становятся значительно толще, чем прежде. Особенно заметны последствия синдрома Пагета на черепе, кости его становятся более толстыми».

И действительно, воины, «рожденные в медвежьих рубашках», отличались отменной крепостью своего костяка.

В одной из саг исландского поэта Эгиля, где он описывает самого себя, говорится, что он человек вспыльчивый, злой и непобедимый в бою. Столь же неприятными для нашего современника, но полезными для мужчин тех лет качествами обладали отец и дед поэта. Согласно некоторым историческим документам, кости Эгиля были настолько крепкими, что после смерти его голову не смогли расколоть даже топором. История, правда, умалчивает, кому так досадил несчастный поэт, что его тело не пощадили и после кончины, но факт остается фактом - череп убиенного был феноменально крепким. Можно предположить, что род Эгиля страдал от болезни Пагета.

Наконец, уникальные возможности берсерков объясняют внутренними резервами человеческого организма, которые обычные люди использовать не умеют. Сторонники этой гипотезы считают, что берсерки могли концентрировать энергию. Среди их доводов - неуязвимость берсерков. А если уж кому и посчастливилось покалечить озверевшего воина, то раны он не замечал и на волне своего гнева держался до окончания битвы, активно отправляя врагов в царство мертвых.

Избегать ран берсеркам помогало расторможенное сознание, благодаря которому значительно возрастала скорость реакции. Оставаться же невредимыми после удара они могли, применяя метод, напоминающий восточную «железную рубашку», при котором крепкие кости и развитые мускулы, защищенные и усиленные с помощью концентрации внутренней энергии, давали потрясающий результат, делая тело воина практически неуязвимым для клинка.

ТРАНС ПРОТИВ ОРУЖИЯ

А есть ли в культуре других народов упоминания о воинах, отличающихся беспримерной храбростью и нечувствительностью к боли? Оказывается, есть. Например, у зулусов, африканского народа численностью около десяти миллионов человек, обитающего в основном в Южно-Африканской Республике, существует техника воинственной пляски, называемая гийей. Она содержит комплекс боевых приемов.

Этот своеобразный танец прекрасно описал Г. Р. Хаггард, автор полуфантастических романов, который значительную часть жизни провел среди зулусов: «Начались пляски… Воины напоминали больших, свирепых птиц, бросающихся на добычу. Вытянув ассегаи (копья. - Прим. ред.) и подняв щиты, они словно летали взад и вперед, сопровождая каждое движение таким резким шипением, какое могли бы издавать тысячи змей… Затем каждый воин поочередно делал прыжок вперед; пробежав несколько шагов, он как бы бросался в атаку, взвивался на пять футов в воздух, кидался на землю, вскакивал, просовывал голову между ног - словом, пребывал одновременно всюду и везде».

Весьма напоминают берсеркерство такие элементы боевого искусства балийцев (народ в Индонезии, живущий на острове Бали. - Прим. ред.), как амок и пупутан. Как танцевальный вид транса, пупутан требовал длительного времени для вхождения. Дальше его нужно было только поддерживать ритмом шагов, барабанным боем и выкриками. Последний пример массового пупутана балийцы продемонстрировали голландцам в 1906–1908 годах. Но это не спасло остров от завоевания. Как ни крути, а огнестрельное оружие значительно упростило дело истребления собратьев по планете, даже введенных в боевой транс.

Амок же напоминал скорее буйное помешательство. В таком состоянии сражающийся не замечал даже смертельных ран. Правда, выход из этого состояния не предусматривался. Вступивший в «смертельную пляску» воин был обречен на смерть от морального и физического истощения.

Мирча Элиаде, «Ритуалы и символы инициации», глава V — «Героические и шаманские инициации». Английское издание 1965 года1. Перевод с английского Д.Громова

Становление берсерка

В знаменитом отрывке «Саги об Инглингах» так представляются товарищи Одина:

Они шли без щитов и были безумны как псы или волки, и грызли собственные щиты, и были сильны как медведи или быки; они убивали людей, и ни огонь, ни сталь не могли ничего сделать с ними; и это было то, что называют неистовством берсерка.

