"рекомендации начинающему учителю иностранного языка". Должностные обязанности учителя иностранного языка Как быть хорошим учителем английского языка

В блоге я пишу в основном для преподавателей английского языка, а эту статью решила сделать для изучающих язык, потому что те, кто хочет прикоснуться к прекрасному изучению английского, похож на слепого котенка – покупается на хорошо, а иногда и не очень хорошо, составленный рекламный текст. No offence meant – никого не хочу обидеть, но это именно так. Поэтому в этой статье хочу дать несколько “инсайдерских” советов тем, кто выбирает преподавателя или школу для изучения иностранного языка.

Думаю, эта статья будет интересна и моим коллегам, но скорее с развлекательной стороны – примеры самопиара заставят улыбнуться своей абсурдности.

Сначала немного лирики. Обучение английскому языку массового розлива – дело прибыльное. Для организации школы нужно немного – самым затратным получается аренда помещения. Стулья и доска – вещи дешевые. Во многих школах даже парты сейчас не ставят – просто стулья с откидной доской для тетради и учебника. Ну и несколько плакатиков можно на стены для красоты наклеить, цветочки там поставить на подоконник. Учебники и тетрадки ученики покупают сами. Что говорить об онлайн-школах. Из затрат на оборудование – виртуальная доска или платформа. А многие даже этим не заморачиваются, по-старинке пользуют googledocs.

При всем при этом зарплата преподавателя даже в самых раскрученных школах – маленькая. Например, English First предлагает русскоговорящему учителю 200-350 рублей за академический час, в зависимости от его квалификации. А ученик платит за этот же урок около 700 рублей в группе и 1400 рублей индивидуально (в онлайн преподавании зарплатные цифры еще ниже). Понятно, разница идет на аренду помещения, зарплаты менеджеров, маркетинг, оборудование для школы и т. п. Но преподаватель в этой системе все равно остается недооценен и недооплачен. Вы никогда не задумывались, почему средний возраст учителя в частных школах – 25 лет? Учителей после 30 уже в них не берут? Учителя после 30 уже обзаводятся семьей и понимают, что на школьную зарплату обеспечить семью не получится. Поэтому уходят в частную практику или вообще другую сферу.

Теперь от теории к практике. Сейчас покажу ученикам примеры того, кого выбирать не надо. А учителям – неудачные примеры саморекламы коллег.

Анкеты преподавателей

Носители языка

Начнем с моей любимой категории учителей – носителей языка. Нейтивов нежно любят и выбирают ученики, потому что они-то точно знают язык лучше нашей Мариванны. Не спорю, язык, может, и знают. А как они преподают? Я вот люблю рисовать, например, и у меня это неплохо получается. А могу ли я научить рисовать другого человека? Сомневаюсь.

Посмотрим анкеты носителей с сайта онлайн школы. Из всех четырех я бы доверяла только Gerardy – у него в образовании написано “TEFL” – Teaching English as a Foreign Language, обучение английскому как иностранному. Как он знает этот предмет, что за университет выдал ему этот диплом и есть ли он у него вообще – вопрос другой. Но Джерард в этой компании – единственный преподаватель с заявленным высшим образованием в области методики преподавания.

John #1 (тот, что слева) имеет сертификат CELTA, Certificate of English Language Teaching to Adults. Сертификат этот – 4-х-недельный курс обучения, в котором всем желающим с уровнем языка не ниже Intermediate в теории и на практике объясняют, как надо обучать взрослых английскому языку, используя коммуникативный подход. То есть, дальнобойщик из США, которому на старости лет надоел крутить руль, пошел-отучился месяц, и теперь он – гордый преподаватель-носитель языка! Это реальная история, без улыбок. Есть ли у Джона еще какое-то образование, и сдавал ли он сам заявленные экзамены, к которым готовит, работал ли в сфере бизнеса, которому он снова учит – увы, мы не узнаем.

Karyn и John #2 (тот, что справа), обладатели степени по психологии/бухгалтерскому делу и лингвистике у меня доверия не вызывают вообще. У John #2, правда, написано TOEFL в образовании. Не совсем понятно, что за образование такое – сдан сертификат TOEFL? Несложный экзамен для нейтива, имхо.

В общем и целом, сомнительна мне радость образованного иностранца от зарплаты в рублях, особенно после её конвертации в доллары или евро.

Заглянем на сайт другой, уже очной школы обучения английскому языку. Вот скрин анкеты еще одного преподавателя-носителя английского:

После прочтения этого текста я пребывала в недоумении – настолько успешный бизнесмен с внушительным резюме все бросил и решил уйти в низкооплачиваемую во всем мире сферу преподавания? Да еще работает не на себя, а на школу, которая съедает процент от его заработка? Зачем? Ему во сне явился Иисус и сказал, что его миссия в этом мире – не продавать, а нести разумное, доброе и вечное?

