Языковая семья алтайцев. Народы алтайской семьи

АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ, макросемья языков, на которых говорят разные народы, проживающие в западной, центральной и северной Азии, а также в Восточной Европе. На 39 алтайских языках говорят в общей сложности ок. 200 млн. человек. Макросемья включает в себя три обыкновенно выделяемых семьи: тунгусскую (9 языков, менее 200 тыс. носителей), монгольскую (8 языков, ок. 6 млн. носителей) и тюркскую (21 язык, ок. 115 млн. носителей). В настоящее время доказана также принадлежность к алтайской семье корейского и японского языков.

На тунгусо-маньчжурских языках говорят в северной и восточной Сибири, а также в северо-восточном Китае. Семья включает в себя маньчжурский (в настоящее время почти исчезнувший), эвенкийский, эвенский, негидальский, нанайский, ульчский, орокский, орочский и удэгейский языки.

На монгольских языках говорят в основном в Монголии, но также в некоторых частях России, Китая и Афганистана. Наиболее распространенным из этих языков является монгольский, государственный язык Монголии и автономного района Внутренняя Монголия (КНР). Другими языками семьи являются калмыцкий, бурятский, ойратский, могольский, дагурский, монгорский, дунсянский, баоаньский и шира-югурский языки.

Тюркские языки распространены на обширных пространствах от Балкан до Восточной Сибири (см . ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ).

По мнению большинства ученых, алтайские языки могут быть объединены в одну макросемью на основании систематических фонетических соответствий, которые были установлены после того, как были исключены из рассмотрения заимствованные слова. Кроме того, алтайские языки характеризуются фундаментальным структурным сходством. Во всех языках похожие внешне энклитики и суффиксы часто обнаруживают одну и ту же функцию. Родство между тюркскими и монгольскими языками – более близкое, чем между обеими этими группами и тунгусскими, что, впрочем, может быть обусловлено тесными контактами между тюркскими и монгольскими языками на протяжении различных периодов их истории. В то же время все эти три семьи более близки друг к другу, нежели любая из них к корейскому и японскому.

Часто упоминаемой структурной особенностью, общей для тюркских, монгольских и тунгусских языков, является сингармонизм (уподобление гласных в пределах одного слова). Если в основе (первой части) слова встречаются гласные переднего ряда (как i или е ), все появляющиеся в вариантах суффиксы дают гласные переднего ряда (такие, как e , ö, ü ); если основа имеет гласные заднего ряда (a , o , u ), то и в суффиксах тоже присутствуют гласные заднего ряда. В тунгусских языках представлен сингармонизм несколько иного типа (уподобление не по ряду, а по подъему). Во всех алтайских языках начальный слог слова не может начинаться с сочетания нескольких согласных.

На грамматическом уровне тюркские, монгольские и тунгусские языки характеризуются отсутствием категории рода и необязательностью выражения категории числа (в отличие от индоевропейских и семитских языков); использованием чистой основы в качестве повелительного наклонения для глаголов и именительного падежа для существительных; практически полным отсутствием префиксов при активном использовании последовательностей суффиксов (в процессе, который обычно называют агглютинацией) для создания лексических и грамматических противопоставлений; превалированием послелогов над предлогами. На синтаксическом уровне эти языки характеризуются отношением подчинения, когда определение предшествует определяемому, зависимый член главенствующему, субъект предикату, а наречие глаголу; глаголы часто находятся в конце предложения.

Алтайская языковая семья входит в ностратическую макросемью, внутри которой характеризуется особой близостью к уральской и дравидийской семьям.

