Врачебные школы в древнем китае. Оспа в древнем китае и индии

— Я слышал, что еще много веков назад люди умели защищать себя от оспы.
— Это верно и неверно.
— Но ведь они вакцинировали себя с помощью вариоляции!
— А вот это совсем неверно. Они не вакцинировали себя, а заражали малой дозой вируса. При вариоляции используется заразный уличный вирус, взятый от больного. При вакцинации — ослабленный вакцинный вирус, полученный от больной коровы.

Еще в Древнем Китае и Индии врачи разработали метод защиты людей от оспы путем так называемой вариоляции Для этого собирали оспенные корочки больного высушивали их и растирали в мелкий порошок. Этот порошок втирали в кожу специальным шпателем или иглой, которой надрезали поверхность кожи, а иногда вдували в нос здоровому человеку, надеясь вызвать у него легкую форму болезни.

Действительно , вариоляция защищала многих людей. Но так как для ее проведения использовали вирус натуральной оспы, вариоляция часто вызывала тяжелое заболевание и даже смерть. Главная беда заключалась в том, что в дальнейшем больной мог заразить людей, которые контактировали с ним, и даже вызвать эпидемическую вспышку оспы.

В начале XVIII века, когда оспа широко распространилась практически по всем странам Европы, начали искать способы защиты населения от этой инфекции. Члены Лондонского медицинского королевского общества решили обсудить все «за» и «против» метода вариоляции о котором сообщали многие путешественники.

«Беседы о вирусах», А.Смородинцев

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э. - III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Философские основы китайской медицины

Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела - каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян . Органы ин выполняют функции сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства . Представление о здоровье - здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.

Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного:

Осмотре кожи, глаз, слизистых и языка;

Определении общего состояния и настроения больного;

Выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов;

Подробном опросе больного;

Исследовании пульса;

Давлении на активные точки.

Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь-Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса, со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.


Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь — иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды. В трактате «Нэйцзин» описано девять разновидностей игл.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа-То. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ. Гиппократ и «гиппократов сборник»

В истории древнего Рима выделяются три основные этапа:

1) царский период (VIII-VI вв. до н. э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим;

2) период республики (510-31 гг. до н. э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;

3) период империи (31 г. до н. э. - 476 г. н. э.) — время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, часто в сочетании с магическими заговорами.в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.— 31 г. до н. э.)

В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.

Санитарное дело

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц », они явились характерным образцом свода законов раннеклассового общества.таблица VIII гласит: Если человек причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

Согласно «Законам XII таблиц», «младенец (отличавшийся) исключительным уродством», должен быть лишен жизни. Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):

В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков. Первый акведук в столице республики г. Риме. Он доставлял в г. Рим питьевую воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио.

Акведуки древнего Рима охранялись законом. За умышленную порчу налагали крупный штраф. В частные дома вода не подавалась (набирали с фонтанов). Римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выносили на улицу.

Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. В г. Риме были не только частные термы (плата, в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению.

Начала организации медицинского дела

Первыми врачами там были рабы из числа военнопленных. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки.

Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего- бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов. В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесец Архагат (греч.Archagathos). Указ Юлия в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачамтак и местным жителям, обучавшимся медицине

Философские основы медицины древнего Рима

Говоря о «гибельно смешанном воздухе», который при вдыхании: несет в организм человека семена «болезни и смерти», Лукреций (представитель римского эпикуреизма) дал представление о миазматической концепции возникновения болезней. В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на видного греческого врача в Риме. Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат stagnatio (застоя твердых частиц в порах и каналах тела), а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям, Аоклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов.

Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Парализованных он советовал носить на коврах ираскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период империи и естественно-научного направления в медицине в целом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.)

Становление военной медицины

Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83-78 гг. до н. э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы потребовали большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях и во всех родах войск. Каждая когорта имела, четырех врачей-хирургов; во флоте на каждом "военном корабле, было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где стали устраивать военные учреждения для раненых и больных. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.

Развитие медицинского дела

Развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров, которые объединялись в коллегии. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофонт (I в. н. э.) — личный врач императора Клавдия. Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства.

Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.

Закон строго определял права и обязанности учащихсяНаряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей.

Сo временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности.

Развитие медицинских знаний

Цельс составил свое «практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем ва-летудинарии (для рабов)». Он подробно, изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии.

Плиний Старший . Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII-XXVIII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII-XXXII. В книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в «четвертом колене». Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид. Его сочинение «О врачебной материи», т. е. о лекарственных растениях содержит систематическое описание 600 лекарственных растений.

О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты.

Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса, греческий врач, практиковавший в Риме в начале II в. В процессе, родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных методов, описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследования. Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте.

О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.

4.1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из растений и обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень, дарующий высокие чины и большое жалование. Для лечение болезней применяли также многочисленные вещества животного происхождения и минералы.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

О появлении прививок против оспы рассказывает древняя легенда. Во времена династии Сун (в конце X в.) умерли от оспы все сыновья Ван-дана, первого министра императора. Когда он состарился, у него родился еще один сын, которого назвали Ван-су. Опасаясь, что и этот мальчик умрет от оспы, Ван-дан пригласил ко двору лучших врачей и объявил им, что когда у его сына появится оспа, они должны будут явиться к нему и вылечить ребенка общими усилиями. «Есть только один врач, способный победить оспу. — ответили врачи, — Это женщина-монахиня. Она живет в хижине на вершине горы. Окрестные жители приносят к ней больных оспой детей, и все они выздоравливают». Тотчас послали за монахиней. Увидев маленького Ван-су, она положила руку ему на голову и сказала: «Этому ребенку можно привить оспу: его воздух и кровь хорошие, а предки имели неоспоримые добродетели». Монахиня взяла сухие оспенные корочки, предварительно растертые в порошок, нанесла их на влажные ватные тампоны, обвязанные красной ниткой, и ввела их в нос ребенка таким образом, чтобы нитка висела снаружи. Это позволяло легко вынуть тампоны и не давать им уйти слишком далеко при вдыхании воздуха. Примерно через час тампоны были удалены.