Эта мифологическая картина может быть с уверенностью истолкована как описание реального мужского общества — имеются в виду знаменитые Monnerbunde древнегерманской цивилизации. Буквально слово берсерк означает «воин в шкуре (serkr) медведя»2. Иначе говоря, эти воины магически идентифицировались с медведем; более того, предполагалось, что иногда они могли превращаться в волков или медведей3. Человек становился берсерком в результате инициации, включавшей в себя особые воинские испытания. Так, Тацит сообщает, что у хаттов кандидат не стриг волосы и бороду до тех пор, пока не убивал врага. У тайфалов юноша должен был убить кабана или волка; у герулов он должен был сражаться безоружным. В процессе этих испытаний кандидат сопоставлялся с дикими животными; он становился наводящим ужас воином в той мере, в какой вел себя, как хищный зверь. Проходящий инициацию кандидат трансформировал себя в сверхчеловека настолько, насколько удавалось вобрать в себя магико-религиозную4 силу, присущую хищнику.

В скандинавской «Саге о Вёльсунгах» сохранились сведения об испытаниях, типичных для инициаций берсерков. Король Сиггейр вероломно захватил владения своих девяти шуринов, Вёльсунгов. Прикованные к брусу, все они были съедены волчицей, уцелел лишь Сигмунд, спасшийся благодаря хитрости сестры своей Сигни. Скрываясь в хижине в глубине леса, куда Сигни приносит ему пищу, он ожидает часа расплаты. Когда два сына Сигни достигли десятилетнего возраста, она послала их к Сигмунду на испытание. Сигмунд находит, что они трусы, и по его совету Сигни убивает их. В результате кровосмесительных отношений со своим братом Сигни рождает третьего сына, Синфьотли. Когда ему исполняется десять лет, мать подвергает его первому испытанию: она пришивает рубашку к его рукам, протыкая кожу. Сыновья Сиггейра, подвергшиеся тому же испытанию, кричали от боли, но Синфьотли был невозмутим. Когда рубашка снята, мать сдирает кожу и спрашивает, чувствовал ли он что-нибудь. Мальчик отвечает, кто Вёльсунгов не беспокоят подобные пустяки. Тогда мать посылает его к Сигмунду, который подвергает мальчика тем же испытаниям, которых не выдержали когда-то сыновья Сиггейра: он приказывает сделать хлеб, в мешке с мукой при этом находится еще и змея. Когда Сигмунд ночью приходит домой, он обнаруживает свежеиспеченный хлеб и спрашивает Синфьотли, не нашёл ли он в мешке чего-либо особого. Мальчик ответил, что, помнится, он видел что-то, но, к сожалению, не обратил на это внимания и замесил в тесто. После этого доказательства мужества Сигмунд берет мальчика с собой в лес. Однажды они нашли две волчьих шкуры, висящих на стене хижины. Два сына короля были превращены в волков и могли выходить из волчьих шкур только каждый десятый день. Сигмунд и Синфьотли надели шкуры, но не смогли их снять. Они выли как волки и понимали волчий язык. Тогда они разделились и договорились, что не будут звать друг друга на помощь, разве что придется иметь дело более, чем с семью противниками сразу. Однажды Синфьотли был призван на помощь и убил всех людей, напавших на Сигмунда. В другой раз Синфьотли сам был атакован одиннадцатью врагами и убил их, не обращаясь за помощью к Сигмунду. Тогда Сигмунд несётся к нему и кусает за горло, однако вскоре сам же и исцеляет нанесенную им рану. В конце концов оба они возвращаются в свой дом и дожидаются момента, когда смогут сбросить свои волчьи шкуры. Приходит время, и они бросают шкуры в огонь. На этом инициация Синфьотли заканчивается и он может мстить убийцам Вёльсунгов.

Инициатические темы здесь очевидны: испытание мужества, сопротивление физическому страданию, вызванному превращением в волка. Но компилятор «Саги о Вёльсунгах» уже не понимал исходного их значения. В саге Сигмунд и Синфьотли лишь случайно находят кожи и не знают, как снять их.

Трансформация в волка — то есть ритуал надевания волчьей шкуры — составляла важнейший момент инициации в мужское тайное общество. Надевая шкуру, инициируемый перенимал поведение волка; другими словами, он становился воином-зверем, непреодолимым и неуязвимым. «Волками» называли членов индоевропейских военных обществ.