  • 3. Закономерности функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации жизни в регионах России
  • 4. Факторы регионообразующие
  • 5.Принципы формирования политико-правового статуса регионов в федеративных государствах
  • 6. Политико-правовой статус регионов Российской Федерации
  • 7. Классификация регионов России по различным показателям
  • 1)Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.
  • 2)Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).
  • 3)Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного федерального округа.
  • 1.Древность Средневековье Новое и новейшее время
  • 2. Причинами войны можно считать следующие:
  • 3. В ходе кв. Выделяют следующие основные этапы:
  • 4. Итоги Кавказской Войны
  • 2. Этапы развития казачества.
  • 5. Реестровое казачество.
  • 13. Этнолингвистическая характеристика наров Юга России
  • III. Алтайская языковая семья:
  • 3. Содержательные элементы традиционной культуры Юга России.
  • 2. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.
  • 6.Выдающиеся деятели культуры народов юр.
  • 17. Особенности экстремизма на Сев. Кавказе и стратегии его предупреждения
  • 18. Этносоциальная стратификация в России
  • 19 Этнополитические конфликты
  • 20. Этнотатизм и этнократии на Юге России.
  • 21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.
  • 22. Национальная экономика России: федерально-региональная организация.
  • 1. Понятие национальной экономики, её характеристика.
  • 2. Принципы организации национальной экономики как федерально-региональной общности.
  • 23. Хозяйственный комплекс регионов Юга России в системе национального хозяйства страны.
  • 3. Пофакторное определение места (ранга) Юга России и его регионов в национальном хозяйстве (по населению, территории, инвестициям, продуктивности отраслей, развитию инфраструктуры)
  • 4.Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.
  • 24. Экономический потенциал регионального развития Юга России
  • 25. Финансовый потенциал регионального развития Юга России.
  • 3. Первичные доходы-прибыль и их территориальное распределение
  • 4. Региональные рынки капиталов.
  • 5. Финансовые ресурсы и бюджеты регионов Юга России.
  • 6. Бюджетный федерализм и проблемы его совершенствования.
  • Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
  • 4.Субъекты юфо занимают следующие позиции по уровню инв.Потенциала и инв.Риска:
  • 27. Межрегиональная социально-экономическая, культурная и политическая интеграция.
  • 1.Понятие интеграции как процесса, ее виды.
  • 2. Внутренние и внешние факторы интеграции.
  • 3.Место Юга России в экономическом, социо-культурном и политическом пространстве России.
  • 4.Состояние и прогноз интеграционных процессов на Юге России.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 2. Основные геоэкономические характеристики Юга России:
  • 3. Вэд юфо и её количественная характеристика.
  • 4. Проблемы геоэкономической ситуации.
  • 5. Влияние политических решений на экономику.
  • 29. Современное геополитическое положение Юга России
  • 30. Региональная и национальная безопасность
  • Основные элементы концепции национальной безопасности России
  • 4. Объекты национальной безопасности
  • 5.Угрозы и вызовы региональной безопасности
  • 6. Направления национальной безопасности
  • 7. Программа развития оон.
  • 8. Гуам.
  • 9. Оспг. Организация Сотрудничества Прикаспийских Государств – Прикаспийская пятерка (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).
  • 10. Прм.
  • 11. Место России в системе международных отношений.
  • 3.Система и структура управления регионом в России
  • 4.Модели регионального управления
  • 33. Региональная политика в Российской Федерации
  • 7. Направления региональной политики в России
  • Понятие региональной идеологии
  • Функции идеологии
  • Региональная идеология и роль в федеративном государстве
  • В региональной идеологии выделяются следующие уровни:
  • Принципы идеологической самоорганизации
  • 6. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России включают:
  • 2. Специфика идеологической структуры общества
  • 3. Разновидности идеологической доктрины
  • 3. Формы и виды идеологий на Юге России.
  • 3) Равнозначная
  • 4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России
  • 5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом
  • 36. Федеративные отношения в рф.
  • 37. Государственная служба в Российской Федерации: принципы функционирования и перспективы развития
  • 2. Виды государственной службы
  • 3.Система государственной службы рф (понятия «государственная гражданская служба», «государственная военная служба», «государственная правоохранительная служба»)
  • 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы рф
  • 3. Как в фз № 58 « о системе государственной службы рф
  • 4. Нормативно-правовые основы формирования и функционирования государственной службы в субъектах рф и на Юге России
  • 5. Реестр должностей государственной службы и государственных служащих рф
  • Реестр должностей федеральной гос сл образуют:
  • 6.Особенности кадровой политики на Юге России
  • Российская модель мсу:
  • К основным принципам местного самоуправления относятся следующие:
  • Роль муниципального образования в решении вопросов местного значения
  • 4. Собственная ответственность муниципального образования и ответственность органов власти, должностных лиц перед населением и государством
  • Правовые основы
  • Фз № 131
  • Современная реформа местного самоуправления, проблемы ее реализации
  • Особенности функционирования местного самоуправления в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
  • 39.Разграничение полномочий органов государственной власти в региональной системе управления
  • 1. Определение понятия «муниципальная служба»
  • Муниципальная служба представлена:
  • 2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы
  • 3. Функции муниципальной службы.
  • 4. Принципы муниципальной службы в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • 5. Основы статуса муниципального служащего
  • 6. Права и обязанности муниципального служащего
  • 7. Функциональные (должностные) права и права связанные с прохождением муниципальной службы
  • III. Алтайская языковая семья:

      Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)

      Монгольская языковая группа (калмыки)

    В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

    Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социаль­ной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индиви­ду­аль­ное» и «национальное» много­язы­чие, последнее служит объектом социо­лингви­сти­че­ско­го изучения. В наиболь­ших масштабах много­язы­чие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях много­язы­чия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутри­груп­по­во­го общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разно­пле­мён­ных сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык админи­стра­тив­ной (или национальной) области, 4) язык много­на­ци­о­наль­но­го региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

    Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для много­язы­чия (билингвизма) имеет существенное значение функцио­наль­ный статус употребляемых языков и степень их близости - генетическая или типо­ло­ги­че­ская. На почве много­язы­чия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

    В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

    3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

    7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

    Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке» . Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

    Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык» , направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

    Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

    Северный Кавказ - очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. - и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

    Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.

    Вопрос№14 Этноконфессиональная характеристика народов Юга России

      Понятия этнос и конфессия.

      Традиционные верования и этапы проникновения на Юг России мировых религий.

      Специфика ислама на Северном Кавказе, тарикаты.

      Религиозный сепаратизм.

      «Северокавказский ваххабизм».

      Тибето-монгольская форма буддизма – ламаизм у калмыков.

      Православие на Юге России. Нетрадиционные религиозные объединения на Юге России.

    1. Этнос - исторически сложившаяся на опр. Тер-и устойчивая совокупность людей, обладающих общими и стабильными элементами матер-й культуры, единым языком, традициями, духовными ценностями, общим этнопсихическим складом, а также осознанием своего единства и отличия от всех остальных культурных групп Конфессия -система, содержащая следующие компоненты: Религиозное сознание (включающее учение о высшем духовном начале) Культурная деят-ть, функция которой – поддерживать в верующем привязанность к конфессии, обязывать и вырабатывать постоянство религ чувства

    2. . На Юге России ярко представлены все три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

    3. Счит., что Южная часть России является колыбелью христианства в нашей стране. Оно появилось в нач. I века н.э. Так же, с конца II – начала III в. н.э. в Груз, Армении и Кавк Албании Вскоре, в конце III века Армения, Грузия и Кавк Албания (ныне Сев Азерб) становятся 1 в мире странами с хрис-вом в качестве гос. религии. У рус. населения правосл. церковь пользуется значит. доверием. Однако большая часть слабо разбирается в догматике и не соблюдает обрядов. Дело в том, что в годы советской власти Православие, как и другие конфессии, и даже в большей степени подвергалось гонениям и репрессиям.

    4.Вторая по численности, но объединяющая большинство коренных народов Сев Кавказа – мусульм. конфессия . Ислам – мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) Основной источник мусульманского вероучения – Коран, Второй источник мусульманского вероучения – Сунна,. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты. Так же в исламе существует мистическое и аскетическое учение – суфизм. Каждый человек должен стремиться отрешиться от своего матер-го «я», чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат – закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат – путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат – познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат – истина, полное погружение в Боге.