По истечении 7 дней у ребенка начался жар, а затем проявились признаки оспы, которая продолжалась 12 дней и закончилась полным выздоровлением. Ван-дан обрадовался такому счастью и хотел щедро наградить монахиню. Однако она отказалась от золота и вместо него попросила оказывать благодеяния поданным и помощь императору в управлении государством, после чего вернулась в свою горную хижину.

Исторические параллели: В Европе прививки от оспы стали известны гораздо позже. Появление их связано с работами английского врача Э. Дженнера (1749-1823). Он разработал противооспенную вакцину и в 1796 г. впервые привил оспу восьмилетнему мальчику. Попытки заразить этого мальчика оспой сначала через полтора, потом — через пять месяцев после прививки не дали результатов. Прививка сделала мальчика невосприимчивым к заболеванию.

Китайские врачи умели сохранять оспенные корочки таким образом, чтобы ослабить опасность заражения без потери эффективности прививки. Вот как изложил это древнее искусство в 1741 г. известный китайский врач Чжан-Янь в своей работе «О прививании оспы»: «Способ хранения материала. Осторожно заверните оспенные корочки в бумагу и положите в небольшую бутылочку. Плотно закупорьте ее, чтобы корочки не потеряли своей активности. Нельзя держать бутылочку на солнце или нагревать ее. Лучше некоторое время носить ее на себе, чтобы корочки высохли естественным путем. На бутылочке следует четко пометить дату взятия -материала у пациента.

Зимой материал имеет в себе силу ян, поэтому он сохраняет активность в течение 30-40 дней. Летом действие ян сохраняется примерно на протяжении 20 дней».

О какой «силе ян» рассуждает Чжан-Янь? Остановимся подробно на тех аспектах китайской медицины, корни которых — в натурфилософии Древнего Китая.

4.2. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и Неба (инь и ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Инь — женское начало, его качества — погружение, падение, покой; ян — мужское начало, его качества — выплывание, подъем, движение. Эти взгляды нашли отражение в классической китайской поэзии:

А живет человек

Между Небом и этой Землёй

Так непрочно, как будто

Он странник в дальнем пути.

Как поток, как поток

Вечно движутся инь и ян,

Срок, отпущенный нам,

Словно утренняя роса.

Первоначально для истолкования сути инь и ян использовали явления повседневной жизни. Например, инь обозначала затемненную сторону предмета, ян — освещенную; инь — правую сторону тела, ян — левую; инь — холод, ян — жару. Инь и ян не могли существовать изолированно друг от друга: «Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян». Гармонию инь и ян символизирует широко известное графическое изображение темного и светлого начал в круге — тай цзи (кит. — «Великий предел», «Великое единое»). Иногда этот символ называют монадой.

Тай цзи

Тай цзи и тело человека Человек подчиняется тем же законам, что и Вселенная, поэтому его жизнь и здоровье определяются взаимоотношениями с окружающим миром, в частности, с временами года. «Установить гармонию с инь и ян, — говорится в древнекитайском медицинском трактате, — это значит установить гармонию с четырьмя временами года. Если вы будете спорить с ними, вы погубите жизнь; если будете жить с ними в согласии — забудете про болезни». С инь и ян связано представление о двух видах болезней — «горячечных», происходящих от избытка внутренней теплоты, и «холодных», вызванных ее недостатком. Болезни, исходящие от холода, лечили «теплыми» лекарствами, а «горячечные» — холодными. Части тела человека, его внутренние органы делятся на две группы — инь и ян, в соответствии с символом тай цзи.

Пять первоначал Вселенной

Инь и ян — источники пяти первоначал Вселенной: «... ян изменяется и инь всегда с ним. Так возникает вода, огонь, дерево, металл и земля». Из них состоит все многообразие вещей во Вселенной. Философы Древнего Китая считали, что стихии постоянно находятся в движении и взаимосвязи. Так, например, дерево порождает огонь и преодолевает землю, вода порождает дерево и преодолевает огонь.

Исторические параллели:

Представление о стихиях — первоэлементах природы было свойственно натурфилософам Древней Индии, Греции и Рима. Позже они были заимствованы арабской и европейской медициной. Интересно сопоставить время появления учения о стихиях в Китае и Греции. Одно из первых изложений учения о пяти стихиях в Древнем Китае принадлежит философу Цзы-Сы (V—IV вв. до н.э.). В Греции формирование представлений о четырех стихиях-первоначалах (огонь, вода, земля, воздух) связано с милетской школой VI—Vee. до н.э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит) и Эмпедоклом из Агригента (Vв. до н.э.). Классическое завершение эта теория получила в трудах Аристотеля (IVв. до н.э.).