Сценарий героических инициаций прослеживается и в других сагах. Так, например, в «Саге о Греттире» герой спускается в могильный холм, который содержит драгоценное сокровище и борется последовательно с призраком, с двенадцатью берсерками и с медведем. В «Саге о Хрольфе Краки», Бодвар убивает крылатое чудовище и затем инициирует своего юного товарища Хоттри, давая ему съесть кусочек сердца чудовища.

К сожалению, здесь нет возможности подробно рассмотреть социологию, мифологию и ритуалы германских мужских союзов, которые были так блестяще изучены Лилией Вэйзер5, Отто Хоффером6 и Жоржем Демюзилем7; или других индоевропейских мужских обществ — таких, например, как mairya индоиранцев, которые составили предмет интереснейших работ Стига Викандера8 и Дж.Уиденгрена9. Я лишь упомяну, что характер индоевропейских отрядов (банд) воинов во многом схож с характером тайных братств примитивных народов. В обоих случаях члены группы10 терроризируют женщин и тех, кто не участвует в инициатических действиях, и в том или ином виде осуществляют «право грабежа», которое, в измененной форме, все еще можно встретить в популярных традициях Европы и Кавказа. Грабеж и особенно кража рогатого скота, ставит членов воинской банды на один уровень с хищными зверями. В германском Wutende Heer или в подобных ритуальных организациях, лай собак (вой волков) является частью неописуемого шума, в котором присутствуют все виды странных звуков — например, звонки и трубы. Эти звуки играют важную ритуальную роль; они помогают членам группы подготовиться ко вхождению в состояние бешеного экстаза. Во многих примитивных культурах звук трещоток, как верят, является голосом Сверхъестественных Существ; следовательно это — знак их присутствия среди инициируемых. В германских или японских мужские тайных союзах странные звуки, подобно маскам, свидетельствуют о присутствии Предков, о возвращении душ мертвых. Встречаясь с мертвыми, возвращающимися на землю (особенно в период зимнего солнцестояния), инициируемые приобретают важнейший опыт. Зима также — сезон, когда инициируемые превращаются в волков. Другими словами, в течение зимы члены банды способны преобразовать свое обычное состояние и достигнуть сверхчеловеческого существования через общение с Предками или приближая свое поведение к поведению хищного зверя, что является магией.

Боевое испытание обычно представляло собой отдельный бой, который строился таким образом, чтобы в инициируемом пробудилась «ярость берсерка». Здесь задействовалась не только воинская доблесть; обучение невоенным навыкам кандидаты проходили по одиночке. Для овладения воинским неистовством молодежи не достаточно было просто приобрести храбрость, физическую силу, выносливость; такое овладение становилось результатом магико-религиозного опыта, который радикально изменял сам способ существования человека. Молодой воин должен преобразовать свою человеческую сущность припадком агрессии и ярости, которые сопоставляли его с бушующим хищником. Тогда юноша становился «разогретым» до экстремальной степени, он наполнялся таинственной, нечеловеческой и непреодолимой силой, которая поднималась из предельных глубин его существа и проявлялась в ярости и воинской мощи. Древние немцы назвали эту священную силу wut, у Адама Бременского она переведена как «ярость»; это в своем роде демоническое безумие, которое заполняет противника ужасом и парализует его. Ирландский ferg (дословно — «гнев»), menos Гомера являются почти точными эквивалентами этого же самого ужасающего священного опыта, специфического для героических боев. Ж.Вендрие11 и Мария-Луиза Сьёстедт12 показали, что некоторые определения, употребляемые по отношению к Герою, в староирландском оказываются прямо связаны со значениями «страсть, возбуждение, набухание». Как пишет мисс Сьустедт, «Герой — человек в ярости, одержимый бурной и жгучей энергией».