    Появление на СК экстремистских течений «северокавказского ваххабизма» (Дагестан, Чечня, Карачай, Балкария, ногайцы) .Цель ваххабизма - связать воедино, создать некую целостность, хотя исходным материалом могут быть не феодальные земли и кланы, а этносы и субэтносы. Ваххабизм появился и стал постепенно распространяться на Сев Кав. Здесь имеются 2 главных очага ваххабизма – РД и КЧР. Эти республики многонациональны. Можно выделить среди ваххабитов 2 крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей тер-ии Сев Кавказа независимого исламского гос-ва.

      Буддизм . Наибольшее распространение данная религия получила в Р К, причём приняла рег-ую форму буддизма – ламаизм.Ламаизм возник в Тибете в XVIII в.. В РФ имеет последователей, главным образом в Бурятии, РК и Туве. Начало формирования ламаизма в Калмыкии датируется XVII-XVIII вв.

      Православие на Юге Росси представлено Русской Православной Церковью. В 1701 г. была учреждена Азовская епархия, а с 1718 г. приходы Войска Донского были подчинены Воронежской епархии. В 1777-78 гг. правительство переселяет на Кубань несколько станиц донских казаков, а в 1792 - бывших запорожцев. Территории ЮР были подчинены Екатеринос- лавской епархии, позднее - Астраханской. В 1829 г.- вошли в состав вновь образованной Новочеркасской и Георгиевской (Донской) епархии. В наст.время на ЮР у РПЦ имеются 7 епархий являющиеся одними из крупнейших в церкви: Ставропольская, объединяющая приходы Ставропольского край и 6 северокавказских республик - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Сев.Осетии, Чечни, Ингушетии и Дагестана; Майкопская и Адыгейская - приходы Адыгеи; Екатеринодарская и Кубанская - приходы Краснод. края; Ростовская и Новочеркасская - приходы Рост.обл, а так же Волгоградская, Астраханско-Енотаевская, Элистинская и Калмыкская Епархия. Имеются учреждения религ. образования, как низшего - воскресные школы (205 по региону), так и высшего уровней - Ставропольская духовная семинария, Ростовское епархиальное духовное училище. На Юге России выходят православные печатные издания - ежемесячная газета «Православный голос Кубани» (Краснодар) и «Церковный вестник» (Ростов-на-Дону), выходящие небольшими тиражами.

    6. Нетрад рел обьед :

      Неохристианские (протестантсткие организации, церковь Вассариона)

      Неориенталистсткие (кришнаиты)

      Неоязыческие (славяно-арийские веды)

      Космические (вера в энергию космоса)

      Сатанистские (общво крысятницы, общество Вуду)

      Духоборцы. Последователи 1из форм старого русского сектантства, «духовные борцы Христа». Движение возникло на Украине и в центрлРоссии, затем проникло в земли Войска Донского. Его приверженцы отвергают иерархию и обрядность правосл церкви. Принимая основные идеи Библии, они не считают ее «священным писанием». В наст. вр в РО и на Сев Кав проживают около 3 тысяч духоборцев. -Иеговисты-ильинцы . Рус секта, возникшая на Урале. следует поклоняться Богу под его истинным именем – Иегова. В учении и культовой практике иеговистов- сочетаются мотивы христианства, иудаизма и др. религий.

    Вопрос №15 Традиционная культура народов ЮР.

      Традиционная культура: понятие, сущность, типологические отличия.

      Традиционализм как фактор социокультурной идентификации.

      Общее и особенное в традиционной материальной и духовной культуре народов региона.

      Маскулинный тип культуры.

      Трудовые и семейно-брачные традиции и ритуалы: взаимопомощь, куначество, гостеприимство, почитание старших, родственная солидарность.

      Эпосы народов Юга России.

      Характерные черты и основные этапы становления литератур народов Юга России.

      Традиционные виды народного искусства.

      Особенности взаимовлияния этнокультур народов региона

    1. Традиционная культура – тип культуры, для которого характерно социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека на основе воспроизводства стереотипов поведения и мышления (традиций), приоритет «поддержания» (повторения) привычных норм поведения над рационально-волевым началом.Соответственно, традиционная культуры это такая культура, которая обеспечивает адаптацию человека к природной среде и изменение (развитие) самого человека, прежде всего на основе традиции

    Тюркская группа: турки, азербайджанцы, туркмены, татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, казахи, каракалпаки, киргизы, узбеки, уйгуры, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, якуты, чуваши, халха (халха-монголы), буряты, ойраты, калмыки, монгоры, дунсян.

    Тунгусо-маньчжурская группа: эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, маньчжуры, корейцы, японцы.

    11. УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ

    Уральская группа: финно-угорская подгруппа: финны, карелы, эстонцы, саамы, мордва, марийцы, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, венгры; самодийская подгруппа: ненцы, нганасаны, селькупы.

    Юкагирская группа: юкагиры.

    12. АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

    Мон-кхмерская группа: моны, кхаси, кхмеры, вьетнамцы, мыонг, сенои, семанги.

    Группа мунда: мунда, санталы.

    13. ПАРАТАЙСКАЯ СЕМЬЯ

    Тайская группа: сиамцы, лао, тхай, шан, чжуан, буи, юан.

    Кам-суйская группа: дун.

    Группа ли: ли.

    Группа гэлао.

    14. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ: сонгаи, тубу, маба, фур, сара, багирми, бонго, мору-мангбету, нубийцы, луо, динка, масаи, календжин, берта, кунама.

    15. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

    Абхазско-адыгская группа: абхазы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

    Нахско-дагестанская группа: чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, лезгины.

    16. КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ: грузины.