Пять первоначал — исходные элементы циклического китайского календаря, в котором существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определённых методов лечения болезней. Шестидесятилетний цикл этого древнего календаря до сих пор принят у многих народов Востока. Каждый год в нем получает наименование по одному из 12 животных: мыши, вола, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Кроме того, учитывается цветовая символика пяти стихий. Поэтому, например, мы говорим: «год черной лошади», «год белого дракона».

Исторические параллели: С этим восточным календарем связана до сих пор медицинская

астрология в странах Востока. Она играет большую роль в китайской, индийской и тибетс

кой медицине, предписывая сроки приготовления лекарств и прогнозируя течение болезней.

Основа медицинской астрологии Востока так же отличается от медицинской астрологии

Запада, как циклический восточный календарь отличается от традиционного западного с его ориентацией на зодиакальные созвездия.

Вся система взимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовало учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то, что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица его сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а настойка из них имеет солоноватый вкус.

Народная медицина связывала появление болезней с влиянием злых духов, воплощенных в образах животных. Количество их часто определялось магическим числом 5:

— змея, тысяченожка, скорпион, жаба и ящерица олицетворяли 5 видов злых влияний, особенно опасных для детей. Считалось, что когда их выгоняют из дома лопатой и метлой, то прогоняют болезни;

— лисица, хорек, крыса, ёж и змея воплощали в себе 5 поколений злых волшебниц, которые насылали болезни на людей.

Для охраны от болезней, посылаемых злыми духами и демонами, обращались к богам-охранителям.

Пять стихий связывали структуру природы (макрокосмоса) со строением человека (микрокосмоса). Эта связь отражена в таблице, приведенной ниже.

Исторические параллели: О взаимосвязи структур макрокосмоса и микрокосмоса писали философы многих стран Древнего Востока. Такие представления характерны также для медицины Греции и Рима, европейского средневековья и эпохи Возрождения. Мы познакомимся с ними в соответствующих разделах.

Аналогии макрокосмоса и микрокосмоса в китайской натурфилософии

ПРИРОДА (макрокосмос)

Пять перво-элементов (стихий)

ЧЕЛОВЕК (микрокосмос)

Пять планет

Пять влияний природы

Пять сторон света

Пять состояний

Пять основных органов

Пять структур тела

Пять добро-детелей

Пять эмоций

рождение

гуман-ность

развитие

исполне-ниеритуала

влаж-ность

середина

изменение

селезен-ка

верность

раздумье

увядание

кожа иволосы

справед-ливость

Меркурий

исчезно-вение

мудрость

Обратим внимание на пять эмоций. Китайская медицина приписывает им, как и пяти добродетелям, важную роль в лечении болезней. Вот древнее свидетельство о знаменитом враче царства Сун (IV в. до н.э.) Вэнь Чжи. Его имя известно нам из медицинского текста, приведенного на с.51-52.

У царя Ци появились болячки. Послали людей в царство Сун за Вэнь Чжи. Он явился и, взглянув на болячки царя, сказал наследнику: царский недуг излечим, но для этого придется умертвить меня, Чжи». Наследник спросил, в чем причина. Врач ответил: «Невозможно излечить этот недуг, если не прогневать царя. Если же я прогневлю его, мне придется умереть». Тогда наследник, склонившись перед ним, стал упрашивать: «Если царь поправится, я и моя мать станем изо всех сил просить за Вас перед моим отцом, и царь, конечно, снизойдет к нашим мольбам. Прошу Вас, не сомневайтесь». Вэнь Чжи сказал: «Хорошо. Раз уж Вы настаиваете, чтобы я спас царя ценой собственной жизни...».

И он стал приходить к царскому сыну во всякое время и с ним вместе являться к царю. После того, как он проделал это трижды, царь впал в сильный гнев. Тогда Вэнь Чжи снова пришел к царю, залез с ногами на царскую постель и осведомился о ходе болезни. Царь от гнева не мог вымолвить ни слова. А Вэнь Чжи намеренно разговаривал так, чтобы разгневать царя еще больше. Тогда царь выругался, встал, и недуг его прошел. Но он был в таком гневе, что велел живьем сварить врача.

Наследник с матерью упрашивали его отменить приказ, но ничего не добились. Вэнь Чжи стали варить в тагане, кипятили три дня и три ночи, но он даже в лице не изменился. Наконец он сказал: «Если и вправду хотите меня убить, закройте таган крышкой, чтобы прервать связь между силами Инь и Ян». Царь велел закрыть таган, и Вэнь Чжи умер. Так, следуя врачебному долгу, закончил свою жизнь один из великих врачей Древнего Китая.

«Ци» — жизненная сила

В разговоре о философском аспекте медицины Древнего Китая нельзя не упомянуть о понятии ци. «Все существа, — писал в V в. до н.э. великий китайский философ Лао Цзы, — носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Ци — жизненная сила, связанная с кровью и дыханием, характеристика ритмичной работы человеческого организма в целом, совокупности всех его систем. Под действием инь она движется вниз, под действием ян — вверх и постоянно находится в процессе сгущения или рассеивания. Все вещи в мире, в том числе и человек — наполнены ци. Сгущаясь, она образует видимые вещи, в состоянии предельного рассеивания представляет собой пустоту.

Исторические параллели: Буквально ци означает «газ», «эфир». Иногда это понятие переводят как «пневма». Смысл его близок к толкованию пневмы египетскими врачами. «Когда ци сгущается, — учит китайский трактат XI в. «Чжэн мэн» («Наставления неразумным»), — она становится очевидной и возникают телесные формы. Когда ци рассеивается, она более не очевидна, и телесных форм не существует».