Инициация Кухулина

Сага об инициировании юного героя Кухулина превосходно иллюстрирует это извержение «шумной и жгучей энергии». Согласно староирландской саге Tain Bo Cualnge13, Кухулин, племянник Конхобара, короля уладов, однажды подслушал, как его учитель, друид Катба, сказал: «Маленький мальчик, который возьмет оружие в этот день, будет великолепен и знаменит делами оружия… но век его будет недолгим и мимолетным». Кухулин выпросил у своего дяди оружие и колесницу и отправился к замку трех сыновей Нехты, худших врагов уладов. Несмотря на физическую мощь и неукротимость трех этих героев, мальчик победил их и отрезал им головы. Однако при этом мальчик пришел в такое воинское неистовство, что друид вынужден был предупредить короля, что Кухулин, вернувшись, может перебить всех воинов в городе. Процитируем дальнейший текст саги14:

И вот что они задумали: выслать навстречу Кухулину в поле трижды пятьдесят обнаженных женщин во главе со Скандлах, чтобы показали они ему свою наготу и срам. Вскоре вышли за ворота все юные девушки и показали мальчику свою наготу и срам. Скрыл от них мальчик свое лицо и оборотился к колеснице, дабы не видеть наготу женщин. Тогда отняли его от колесницы и погрузили в три чана с ледяной водой, чтоб погасить его гнев. Словно ореховая скорлупа разлетелись доски и обручи первого чана, во втором же вспенилась вода на несколько локтей в высоту, а воду из третьего чана стерпел бы не всякий. Изошел тут из мальчика гнев (ferg), и тогда облачили его в одежды.

Несмотря на свою фантастичность, сага о Кухулине представляет собой превосходный материал для исследования индоевропейских воинских инициаций. Как убедительно показал Ж.Дюмезиль, сражение мальчика с тремя МакНехтами является древним индоевропейским сюжетом — сюжетом о борьбе с тремя противниками или с трехголовым чудовищем. Но особенно интересным для нашего исследования представляется гнев (ferg) Кухулина, его ярость берсерка. Демюзиль сравнил инициационный жар Кухулина и его последующее «укрощение» женской наготой и холодной воды, с определенными моментами в инициациях у каннибалов куакиутл. Так же, как и в случае Кухулина, лихорадочное и смертоносное безумие молодого куакиутл во время инициации «укрощается» женщиной, танцующей перед ним голой с трупом в руках, а также путем погружения его головы в чан с соленой водой. И жар каннибала, и гнев молодого воина, проявляющийся в чрезвычайной высокой температуре, является отнюдь не чем-то обычным и естественным, но — именно так! — сакральным, магико-религиозным опытом.

Символика магического жара

Резонно предположить, что мы видим здесь магико-религиозный опыт, истоки которого чрезвычайно архаичны. Для людей примитивного общества магико-религиозная сила представляется как «горение» и обозначается терминами, связанными с высокой температурой, горением, жаром. Именно по этой причине многие шаманы и знахари пьют соленую или приправленную специями воду и едят благовонные растения — они предполагают увеличить таким образом свой внутренний жар. То, что данный волшебный жар реально существует, доказано большой сопротивляемостью холоду, наблюдаемой у арктических и сибирских шаманов, а также у гималайских отшельников. Кроме того, шаманы обучаются как «повелители огня» — например, они глотают горящие угли, касаются раскаленного железа, ходят по огню. Подобные феномены и взгляды зарегистрированы и среди более цивилизованных народов. На санскрите итоговый смысл аскетического развития называется tapas, причем исходное значение этого слова — именно «жар», высокая температура. «Разогреваясь» посредством аскетизма, Праджапати создавал Вселенную. В Дхаммападе говорится, что Будда «горит», и тантрические тексты утверждают, что пробуждение кундалини проявляется горением. В современной Индии мусульмане полагают, что человек в связи с Богом становится «пылающим жаром». Любой, кто совершает чудеса, называется «кипящим». Говоря вообще, любой, совершающий некие действия с использованием магико-религиозной силы считается «горящим», а сами такие действия устойчиво ассоциируются с «горением». Эта священная сила, результатом действия которой является и повышение температуры шамана, и «жар» воина, может быть преобразована и дифференцирована специальными усилиями для придания ей различной окраски. Индийское слово Kratu вначале обозначало «энергию, специфическую для горячего воина, в частности, для Индры», затем оно приобрело смысл «победной, героической силы, страсти, храбрости, любви к бою», а еще позднее, при расширении смыслового значения, стало означать «силу набожного человека, которая позволяет ему следовать за предписаниями rta15 и достигать счастья». «Ярости» и «жара», вызванных мощным, чрезмерным проявлением священной силы, боится большинство человечества. Термин shanti, который на санскрите означает спокойствие, мир души, свободу от страстей и страдания, восходит к архаическому корню, первоначально имевшему значение гашения огня, ярости, лихорадки, короче говоря, — высокой температуры, вызванной демоническими силами.