Русскоязычные преподаватели

Теперь посмотрим на услуги, которые оказывают наши соотечественники.

Меня настораживают специалисты широкого профиля, они напоминают терапевта в поликлинике. Но терапевт после приема может послать к узкому специалисту, а вот этот товарищ вряд ли будут упускать клиента. Ну не может человек одинаково хорошо готовить к ЕГЭ по истории и преподавать английский сопливым детям, где-то он точно будет халтурить.

Даже если учитель не замахивается на подготовку к ЕГЭ по трем предметам, обучать языку для специальных целей – сложно. А по 4-5 направлениям – еще сложнее, потому что времени на подготовку к занятию по юриспруденции и изучению тонкостей каких-нибудь secured transactions уходит много. А тут одновременно – несколько специальностей. Я бы спала часов по 5 в сутки, если бы взялась преподавать все эти отрасли. Но автор этого текста даже правила русской пунктуации осилить не может, так что все приписываемые регалии под большим вопросом.

Ниже – посмотрите – просто песня! Учитель, который сдал FCE (при этом непонятно, на какой grade) учит других. Уровень FCE – B2 (Upper-Intermediate), с таким даже к ЕГЭ по английскому не подготовишь, потому что наш экзамен иногда грешит заданиями C1. Надеюсь, она учит только young learners, про которых написано в анкете.

Преимущества

Еще одна “замануха” – подтверждение успешности педагога. Для меня гарантия того, что учитель действительно может научить – отзывы клиентов на репетиторских базах вроде Вашрепетитор. Вы же, когда покупаете какую-то технику, читаете про неё отзывы реальных людей, а не полагаетесь на рекламный текст копирайтера на сайте?

В статье про я уже писала, что в начале работы методист мне приписывала стаж и пройденные семинары, чтобы я выглядела солиднее в глазах клиента. И это все происходило в весьма известной школе изучения английского, старше и раскрученней приведенных выше “профессионалов”.

Инновационная программа обучения, разработанная специалистами! ВЫ этого достойны! Наш Фейри моет в два раза лучше любого другого моющего средства! Странно, что в объявлении нет слова “эффективный” и “эксклюзивный”.

Копирайтер должен вернуть школе деньги за такой отвратительный текст (и пунктуацию!).

“93 процента учащихся переходят на следующий уровень” … уровень какой? чего? новый уровень силы джедая?

Остальное даже комментировать не буду – все заявления прекрасны в своей самобытности.

Вот еще интересное утверждение о гарантиях. Мистер Волшебник, наверное, писал. Забыл добавить пункт про 90+ баллов на ЕГЭ за 3 месяца.

Про официальный сертификат тоже смешно. Сертификат, на который обратит внимание ВУЗ или работодатель, вряд ли будет напечатан на принтере в России.

Программы обучения

Не все школы и репетиторы делятся своей сокровенной уникальной мега-эффективной программой обучения на своих сайтах. Но некоторые все-таки пишут про нее. За что им большое человеческое спасибо!

Сначала ребенок как попугайчик зубрит 1000 слов за 3 недели, потом на его уставшую голову падает грамматика, и после месяца вакханалии он вдруг берет и выводит все вместе в актив и отрабатывает! Все поют и со слезами радости пускаются водить хоровод.

Такой бред мог предложить только человек незнакомый с методикой. Потому что ни один подход к изучению языка (даже тот, по которому учили в советской школе) не занимался таким маразмом, после которого разве что голова разболится. Но никак в актив ничего не выведется.

К слову, об интенсивах. В этой статье я избегала переходить на личности, но вот про школу товарища Ягодкина Advance просто не могу промолчать. Сама фотография маэстро уже вызывает улыбку на лице, что уж говорить об этом интенсиве:

Пункт первый – чистая магия, очевидно, вам на первом же занятии дадут скушать волшебный пирожок.

Пункт второй – возможно, начнете. Но если не задумываясь, то потом вас придется долго переучивать от всех ошибок, которыми вы на таком интенсиве обрастете. Ученики с такими ошибками еще часто приходят от нейтивов – говорят абы как, зато говорят! Хотя, если вас не напрягает речь Кличко, то можно и на такой интенсив.

Пункт третий – где результаты исследований? На основании чего сделано это громкое заявление? И про возврат денег – погуглите отзывы про возврат денег в школе Ягодкина, результаты будут весьма предсказуемы.

Пункт четвертый… Даже не знаю… Ко мне ни разу не приходил ученик, который требовал “Грамматику мне! Паттерны! Майнд-карты! Заверните еще!” Все как-то хотят говорить, а грамматика – больше средство, нежели цель…

Резюмирую – курсы Ягодкина настойчиво советую обходить стороной, самый кричащий пример мошенничества на современным рынке образовательных услуг.