Эти рассуждения напоминают учение греческого философа Анаксимена, представителя милетской школы (VI в. до н.э.), считавшего первоосновой мира беспредельный воздух. Все вещи в мире, по его мнению, образуются из воздуха путем разрежения или сгущения. Результат разрежения воздуха — огонь, сгущения — туман, вода, камни, земля и все вещи в мире. Воздух находится в непрерывном движении: если бы он был неподвижен, то он, как считал Анаксимен, не мог бы видоизменяться и порождать многообразные вещи.

Ци определяет энергию человека. Для врача существуют вполне конкретные источники ци в организме. Их три:

— наследственное (заложенное от рождения),

— обусловленное особенностями дыхания,

— обусловленное питанием.

Исторические параллели:

Вспомним известную нам легенду о происхождении прививок от оспы (с.67). Положив руку на голову ребенка, монахиня произнесла следующие слова: «... его воздух и кровь хорошие, а предки имели неоспоримые добродетели». В них заключена характеристика ци. Согласно представлениям врачей Древнего Китая, наследственность, полученная человеком от рождения, включала в себя прежде всего не состояние здоровья предков, а их нравственные качества, «неоспоримые добродетели». В различных философских школах Древнего Китая ци означала нравственность, моральный дух, стремление к истине.

Китайская медицина уделяет так много внимания дыхательной гимнастике именно потому, что дыхание формирует ци. Питание рассматривается как «питание пяти первоэлементов» в организме человека и отнюдь не сводится к диетическим предписаниям в зависимости от определённой болезни. Эти три источника формируют так называемую внутреннюю ци, а внешняя ци циркулирует по жизненным каналам на поверхности тела. О них мы поговорим подробнее в следующем разделе.

Исторические параллели:

В настоящее время широкую известность получила китайская система методов лечения болезней, укрепления здоровья и продления жизни — цигун. Буквальный перевод этого названия — «работа с ци». Цели этой работы могут быть разными: накопление, перемещение ци, управление ею с помощью мысли по принципу «мысль ведет ци, ци ведет кровь». Существует множество видов цигун: тренировки с целью лечения и общего укрепления организма, использование в воинском искусстве и религиозной практике. В Пекине в 1989 г. было создано международное общество по изучению искусства цигун, способного регулировать обмен веществ в организме человека, повышать сопротивляемость заболеваниям, предупреждать и лечить болезни, замедлять старение и продлевать жизнь.

С представлениями о пяти стихиях, об энергии ци и двух началах природы инь и ян связано популярное в наши дни искусство фэн-шуй («вода» и «ветер»), которое возникло в Китае около 5000лет назад. Его цель — достижение оптимального воздействия целительной энергии ци на здоровье и благополучие человека.

4.3. МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ (ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ И ПРИЖИГАНИЕ)

В глубокой древности зародился основной метод, с помощью которого китайские врачи лечили больных — «Чжень-цзю». Что это такое? «Чжень» — иглоукалывание, «цзю» — прижигание.

Искусство иглоукалывания

Предание связывает появление иглоукалывания с именем знаменитого мудреца Фу-Си, жившего в начале III тысячелетия до н.э. Традиция приписывает ему первое наблюдение за небесными светилами и изобретение учения о инь и ян — двух началах всех вещей во Вселенной. Согласно преданию, он научил людей строить дома и мосты, ловить рыбу сетью и ухаживать за пятью домашними животными — лошадью, быком, курицей, свиньей и бараном. Фу-Си был великим врачевателем. Он составил предписания о том, как следует зимой остерегаться холода, а летом — изнурительного жара, как поддерживать в теле здоровый воздух и хорошую кровь. Но главным его достижением в медицине было создание учения о жизненных каналах и активных точках, расположенных на теле человека.

Исторические параллели: Предполагаемое время жизни Фу-Си, начало IIIтысячелетия до н.э., совпадает со временем жизни известного нам египетского покровителя врачевания Имхотепа (с.35). Подобно ему, Фу-Си был не только врачом, но также — астрологом и строителем.

«В давние времена, — повествует легенда, — когда Китаем правил Фу-Си, сведущий во многих науках, у одного из его подданных заболела голова». Этот человек так занемог, что ни днем, ни ночью не находил себе покоя. Однажды, обрабатывая поле, он случайно ударил себя по ноге мотыгой и заметил странную вещь: головная боль прошла после этого удара. С тех пор местные жители при головной боли стали нарочно ударять себя по ноге обломком камня. Узнав об этом, император попытался заменить болезненные удары камнем уколами каменной иглой, и результаты получились хорошие. В дальнейшем выяснилось, что подобные уколы, наносимые в определенные места на теле, помогают не только при головной боли, но и при других заболеваниях. Было замечено, что воздействие на некоторые точки тела приводит к избавлению от боли или недомогания. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл в определенных точках у основания первого и второго пальцев излечивает от бессонницы.

Исторические параллели: Способы воздействия на активные точки тела известны и в медицине других народов. Жители Южной Африки, желая излечиться от многих заболеваний, царапают раковиной определенные точки на теле; арабы при лечении радикулита прижигают часть уха нагретым металлическим стержнем; эскимосы наносят уколы заостренным камнем.

В области биологии и медицины сделано много открытий, но одну сложную загадку не удаётся разгадать вот уже несколько тысяч лет. Это — загадка «жизненных каналов», проходящих по поверхности тела.