Мы имеем, таким образом фундаментальный магико-религиозный опыт, повсеместно зарегистрированный в архаичных пластах культуры: помимо прочего, доступ к сакральному проявляется потрясающим увеличением температуры. Ввиду ограниченности места, мы не можем подробно рассмотреть здесь этот важный вопрос и показать, например, теснейшую связь между кузнецами, шаманами и воинами, основанную на общей мистике огня и связанных с ней технологиях. Я должен добавить только, что власть над огнем находит свое выражение в равной мере во «внутреннем жаре» и в нечувствительности к жару горячих углей. С точки зрения истории религии, все эти примеры показывают, что шаман, кузнец, или воин теряют свою человеческую сущность и обретают — каждый в собственном смысле — сущность более высокую. Этими более высокими состояниями могут быть состояние Бога, состояние духа, или состояние животного. Соответствующие инициации, разными путями ведут посвящаемого к одной и той же цели — к смерти в человеческом состоянии и к последующему возрождению в новом, сверхчеловеческом качестве. Естественно, в воинских посвящениях инициатическая смерть менее заметна, чем в посвящениях шаманских, так как основное испытание молодого воина состоит конкретно в победе над противником. Но он достигает победы, только обретая «жар» и достигая неистовой ярости — а эти признаки можно понимать как конец человеческого состояния.

Тот, кто ярко проявляет свою волшебный жар, демонстрирует, что принадлежит миру сверхчеловеческому…

Примечания:

1. M.Eliade. Rites and Symbols of Initiation. N.Y., 1965.

2. От древней северной основы Ber, представляющей собой сакральное имя медведя. — Прим. А.Платова.

3. Здесь Элиаде смешивает два разных так называемых «звериных культа» — медвежий и волчий. Воины-волки назывались в древней Скандинавии иначе, чем воины-медведи (собственно Berserkr) — Ulfhednar. — Прим. А.Платова.

4. Магико-религиозный — специфический термин Элиаде, употребляемый им по отношению к ряду феноменов (магико-религиозная сила, магико-религиозный опыт и т.д.). Вводя и широко используя данное прилагательное, Элиаде лишний раз подчеркивает связь этих двух компонент архаической Традиции — магии и религии, — подобно тому, как невозможно обособить магическую и религиозную компоненты в шаманизме современных «примитивных» народов. — Прим. А.Платова.

5. L.Weiser. Altgermanische Junglingsweihen und Mдnnerbьnde. Baden, 1927.

6. O.Hцffer. Kultische geheimbьnde der Germanen. F.-am-M., 1934. текст

7. G.Dumйzil. Mythes et dieux des Germains. P., 1939.

8. S.Wikander. Der arische Mдnnerbund. Lund, 1938.

9. G.Windengren. Hochgottglaube im alten Iran. Uppsala, 1938.

10. Здесь Элиаде имеет в виду особые отряды юношей, проходящих воинскую инициацию. В таких отрядах, тоящих, фактически, вне бытового закона, юноши проводили некоторое время, сражаясь, грабя и совершая прочие воинские подвиги. (См., напр.: В.Г.Балушок. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение, №4, 1993. Также: А.Р.Чочиев. Нарты-арии и арийская идеология. М., 1996.). — Прим. А.Платова.

11. J.Vendryйs. Les dйveloppement de la racine nei en celtique//Revue celtique, XLVI, 1929.

12. M.-L.Sjostedt. Dieux et hйros des Celtes. P., 1941.

13. «Похищение Быка из Куальнге». — Прим. А.Платова.

14. Русский перевод цит. по изданию: Похищение Быка из Куальнге. Подг. Т.А.Михайлова, С.В.Шкунаев. М., 1985.

15. Rta (Rita) — Мировой Закон, Колесо Мирового Порядка. — Прим. А.Платова.

Просмотров