    17. СЕМЬЯ МЯО-ЯО: мяо, яо.

    18. АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ: австралийцы-аборигены.

    19. КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ: кой-коин (готтентоты), горные даммара.

    20. ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКАЯ СЕМЬЯ: эскимосы, алеуты.

    21. ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ: чукчи, коряки, алюторцы, ительмены.

    22. ПАПУАССКИЕ СЕМЬИ: чимбу, дугум-дани, капауку, бунак, бонгу, тернатцы.

    23. Семьи индейских народов

    СЕМЬЯ НА-ДЕНЕ: атапаски, навахо, апачи, тлинкиты, хайда.

    СЕВЕРОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ: алгонкины, ирокезы, сиу, майя, киче, кикче.

    ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ: шошоны, ацтеки, отоми, миштеки, сапотеки.

    СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС: чибча, паэс, ленка.

    АНДСКАЯ СЕМЬЯ: кечуа, аймара, арауканы.

    ЭКВАТОРИАЛЬНО-ТУКАНОАНСКАЯ СЕМЬЯ: араваки, гуарани, хибаро, тукано.

    ЖЕ-ПАНО-КАРИБСКАЯ СЕМЬЯ: карибы, пано, же.

    Народы, говорящие на изолированных языках:

    24. АНДАМАНСКАЯ СЕМЬЯ : андаманцы.

    25. АЙНЫ.

    26. КУСУНДА.

    27. НИВХИ.

    28. БАСКИ.

    29. ЕНИСЕЙСКАЯ СЕМЬЯ: кеты.

    30. БУРИШИ.

    31. ХОТИ.

    Этнические особенности регионов мира

    Европа является регионом с преобладанием народов индоевропейской семьи, при этом в центре и на севере живут германские народы, на юге и западе - романские, на востоке и частично юге - славянские. Обособленно от основного романского ареала проживают румыны и молдаване. Вкраплениями других семей на карте региона являются венгры, пришедшие сюда с Урала, и финны - финно-угорские народы уральско-юкагирской семьи. Представлена в регионе тюркская группа алтайской семьи - это турки, сосредоточенные в европейской части Турции и в некоторых других странах Юго-Восточной Европы. В северной части Пиренейского полуострова, в Испании, и частично во Франции проживают баски, относящиеся к древнейшему населению Европы и говорящие на изолированном языке. Особое место в этническом составе региона занимают германские евреи (см. лингвистическую классификацию), а также цыгане, кочующие народы индоарийской группы индоевропейской семьи. Большинство народов Европы сформировались как нации к середине ХІХ в. Около половины государств относятся к числу однонациональных, где около 90 % всего населения составляет основная национальность. К числу стран с иноэтническими группами относятся Фран-

    ция, Румыния, к многонациональным государствам - Бельгия, Швейцария, Великобритания и др.

    В Азии проживает более тысячи народов, говорящих на языках разных семей, находящихся на разных стадиях этнического развития и существенно различающихся по численности. Общая черта большинства государств - многонациональность. В этом регионе проживают самые крупные этносы мира с численностью более 100 млн чел. По национальному составу и характеру этнических взаимоотношений все страны региона делятся на следующие группы: однонациональные - основной этнос составляет более 95 % всего населения (Япония, Корея, Бангладеш, большинство арабских стран); страны, где основной этнос составляет 70-95 % (Вьентам, Камбоджа, Турция, Сирия и др.); страны, где основной этнос составляет около 50 % (Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос); страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не превалирует (Индия, Индонезия, Филиппины). Юго-Западная Азия представляет довольно сложную этническую территорию, своеобразный мост между Европой и Африкой, Африкой и Азией, через который шло и идет передвижение этносов. В этом мезорегионе наблюдаются три исторических этнических наслоения: древние иранские и романские народы, древнефракийские племена, тюркские народы. Отдельную этническую территорию образует Палестина, на которой два народа - евреи Израиля и арабские народы ведут многолетнюю борьбу. Живут здесь в основном народы семитской семьи. В Южной Азии проживают народы индоарийской группы индоевропейской семьи и дравидийской семьи, относящиеся к крупнейшим этносам мира (хинди, бенгальцы, маратхи, тамилы, телугу и др.). Народы Восточной Азии относятся к сино-тибетской, алтайской семье, семье мяо-яо. Юго-Восточная Азия представлена этносами паратайской, австроазиатской, австронезийской семьями. Кроме того, в Азии проживают иранские этносы, греки, армяне, относящиеся к индоевропейской семье.

    Народы Африки до сих пор слабо изучены, поэтому в литературе можно встретить различные варианты их классификаций. Вместе с тем, принято выделять на этнических картах около 400 народов, находящихся на разных стадиях этнического развития. На севере континента живут народы семитской и берберской семей, на востоке - кушитской, в центральной части - к югу от Сахары, большую часть континента занимает семья нигер-конго. В северной Нигерии, Нигере и Камеруне живут народы чадской семьи. В долине среднего течения Нигера, по берегам оз. Чад, в бассейне Верхнего Нила, оз. Виктория и Рудольф живут этносы нило-сахарской семьи. В юго-западной части Африки наряду с народами семьи нигер-конго расселены этносы койсанской семьи. Незначительную долю в Африке занимают народы индоевропейской семьи (африканеры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.), преимущественно живущие в ЮАР, Намибии, Зимбабве, Кении, Алжире.

    Этническая карта Америки относительно молодая по возрасту и сформирована за счет миграций. За исключением индейских народов, которые представлены 7 семьями, ни один этнос Америки не имеет исконно этнической (исторической) территории проживания. Этнический состав региона очень смешанный, здесь представлены практически все семьи народов мира. Именно поэтому большинство стран Америки в настоящее время многонациональны, в населении которых выделяются следующие группы: основной этнос; сохранившиеся очень малочисленные коренные народы (индейцы, эскимосы и др.); переходные народы (иммигранты или их потомки, окончательно не ассимилировавшиеся, но уже утратившие связи с территорией выхода; национальные меньшинства. На территории региона живут два этноса с численностью более чем 100 млн чел. (американцы США, бразильцы). В самом ближайшем будущем этот порог перешагнут мексиканцы, численность которых составляет 91,05 млн чел.