Каждый канал связан с определённым внутренним органом. Каналы тела, как и точки на них, невидимы, однако они реально существуют, поскольку между ними и внутренними органами есть постоянная взаимная зависимость. Воздействие на внутренние органы через эти точки методами иглоукалывания и прижигания лежит в основе одного из главных методов лечения в китайской медицине. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. Они изложены в «Каноне о внутреннем» («Нэй-цзин», около II в. до н.э.) — одной из древнейших медицинских книг Китая.

Исторические параллели:

В современной медицине Востока и Запада учение о жизненных каналах и активных точках, расположенных на поверхности тела человека, находит широкое применение. С помощью различных приборов в области активных точек (часто их называют ВАТ— биологически активные точки) были обнаружены электрические и магнитные явления, а также — излучения, несущие определенную информацию. Современная наука склонна рассматривать энергию ци, сосредоточенную в этих точках, как определенный вид материи — электрической, магнитной, акустической, световой.

Первые иглы были каменными. Позже стали изготавливать их из кремния или яшмы, из кости и бамбука, из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали. Существовали 9 форм игл; среди них были цилиндрические, плоские, круглые, трехгранные, копьевидные, иглы с острым и тупым концом.

Такие иглы предназначались не только для иглоукалывания, они служили также хирургическими инструментами. Например, острую «стреловидную» иглу применяли для вскрытия нарывов; игла с круглым концом служила для расщепления мышц при операциях; тонкую иглу с тупым концом применяли для лечения тех больных, которые боялись уколов: вместо укола просто надавливали в соответствующие точки. Для лечения детей делали «кожные» иглы, с помощью которых наносили неглубокие, поверхностные уколы. Современные иглы изготовлены, как правило, из серебра или высших сортов нержавеющей стали. При введении они не разрушают тканей, поскольку имеют очень тонкий стержень.

Прижигание

На активные точки воздействовали не только иглоукалыванием, но и прижиганием. Этот метод упоминается иногда в китайской литературе под такими поэтическими названиями, как «чудесная игла с громовым ожогом» или «ночная охота с факелами». В старину считалось, что прижигание должно вызвать ожог. «Раздражение извне, эффект внутри» — гласит старинная китайская поговорка. Прижигание совершалось с помощью накаленной металлической палочки, зажжённого порошка серы, измельчённых кусочков чеснока.

Современные врачи для лечения обычно используют моксу (полынь), которая дает при

тлении лишь приятное тепло. Традиционно считается, что эффективность прижигания возрастает с увеличением срока хранения моксы. Например, для лечения болезни, возникшей 7 лет назад, рекомендовалась мокса, которая хранилась не менее 3 лет. Сигареты и конусы для прижигания набивали высушенной и плотно спрессованной полынью; иногда к ней добавляли и другие лекарственные растения. Прижигание как метод профилактики и лечения болезней получило широкое распространение в Японии, Корее, Вьетнаме и многих других странах Востока.

Обучение искусству «чжень-цзю»

Постижение искусства «чженъ-цзю» было весьма трудным и требовало длительного времени. Ученик должен был изучить не только расположение активных точек на «жизненных каналах», но и сложные взаимосвязи между ними. «Иглу нужно брать так же осторожно, как подходить к тигру» — учит старинная китайская поговорка.

Первое государственное заведение, где обучали традиционной медицине — Императорская медицинская школа — возникло в Китае только в средние века. В школе было 20 учеников, 1 преподаватель с помощником, 20 инструкторов и 20 мастеров по изготовлению игл. Большое значение для преподавания имело создание двух первых бронзовых фигур, которые были отлиты в полный человеческий рост под руководством врача Ван Вэй-и в 1027 г. На поверхности фигур были обозначены все точки и их названия. Каждой точке соответствовал глубокий канал для введения иглы. Снаружи фигуру покрывали воском, а изнутри заполняли водой: если ученик вводил иглу правильно, на поверхности фигуры выступала капля воды. За год до этого, в 1026 г. Ван Вэй-и закончил работу над «Атласом точек» который стал первым официально принятым руководством по иглоукалыванию. С XIII в. началось копирование фигур, метод иглоукалывания вышел за пределы Китая и стал распространяться в других государствах Азии, затем проник в Европу и Америку. В России первое сообщение о нем было сделано в конце 20-х гг. XIX в.

Традиционная китайская медицина распространена и в современном мире. Всемирная организация здравоохранения в 1980 г. признала иглоукалывание научно обоснованным методом и рекомендовала применять его в практике лечения различных заболеваний.

4.4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА

Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем» говорится, что сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс — внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего духа». Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Иногда пульс изучали не по часам, а по дыханию больного, причем каждое исследование пульса должно было соответствовать девяти полным дыхательным движениям. В тех случаях, когда дыхание больного затруднено или неровно, некоторые медицинские сочинения предлагали исследовать пульс, используя вместо часов дыхание врача. Время, необходимое для полного исследования пульса, составляло примерно 10 минут.

Исторические параллели: Традиция внимательного изучения пульса больного была характерна для медицинских знаний разных стран, однако именно в китайской медицине она была разработана наиболее глубоко. Позже учение о пульсе было развито в медицинских сочинениях арабов и из арабских трактатов перешло в медицину средневековой Европы. Послушаем, как пишет об этом прославленный арабский врач Авиценна:

Колеблется пульсаций частота,

Как распознать — задача не проста.

Один пульс у артерии одной,

А у другой артерии — иной.

Неправильности пульса тоже есть,

Которые трудней всего учесть.

Ведь и у них ритм характерный свой:

За долгим звуком наступает сбой. -

За сильным слабый следует удар,

Чтоб разобрать — особый нужен дар.

Бывает пульс размерен, хаотичен,

От ритма ритм достаточно отличен.

Вот пульсы, что известны нам давно.

Здесь каждому название дано:

«Хвостом мышиным» назван неспроста,

Он вьется наподобие хвоста.

Еще есть пульс, как перепел поет,

Есть пульс, два раза или чаще бьет.

Бывает пульс, что режет, как пила,

Бывает звонкий, словно пиала.

Высокий пульс и хлесткий, словно плетка,

Прерывистый и частый как чечетка.

Один подобен юрким муравьям,

Другой подобен мчащимся волнам.

Друг другу противоположны чаще

Червеобразный и глухой, дрожащий.

Чахоточный почти не различим,

Упадок сил приходит вместе с ним.

Все виды пульса трудно перечесть,

Знать многие из них — большая честь.

Основоположником пульсовой диагностики в Китае считается знаменитый философ и врач Бянь Цяо (VI в. до н.э.). Рассказ о нем начинает следующий раздел, посвященный великим врачам Древнего Китая.

4.5. ВЕЛИКИЕ ВРАЧИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Бянь Цяо

Имя этого великого врача вошло в поговорку. Когда в Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

В старые времена Китай не был единым государством, а состоял из множества княжеств. Во время странствий Бянь Цяо прибыл в одно из них и князь, наслышан-ный о его врачебном искусстве, оставил его у себя в качестве придворного лекаря. Однажды врач обратился к князю с такими словами:

— Вы заболели, болезнь находится в коже. Если не вылечить ее, могут быть

осложнения.

Князь ответил, что он чувствует себя вполне здоровым, а когда Бянь Цяо удалился, сказал придворным:

— Этот врач стремится лишь к собственной выгоде: чтобы добиться славы и

доходов, он лечит тех, у кого нет болезней.

Через пять дней Бянь Цяо сказал князю:

— Ваша болезнь проникла в кровеносные сосуды. Если не лечить ее, будут еще

большие осложнения.

Однако князь чувствовал себя здоровым и только посмеялся над врачом. Прошло еще пять дней. Бянь Цяо сказал:

— Ваша болезнь уже в желудке и в кишках, она стала серьезной.

Ничего не ответил князь на эти слова. А когда он увиделся с врачом еще через пять дней, Бянь Цяо, взглянув на него, промолчал и ушел, не сказав ни слова. Вскоре князь почувствовал недомогание и послал за врачом. Когда Бянь Цяо привели во дворец, он сказал князю:

— Когда болезнь была в коже, ее можно было вылечить лечебным умыванием и

прижиганием моксой; когда болезнь перешла в кровеносные сосуды, для излечения

было достаточно иглоукалывания; когда болезнь была в кишках и в желудке, от нее

можно было спастись настоем лекарственных трав с водкой и уксусом. Теперь

болезнь находится уже в мозге костей. Вас не смог бы излечить от нее даже дух,

который управляет жизнью и смертью.

Через несколько дней князю стало совсем плохо. Гонцы, посланные за врачом, не обнаружили его. Бянь Цяо покинул княжество, а его правитель вскоре умер.

Исторические параллели: Бянь Цяо называют иногда «китайским Гиппократом» (великий греческий врач был его младшим современником). Имя Бянь Цяо пользуется уважением и поклонением не только в Китае, но и в других странах Востока, оно упоминается в легендах и памятниках классической поэзии. Вот один из прекрасных образцов средневековой поэзии Кореи:

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Исполнены печалью о тебе.

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То (II-III вв. н.э.).

Хуа То

Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы — иглоукалывание и прижигание, так и новые — кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных — вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Вот примеры названия упражнений в стиле «Парящий журавль»: «Поднимание крыльев и касание воды», «Разворачивание крыльев и касание воды». Подражая движениям медведя, человек залезал на дерево и повисал на ветке; подобно сове, он поворачивал голову и оглядывался назад в то время, как все тело оставалось неподвижным.

Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

Исторические параллели: Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

Различные виды лечебной и профилактической китайской гимнастики и сейчас широко применяются, часто в сочетании с массажем, который производится не только кистями и пальцами рук, но и локтями, и даже ногами. Традиция китайского массажа насчитывает более двух тысяч лет, уже в глубокой древности он применялся для лечения болезней, связанных с нарушением движения и чувствительности. «Если нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, — говорится в «Каноне о внутреннем», — и тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

И все-таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства — сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. «Хуа То сначала давал больному зелье, настоенное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувствительность, — сообщает трактат III в., — После этого ему разрезали живот... После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Сун Сымяо

Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот — позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд. Вот одна из них.

Когда заболела жена императора, Сун Сымяо вызвали в столицу и проводили на женскую половину дворца. Услышав о предстоящем визите прославленного врача, императрица решила подшутить над ним и испытать его искусство. Согласно этикету того времени, врач не мог видеть её и даже разговаривать с ней: она была отделена от него плотными ширмами. Для того, чтобы исследовать пульс больной, врач попросил обвязать её запястье тонкой нитью и протянуть ему через ширму конец этой нити. Однако императрица обманула Суна:. ему вручили нить, конец которой был привязан к ножке стула, на котором она сидела. Сун взял нить, потянул и сказал: «Меня вводят в заблуждение; нить привязана не к живому существу, а к дереву». Тогда нить привязали к лапке собачки. Сун снова потянул нить, внимательно понаблюдал за толчками, которые она передавала, и удрученно сказал: «Вы снова испытываете меня. Ощущаемый мною пульс не может принадлежать человеку. Это пульс животного». Пораженная мудростью ученого, императрица, наконец, привязала нить к своему запястью. «Вот теперь я чувствую пульс женщины, — сказал врач, — я определил вашу болезнь и пришлю вам лекарство».