    Население Австралии и Океан ии представлено двумя основными группами: аборигенами, которые составляют менее 15 % всего населения, и выходцами из других регионов мира (прежде всего из Европы). В этническом отношении здесь проживают, в основном, народы австронезийской и индоевропейской семей .

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная

      Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологиче­ский словарь. М., 1983. 290 с.

      Баранов А. В. Социально-демографическое развитие крупного города. М., 1981. 190 с.

      Введение в демографию / Под ред. В. А. Ионцева, А. А. Саградова. М., 2002. 636 с.

      Весь мир. Энциклопедический справочник. Расы, народы, нации и народно­сти. М., 2000. 398 с.

      Вишневский А. Г . Демографическая революция. М.,1976. 240 с.

      Вопросы воспроизводства населения и демографической политики. М., 1982. 207 с.

      Гозулов А . Перепись населения России 1999 года // Вопр. статистики. 1997.

      Голубчиков Ю . Н . Население земного шара // География в школе. 2002. № 8. С. 10-21.

      Григорьянц М. Г . Переписи населения в капиталистических странах. М., 1976. 191 с.

      Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. 606 с.

      Загорец И. В. Миграции населения и миграционная политика. Мн., 2000.

      Ионцев В. А. Мировые миграции. М., 1992.

      Киселева Г. П., Кваша А. Я . О чем рассказывают переписи населения. М., 1983. 102 с.

      Колосов Е . Н. 2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира // География в школе. 2002. № 8. С. 12-15.

      Ковалев С. А., Ковальская Н. Я. География населения СССР. М.,1980. 285 с.

      Лысых С. В. Индекс городского развития // География в школе. 2002. № 8. С. 23-27.

      Марксистско-ленинская теория народонаселения / Под ред. Д. И. Валентея. М., 1974. 416 с.

      Минат В. Н. Технополисы США: основные тенденции размещения // География в школе. 2001. № 4. С. 13-18.

      Народонаселение мира. Право выбора: репродуктивные права и репродуктив­ное здоровье. Ежегодник UNFPA. Нью-Йорк, 1997. 88 с.

      Народонаселение мира. Новые поколения. Отчет Фонда ООН в области наро­донаселения. Нью-Йорк, 1998. 92 с.

      Народонаселение мира в 1999 году. 6 миллиардов: время выбора. Отчет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 1999. 88 с.

      Народонаселение мира. Одна жизнь - два мира: мужчины и женщины в пе­риод перемен. Отчет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 2000. 92 с.

      Народонаселение мира. Этапы и вехи: население и экологические измене­ния. Отчет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 2001. 90 с.

      Народонаселение мира в 2002 году. Население, нищета и возможности. От­чет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 2002. 92 с.

      Народонаселение стран мира. Справочник / Под ред. Б. Ц. Урланиса и

    В А. Борисова. М., 1984. 446 с.

      Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987. 255 с.

      Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000. 928 с.

      Население мира. Демографический справочник. М., 1989. 477 с.

      Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики. М.,1999. 231 с.

      Пивоваров Ю. Л . Городские системы: исходные понятия, эволюция, перспек­тивы// География в школе. 2001. № 6. С. 11-27.

      Покшишевский В. В . О типологии городов в развивающихся странах // Урбани­зация мира (Вопр. географии, № 96). М., 1974.

      Полян П. М. География принудительных миграций в СССР // Известия АН. Сер. географическая. 1999. № 6. С. 55-62.

      Раковский С. Н . Население мира в конце 20 - начале 21 века. Экономико-гео­графические показатели // География в школе. 2002. № 9. С. 3-13.

      Рождаемость / Под ред. Л. Е. Дарского. М., 1976. 312 с.

      Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987.

      Слука А. Е., Слука Н. А. География населения с основами демографии. М., 2000. 139 с.

      Современная демография / Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. М., 1995. 268 с.

      Факторы рождаемости / Под ред. А. Г. Волкова. М., 1971. 88 с.

      Шувалов Е. Л. География населения. М., 1977. 160 с.

      Ягельский А. География населения. М., 1980. 383 с.

      Population Reference Bureau. 2003 World Population Data Sheet.

      World Gazetteer population figures for cities, towns and places, 2002.

      URL: www. cbook.ru.

      URL: http/:www.census.gov.

      URL: www.national geographic.com.

    Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монголоиды. Они в большинстве своем мусульмане, однако встречаются народы, исповедующие христианство, традиционные верования, шаманизм. Единственное, что связывает почти 170 млн людей, - это общее происхождение группы языков, на которых сейчас разговаривают тюрки. Якут и турок - все они говорят на родственных диалектах.

    Сильная ветвь алтайского дерева

    Среди некоторых ученых до сих пор не утихают споры по поводу того, к какой языковой семье относится тюркская языковая группа. Некоторые лингвисты выделяли ее в отдельную большую группу. Однако наиболее общепринятой гипотезой сегодня принята версия о вхождении этих родственных между собой языков в большую алтайскую семью.

    Большую лепту в эти исследования внесло развитие генетики, благодаря которому стало возможно отследить историю целых народов по следам отдельных фрагментов генома человека.

    Когда-то группа племен в Центральной Азии говорила на одном языке - предке современных тюркских наречий, однако в 3 в. до н. э. от большого ствола отделилась отдельная булгарская ветвь. Единственный народ, который говорит сегодня на языках булгарской группы, - это чуваши. Их наречие заметно отличается от других родственных и выделяется в особую подгруппу.

    Отдельные исследователи даже предлагают вынести язык чувашей в отдельный род большой алтайской макросемьи.