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента — селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

Исторические параллели: Китайская алхимия, в отличие от западной, — прежде всего наука о способах достижения бессмертия. Весьма важно понимать при этом, что сама идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные существа — «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом — высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV—IIIвв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате IIв. : «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров — «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье». Ярко и образно это передано в стихотворении «Бессмертие» — одном из шедевров классической китайской поэзии. Автором его был выдающийся поэт Цао Чжи (192—232 гг.)

Бессмертие

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

С эликсиром бессмертия связано представление о «лунном зайце». Легенда повествует, что когда Будда страдал от голода, заяц бросился в огонь, чтобы накормить его. В награду Будда отправил его на Луну. Там в волшебной ступке из агата толчет он снадобья, которые входят в состав эликсира бессмертия. «Лунного зайца» называют иногда «доктором», «чудесным зайцем» или «агатовым зайцем». Ступками из агата, которые пришли в европейскую алхимию из стран Древнего Востока, до сих пор пользуются химики всего мира.

О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии - современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.

4.1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из растений и обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень, дарующий высокие чины и большое жалование. Для лечение болезней применяли также многочисленные вещества животного происхождения и минералы.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

О появлении прививок против оспы рассказывает древняя легенда. Во времена династии Сун (в конце X в.) умерли от оспы все сыновья Ван-дана, первого министра императора. Когда он состарился, у него родился еще один сын, которого назвали Ван-су. Опасаясь, что и этот мальчик умрет от оспы, Ван-дан пригласил ко двору лучших врачей и объявил им, что когда у его сына появится оспа, они должны будут явиться к нему и вылечить ребенка общими усилиями. «Есть только один врач, способный победить оспу. - ответили врачи, - Это женщина-монахиня. Она живет в хижине на вершине горы. Окрестные жители приносят к ней больных оспой детей, и все они выздоравливают». Тотчас послали за монахиней. Увидев маленького Ван-су, она положила руку ему на голову и сказала: «Этому ребенку можно привить оспу: его воздух и кровь хорошие, а предки имели неоспоримые добродетели». Монахиня взяла сухие оспенные корочки, предварительно растертые в порошок, нанесла их на влажные ватные тампоны, обвязанные красной ниткой, и ввела их в нос ребенка таким образом, чтобы нитка висела снаружи. Это позволяло легко вынуть тампоны и не давать им уйти слишком далеко при вдыхании воздуха. Примерно через час тампоны были удалены.

По истечении 7 дней у ребенка начался жар, а затем проявились признаки оспы, которая продолжалась 12 дней и закончилась полным выздоровлением. Ван-дан обрадовался такому счастью и хотел щедро наградить монахиню. Однако она отказалась от золота и вместо него попросила оказывать благодеяния поданным и помощь императору в управлении государством, после чего вернулась в свою горную хижину.

Исторические параллели: В Европе прививки от оспы стали известны гораздо позже. Появление их связано с работами английского врача Э. Дженнера (1749-1823). Он разработал противооспенную вакцину и в 1796 г. впервые привил оспу восьмилетнему мальчику. Попытки заразить этого мальчика оспой сначала через полтора, потом - через пять месяцев после прививки не дали результатов. Прививка сделала мальчика невосприимчивым к заболеванию.

Китайские врачи умели сохранять оспенные корочки таким образом, чтобы ослабить опасность заражения без потери эффективности прививки. Вот как изложил это древнее искусство в 1741 г. известный китайский врач Чжан-Янь в своей работе «О прививании оспы»: «Способ хранения материала. Осторожно заверните оспенные корочки в бумагу и положите в небольшую бутылочку. Плотно закупорьте ее, чтобы корочки не потеряли своей активности. Нельзя держать бутылочку на солнце или нагревать ее. Лучше некоторое время носить ее на себе, чтобы корочки высохли естественным путем. На бутылочке следует четко пометить дату взятия -материала у пациента.

Зимой материал имеет в себе силу ян, поэтому он сохраняет активность в течение 30-40 дней. Летом действие ян сохраняется примерно на протяжении 20 дней».

О какой «силе ян» рассуждает Чжан-Янь? Остановимся подробно на тех аспектах китайской медицины, корни которых - в натурфилософии Древнего Китая.

Попытки предупреждения заразных болезней, во многом напоминающие методику, которая была принята в XVIII веке, предпринимались еще в древности. В Китае прививка против оспы была известна с XI в. до н. э., и проводилась она путем вкладывания части материи, пропитанной содержимым оспенных пустул в нос здорового ребенка. Иногда использовали также сухие оспенные корочки. В одном из индийских текстов V века говорилось о способе борьбы с оспой: «Возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».

Были народные способы борьбы с оспой и в России. В Казанской губернии издревле растирали оспенные струпья в порошок, вдыхали его, а затем парились в бане. Кому-то это помогало, и болезнь проходила в легкой форме, для других все заканчивалось весьма печально.