    Классификация юго-восточного направления

    Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

    Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

    К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы - все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

    Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов - узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

    Северные тюркские языки

    География тюркской группы языков широка и разнообразна. Якуты, алтайцы, в общем, некоторые коренные народы северо-восточной Евразии, также объединяются в отдельную ветвь большого тюркского дерева. Северо-восточные языки довольно разнородны и подразделяются на несколько отдельных родов.

    Якутский и долганские языки отделились еще от единого тюркского наречия, и произошло это в 3 в. н. э.

    К саянской группе языков тюркской семьи относят тувинский и тофаларские языки. Хакасы и жители Горной Шории разговаривают на языках хакасской группы.

    Алтай - колыбель тюркской цивилизации, до сих пор коренные жители этих мест разговаривают на ойротском, телеутском, лебединском, кумандинском языках алтайской подгруппы.

    Казусы в стройной классификации

    Однако не все так просто в этом условном делении. Процесс национально-территориального размежевания, проходивший на территории среднеазиатских республик СССР в двадцатые годы прошлого столетия, затронул и такую тонкую материю, как язык.

    Все жители Узбекской ССР были названы узбеками, была принята единая версия литературного узбекского языка, основанная на наречиях Кокандского ханства. Однако и сегодня узбекскому языку свойственен ярко выраженный диалектизм. Некоторые диалекты Хорезма, самой западной части Узбекистана, более близки языкам огузской группы и ближе к туркменскому, чем к литературному узбекскому языку.

    Некоторые районы разговаривают на диалектах, которые относятся к ногайской подгруппе кыпчакских языков, отсюда нередки ситуации, когда ферганец с трудом понимает уроженца Кашкадарьи, который, по его мнению, безбожно коверкает родной язык.

    Примерно так же обстоят дела у других представителей народов тюркской группы языков - крымских татар. Язык жителей прибрежной полосы практически идентичен турецкому, однако природные степняки говорят на наречии, более близком к кыпчакским.

    Древняя история

    Впервые тюрки вышли на мировую историческую арену в эпоху Великого переселения народов. В генетической памяти европейцев до сих пор остается содрогание перед нашествием гуннов Аттилы в 4 в. н. э. Степная империя была разношерстным образованием многочисленных племен и народов, однако преобладающим был все-таки тюркский элемент.

    Существует много версий происхождения этих народов, однако большинство исследователей помещают прародину сегодняшних узбека и турка в северо-западную часть Центрально-Азиатского плато, в район между Алтаем и Хингарским хребтом. Этой версии придерживаются и киргизы, которые считают себя прямыми наследниками великой империи и до сих пор ностальгируют по этому поводу.

    Соседями тюрок были монголы, предки сегодняшних индоевропейских народов, уральские и енисейские племена, маньчжуры. Тюркская группа алтайской семьи языков стала оформляться в тесном взаимодействии с близкими народами.

    Путаница с татарами и болгарами

    В первом веке н. э. отдельные племена начинают мигрировать в сторону Южного Казахстана. В 4-м веке произошло знаменитое вторжение гуннов в Европу. Именно тогда от тюркского древа отделилась булгарская ветвь и образовалась обширная конфедерация, которая разделилась на дунайскую и волжскую. Сегодняшние болгары Балкан разговаривают теперь на славянском языке и утратили свои тюркские корни.

    Обратная ситуация произошла с булгарами Поволжья. Они до сих пор говорят на тюркских языках, однако после нашествия монголов называют себя татарами. Покоренные тюркские племена, жившие в степях Волги, приняли имя татар - давно исчезнувшего в войнах легендарного племени, с которым Чингисхан начинал свои походы. Татарским они назвали и свой язык, который прежде называли булгарским.

    Единственным живым наречием булгарской ветви тюркской группы языков считается чувашский. Татары, еще одни потомки булгар, на самом деле говорят на одном из вариантов более поздних кыпчакских диалектов.

    От Колымы до Средиземноморья

    К народам тюркской языковой группы относятся жители суровых районов бассейна знаменитой Колымы, курортных пляжей Средиземноморья, гор Алтая и ровных, как стол степей Казахстана. Предками сегодняшних тюрок были кочевники, вдоль и поперек исходившие Евразийский континент. Две тысячи лет они взаимодействовали со своими соседями, которыми были иранцы, арабы, русские, китайцы. За это время произошло невообразимое смешение культур и кровей.

    Сегодня даже невозможно определить расу, к которой относятся тюрки. Жители Турции, азербайджанцы, гагаузы относятся к средиземноморской группе европеоидной расы, здесь практически отсутствуют ребята с раскосыми глазами и желтоватой кожей. Однако якуты, алтайцы, казахи, киргизы - все они несут в своем облике ярко выраженный монголоидный элемент.

    Расовое разнообразие наблюдается даже среди народов, говорящих на одном языке. Среди татар Казани можно встретить голубоглазых блондинов и черноволосых людей с раскосыми глазами. То же самое наблюдается в Узбекистане, где невозможно вывести облик типичного узбека.

    Вера

    Большинство тюрок - мусульмане, исповедующие суннитскую ветвь этой религии. Лишь в Азербайджане придерживаются шиизма. Однако отдельные народы либо сохранили древние верования либо стали адептами других больших религий. Большинство чувашей, гагаузов исповедуют христианство в его православной форме.

    На северо-востоке Евразии отдельные народы продолжают придерживаться веры предков, среди якутов, алтайцев, тувинцев продолжают пользоваться популярностью традиционные верования и шаманизм.

    Во времена Хазарского каганата жители этой империи исповедовали иудаизм, который продолжают воспринимать в качестве единственно верной религии сегодняшние караимы, осколки той могучей тюркской державы.

    Лексика

    Вместе с мировой цивилизацией развивались и тюркские языки, вбирая в себя лексику соседних народов и щедро одаривая своими словами. Трудно сосчитать количество заимствованных тюркских слов в восточнославянских языках. Все началось с булгар, у которых было позаимствованы слова «капь», от которого возникло «капище», «суварт», преобразованное в «сыворотку». Позже вместо «сыворотки» стали использовать общетюркский «йогурт».

    Особенно оживленным обмен лексикой стал во времена Золотой Орды и позднего Средневековья, во время активной торговли с тюркскими странами. В обиход вошло огромное количество новых слов: ишак, колпак, кушак, изюм, башмак, сундук и прочие. Позже стали заимствоваться лишь названия специфических терминов, например ирбис, карагач, кизяк, кишлак.

    Традиционно алтайскую языковую семью делят на тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую и японо-рюкюскую ветви. Считается, что тюркские и монгольские языки составляли до IV тыс. до н.э. тюркско:монгольское единство, или западную ветвь алтайской семьи. Восточнее находилось тунгусо-маньчжурско-японо-корейское единство, распавшееся в III тыс. до н.э. на тунгусо-маньчжурскую и японо-корейскую ветви. Раскол последней произошел в IV в. до н.э., когда будущие японцы переселились на Японские острова и смешались там с палеоазиатскими племенами айнов.

    Корейская ветвь алтайской семьи представлена одним народом - собственно корейцами. В этногенезе этого народа принимали участие, вероятно, палеоазиатские, протоалтайские и австронезийские племена. Сегодня корейцы - народ двух современных независимых государств (КНДР и Республика Корея). В России, в Уссурийском крае, первые 19 семей корейцев появились в 1863г. С тех пор корейцы расселились от Дальнего Востока до Северного Кавказа.

    На каком языке изначально говорили кочевники-хунну, чья держава северными своими границами захватывала часть нынешних российских земель на границе с нынешней Монголией еще во II–I вв. до н.э., точно неизвестно, но есть предположения, что на неразделенном тюркско-монгольском или на древнетюркском. В V в. тюрками (тюрк:ют) назывались «пятьсот семей Ашина» - небольшая группировка кочевников, возникшая из смешения разных племен и говорившая на одном из диалектов монгольского языка. Слово «тюрк» означало «крепкий». Семьи Ашина подчинялись хуннскому князю, владевшему областью между излучиной Хуанхэ и Наньшанем. Когда в 439 г. хунны были разбиты и присоединены к империи Вэй, Ашина с ордой бежал на южную сторону Алтайских гор, где жили потомки хунну, смешавшиеся с автохтонным населением и говорившие на языке, который после того, как «семьи Ашина» навязали себя местным жителям в качестве аристократии и подарили им свое самоназвание в качестве этнонима, стал называться тюркским. За последующие сто лет монгольская верхушка полностью растворилась в тюркском населении и забыла родной язык. Алтайские племена за то же время усвоили этноним «тюрк». Другие тюркские племена и союзы к тому времени распространились далеко за пределы Алтая, в основном на запад. Правда, тюрками они тогда еще не назывались. Восточную Сибирь тюрки (якуты, долганы) тоже освоили задолго до возникновения этнонима «тюрк».

    В VI в. возникло первое крупное тюркское государство - Тюркский каганат. В период наибольшего расцвета каганат алтайских тюрок контролировал территории Маньчжурии, Монголии, Алтая, Средней Азии и Северного Кавказа. В это время тюрки покорили хазар и булгар. Булгары были, вероятно, периферийным тюркским племенем, ранее и далее всех продвинувшимся на запад. Происхождение хазар неясно. После тюркского завоевания они тоже стали говорить по-тюркски. После падения Тюркского каганата в VII в. в Диком поле, сменяясь, господствовали тюркские союзы хазар, булгар, печенегов, огузов. В XI в. на территориях от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш начинают доминировать кипчаки (половцы). В XIII в. они подпадают под власть монгольских завоевателей, но становятся ядром (улуса Джучи) Золотой Орды. Язык кипчаков становится в Орде основным и в той или иной степени влияет на языки тюркских, монгольских, финно-угорских и других народов, входящих в улус Джучи. После ослабления монгольской империи на ее месте возникает несколько тюркских образований, в том числе Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское и Астраханское ханства, Сибирское ханства. По мере усиления Москвы, бывшего данника Золотой Орды, все эти государства входят в состав Московского царства (Российской империи).

    В настоящее время на территории Российской Федерации проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтай-кижи, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы.

    Монгольские народы, вероятно, родственны тюркским, монгольские языки содержат множество тюркских корней (и наоборот), но их исторические судьбы так часто пересекались, что трудно сказать, в какой мере общность тюркских и монгольских языков обусловлена общим происхождением, а в какой - последующим взаимовлиянием. Монголы в процессе завоеваний Чингисхана и его наследников расселились по всей территории Азии и Востока Европы, отчасти растворившись в тюркских, иранских, славянских и других народах, переняв их языки и обычаи, отчасти, напротив, наделив местные племена своими антропологическими чертами и своим языком. Так, монголоязычный изначально народ тувинцев сейчас говорит на тюркском языке, а самодийцы-сойоты - на монгольском (бурятском).

    Буряты - коренное население нынешней Республики Бурятия, Агинского Бурятского автономного округа и шести районов Иркутской области, живущее там, по меньшей мере, с эпохи бронзы.

    Калмыки - западные монголы, ойраты, попросившие в XVII в. у русских царей защиты от казахских и ногайских ханов и получившие места для кочевий в русском государстве, современное население Республики Калмыкия.