Победить оспу не удавалось еще долгое время, и она собирала богатый скорбный урожай в Старом Свете, а затем и Новом. Оспа уносила миллионы жизней по всей Европе. От нее страдали и представители царствующих домов - Людовик XV, Петр II. И не было действенного способа борьбы с этой напастью.

Действенным способом борьбы с оспой была инокуляция (искусственное заражение). В XVIII веке она стала «модной» в Европе. Целые армии, как было в случае с войсками Джорджа Вашингтона, проходили массовую инокуляцию. Первые лица государств на себе показывали действенность этого способа. Во Франции в 1774 г. в год смерти от оспы Людовика XV был инокулирован его сын Людовик XVI.

Незадолго до этого, под впечатлением предыдущих эпидемий оспы, императрица Екатерина II обратилась за услугами опытного врача-инокулятора Великобритании Томаса Димсдейла. 12 октября 1768 года он провел инокуляцию императрице и наследнику престола, будущему императору Павлу I. Прививка Димсдейла не была первой, сделанной в столице империи. До него шотландский врач Роджерсон привил от оспы детей британского консула, но никакого резонанса это событие не получило, поскольку не было удостоено внимания императрицы. В случае же с Димсдейлом речь шла о начале массового оспопрививания в России. В память об этом значимом событии была выбита серебряная медаль с изображением Екатерины Великой, надписью «Собою подала пример» и датой знаменательного события. Сам врач в благодарность от императрицы получил титул наследного барона, звание лейб-медика, чин действительного статского советника и пожизненную ежегодную пенсию.

После успешно завершенного образцового прививания в Петербурге Димсдейл вернулся на родину, а в Петербурге начатое им дело было продолжено его соотечественником Томасом Голидеем (Холидеем). Он стал первым врачом Оспенного (Оспопрививального) дома, где желающим бесплатно делали прививку и в награду вручали серебряный рубль с портретом императрицы. Голидей долго жил в Петербурге, разбогател, купил дом на Английской набережной и получил участок земли на одном из островов невской дельты, который, согласно преданию, был назван его именем, переделанным в более понятное русским слово «Голодай» (ныне остров Декабристов).

Но длительной и полноценной защиты от оспы все же не было создано. Лишь благодаря английскому врачу Эдварду Дженнеру, и открытому им методу вакцинации удалось победить оспу. Благодаря своей наблюдательности, Дженнер несколько десятков лет собирал информацию о заболеваемости доярок «коровьей оспой». Английский врач пришел к заключению, что содержимое молодых незрелых пустул коровьей оспы, которое он назвал словом «вакцина», предотвращает заболевание натуральной оспой в случае его попадания на руки молочниц, то есть, при инокуляции. Из этого следовал вывод о том, что искусственное заражение коровьей оспой — безвредный и гуманный способ предотвращения натуральной оспы. В 1796 году Дженнер провел эксперимент на человеке, вакцинировав восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса. Впоследствии Дженнер открыл способ сохранения прививочного материала путем высушивания содержимого оспенных пустул и хранения его в стеклянной посуде, что позволило перевозить сухой материал в различные регионы.

Первая вакцинация против оспы в России по его методу была сделана в 1801 г. профессором Ефремом Осиповичем Мухиным мальчику Антону Петрову, который с легкой руки императрицы Марии Федоровны получил фамилию Вакцинов.

Процесс вакцинации того времени значительно отличался от современного оспопрививания. Прививочным материалом служило содержимое пустул привитых детей, «гуманизированная» вакцина, вследствие чего высока была опасность побочного заражения рожей, сифилисом и т. п. Вследствие этого А. Негри предложил в 1852 г. получать противооспенную вакцину от привитых телят.

В конце XIX века успехи экспериментальной иммунологии позволили изучить те процессы, которые происходят в организме после прививки. Выдающийся французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии Луи Пастер сделал вывод о том, что метод вакцинации можно применить и к лечению других инфекционных заболеваний.

На модели куриной холеры Пастер впервые сделал экспериментально обоснованный вывод: «новое заболевание предохраняет от последующего». Отсутствие рецидива инфекционной болезни после прививки он определил как «иммунитет». В1881 году он открыл вакцину против сибирской язвы. Впоследствии была разработана антирабическая вакцина, позволившая бороться с бешенством. В 1885 г. Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию. Вторая антирабическая станция была создана в России Ильей Ильичем Мечниковым, и стали возникать по всей России. В 1888 г. в Париже на средства, собранные по международной подписке, был создан специальный институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями, который впоследствии получил имя своего основателя и первого руководителя. Так, открытия Пастера заложили научные основы для борьбы с инфекционными заболеваниями методом вакцинации.

Открытия И.И. Мечникова и П.Эрлиха позволили изучить сущность индивидуальной невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям. Усилиями названных ученых было создано стройное учение об иммунитете, а его авторы И.И.Мечников и П.Эрлих были удостоены в 1908 году Нобелевской премии (1908 г.).

Таким образом, ученым конца XIX - начала XX веков удалось изучить природу опасных болезней, и предложить действенные способы их предотвращения. Наиболее успешной оказалась борьба с оспой, так как были заложены и организационные основы борьбы с этим заболеванием. Программа ликвидации оспы была предложена в 1958 г. делегацией СССР на XI Ассамблее Всемирной организации здравоохранения и успешно реализована в конце 1970-х гг. совместными усилиями всех стран мира. В итоге, оспа была побеждена. Все это позволили значительно снизить смертность в мире, особенно среди детей, повысить продолжительность жизни населения.

Просмотров