    Тунгусо-маньчжурские языки отстоят от тюркских и монгольских достаточно далеко, хотя народы, говорящие на этих языках, и живут рядом с тюрками и монголами с незапамятных времен. Первое государство тунгусо-маньчжуров, Бохай (698–926), северной своей частью располагалось на территории нынешнего Приморского края. Вообще же прототунгусы (археологическая Глазковская культура) уже в XVIII–XIII вв. до н.э. распространились по Сибири, где активно взаимодействовали с местным палеоазиатско-юкагирским населением, отчасти вытесняя его с исконных территорий, отчасти ассимилируя, отчасти перенимая его способы хозяйственной деятельности. Тунгусы шли в Сибирь из Маньчжурии пешком. Тяжести несли на себе. Дойдя до ареала распространения северного оленя, тунгусо-маньчжурские племена (протоэвенки) приручили это животное, научились ездить на нем верхом и изобрели оленьи упряжки. Тунгусы способствовали распространению оленеводства среди юкагиров, коряков и чукчей. В начале II тыс. н.э. тунгусский ареал в Сибири был разделен движущимися на север тюрками. В восточной части ареала тогда начал формироваться этнос эвенов, в западной - эвенков.

    Материальная культура и основные хозяйственные занятия

    Корейцы в России традиционно занимались злаковым земледелием, бахчеводством, торговлей. Уже во второй половине XX в. корейцы оказали существенное влияние на кухню народов России («корейская морковка» и др.). Японцев в России менее 1 тыс. и мало кто из них живет здесь постоянно.

    Хозяйственный уклад большей части тюрок России долго носил на себе отпечаток кочевого прошлого. Важное значение играло пастбищное животноводство, в частности коневодство. В остальном многое зависело от исторических особенностей каждого народа, от территории проживания, климатических условий, влияния соседних народов. Так у якутов были хорошо развиты охота и рыболовство, волго-камские татары, башкиры и чуваши в XVIII–XIX вв. были преимущественно земледельцами, для шорцев большое значение имели кузнечное дело и добыча железной руды, тувинцы до XX в. занимались преимущественно кочевым скотоводством - разводили лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, долганы, северные якуты, тофалары, алтайцы и тувинцы-тоджинцы разводили оленей, каракалпаки сочетали полуоседлое скотоводство с ирригационным земледелием, карачаевцы знамениты культивацией кефирных зерен.

    Преимущественный тип жилища также сильно зависел от местных условий, но у многих тюрков и монголов долго сохранялись юрты, некоторые и сейчас используют их в качестве временного летнего жилища. Юрты в разных регионах и у разных народов тоже неодинаковы. В южных регионах при установке юрты часто ограничивались обставлением прутьев каркаса плетеными щитами, в северных и сам каркас иногда делали из бревен, и плетеные стены обмазывали глиной или навозом. Со временем облик юрты менялся. Хакасы, например, традиционно крыли ее берестой или войлоком, а с XIX в. у них получили распространение бревенчатые срубные шести- и восьмиугольные юрты. Для живущих на Кавказе карачаевцев характерное жилище - срубная постройка с двускатной земляной крышей.

    Формировавшиеся под влиянием ненцев, энцев и эвенков долганы жили в поставленных на нартенные полозья чумах, крытых оленьими шкурами.

    В основе хозяйственного комплекса у монгольских народов традиционно было скотоводство: калмыков, халха-монголов и забайкальских бурят - кочевое, у предбайкальских бурят - стойловое.

    Традиционное жилище сибирских тунгусо-маньчжуров - конический (аундау, чум, дю, чорама) или двускатный (каура) шалаш, полуземлянка или сруб на сваях. В хозяйственном отношении большинство тунгусских этносов - оленеводы, охотники, рыбаки.

    Религия и духовная культура

    Разные тюркские народы придерживаются различных вероисповеданий. Татары, башкиры, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, кумыки - мусульмане. Тувинцы - буддисты. Алтайцы отчасти православные, отчасти шаманисты и бурханисты. Среди шорцев, якутов, чулымцев большинство верующих - православные христиане, но встречаются и шаманисты, также распространено двоеверие. Чуваши, кряшены, нагайбаки, гагаузы - преимущественно православные.

    Верующие монголы, буряты и калмыки в большинстве исповедуют буддизм в форме ламаизма с элементами традиционных верований. Верующие тунгусо-маньчжуры - язычники (шаманисты) и православные христиане (часто лишь формально).

    Русские корейцы придерживаются сложной синкретической системы верований, включающей элементы конфуцианства, православия, буддизма. Похожая религиозная ситуация и у японцев. Только к их синкретическому комплексу добавляется еще и синтоизм. Встречаются среди японцев также католики, протестанты, последователи новых религиозных течений.

    Письменность

    Древние тюрки пользовались так называемым орхоно-енисейским руническим письмом, восходящим, вероятно, к финикийскому или арамейскому письму (возможно, через согдийское или кароштхи).

    По мере исламизации большинство тюркских народов перешло на арабское письмо. В СССР в конце 1920-х гг. тюркские народы были переведены на единый алфавит на базе латинского (янанилиф), а в конце 1930-х гг. - на кириллицу.

    Язык старомонгольской письменности, общий для большей части монгольских племен, бытовал с XIII по XVII в. На основе какого диалекта он был создан, не очень ясно. Предполагают, что базой для старомонгольского письменного послужил некий язык, более древний даже, чем общемонгольский. Возможно, язык киданей. В XIII в. началось расслоение общемонгольского разговорного языка на западную (ойратскую) и центрально-восточную (халха, буряты) ветви. В XVII в. просветитель Зая Пандит создал письменность тодо-бичиг, приспособленную к особенностям ойратских диалектов. Это повлекло дальнейшее обособление ойратской ветви. В восточной части монгольского ареала продолжили использовать старомонгольскую письменность и созданное в конце XVII в. письмо соёмбо. В Российской империи среди бурят формировался свой собственный вариант старомонгольского письменного языка.

    В настоящее время калмыки и буряты в России и монголы Монголии пользуются алфавитами на основе кириллицы. Кириллической письменностью пользуются и тунгусо-маньчжурские народы России: нанайцы, эвены, эвенки, орочи. Причем для последних письменность была создана совсем недавно, в 1994 г.

    Просмотров