Вот еще пример от одного известного “коуча”обучения языкам, модная сейчас профессия. К слову, никаких сертификатов или любых других документов, подтверждающих ее знание языка или право это знание кому-то передавать, у этой дамы нет. Зато вот чему она берется учить:

Я так и вижу ученика, прошедшего эти тренинги и разговаривающего с иностранным коллегой. – Эээ … какой бы паттерн сейчас применить в разговоре? Ну-ка, вспомню глагол с предлогом… подождите…

Или вот курс, предлагающий полностью решить мою проблему с забывчивостью. Жалко, что проблемы с ипотекой и кредитами одновременно не решают, очень пригодилось бы.

Ну почему, почему в наших ВУЗах не учат преподавателей по этой методике? Что я делала в университете 5 лет, если можно было потратить всего 6 дней?!

Сбавим накал идиотии и прочитаем более осмысленный подход к обучению. Вроде все неплохо, кроме “развития всех органов восприятия”. Ну, и полное погружение в языковую среду возможно только в самой языковой среде, то есть в стране изучаемого языка. Но это если придираться. Текст ниже – один из самых здравых в статье.

Вот еще один талант постарался. Спасибо, капитан, почти все перечисленное есть в каждом учебнике иностранного издательства. Как и то, что написано под учебниками на картинке ниже. Учебники на картинках, кстати, так себе.

Не отрицаю, что в школах, чьи рекламные тексты мне попались на глаза при написании статьи, могут работать талантливые преподаватели, которые сумеют эффективно и увлекательно построить процесс обучения. Но маловероятно. Все самородки, которых я встречала, работают на себя.

Как же выбрать хорошего учителя?

Выше я привела примеры того, как не надо выбирать курсы или репетитора. А как надо? Что должно вызывать доверие в анкете у преподавателя? Я бы при поиске учителя обратила внимание на:

  1. Образование и сертификаты

В 21 веке благодаря развитию технологий современный мир меняется очень быстро. Эти перемены происходят в преподавании английского, которое напрямую связано с нашей жизнью. Современный человек должен знать и уметь больше, чем его предшественники. Что же нужно преподавателю, кроме знания языка и методики, чтобы оставаться конкурентоспособным?

Быть технически подкованным
В 21 столетии современные технологии проникают во все сферы, включая образование. Даже, если преподаватель работает в классе, то элементы электронных ресурсов и гаджеты должны активно использоваться. Это тренд в ELT. Многие ученики не хотят вести словари и предпочитают мобильные приложения для изучения слов. Вместо сочинений хотят писать посты в социальных сетях и блоги, а видео для них предпочтительнее, чем текст. На уроке можно подключать соцсети, например, Qr коды, поисковые системы, YouTube и так далее.
Авторы адаптируют учебники в связи с новыми тенденциями: теперь в паре с Student’s book есть Itutor (диск для дополнительной самостоятельной практики), в комплекте есть Itools (интерактивная доска со всеми заданиями учебника.)
Моя знакомая, директор языкового центра поделилась, что на собеседовании включены вопросы технического характера: Умеете ли вы пользоваться облачным хранилищем? Используете ли элементы mobile learning? Снимали ли когда-то скринкасты для студентов? Какими интернет-ресурсами пользуетесь при подготовке к занятиям?
Внедрение современных технологий приветствуется во многих языковых центрах, не говоря уже об онлайн преподавании.

Развивать навыки, необходимые студентам в 21 веке
Речь идёт о так называемых 4С: critical thinking, communication, creativity and collaboration.
Эти умения необходимы для того, чтобы учащимся было легче адаптироваться в обучении, а в будущем быть успешным в карьере.
Чтобы прививать эти навыки необходимо:

  • способствовать самостоятельному обучению,
  • поощрять любопытство (например, используя метод KWL),
  • давать задания,в которых ученики могут находить нестандартные решения, то есть развивать их креативное мышление,
  • организовывать работу в парах и минигруппах,
  • развивать критическое мышление с помощью заданий на догадку, анализ увиденного(услышанного), разбора проблемных ситуаций.

Быть открытым к новым методикам
Говорят, что в 21 веке сложно придумать что-то новое: музыка, кино, литература – почти всё забытое старое. Добивается успеха тот, кто экспериментирует. Также и в методике необходимо тестировать новое. Даже, если кажется, на первый взгляд “это никогда не будет работать”.
О некоторых методических тенденциях мы писали .

Персонализировать обучение
Потребности учащихся возрастают и многие из них хотят заниматься индивидуально и проходить не Общий английский, а курс, который решает их проблемы. Для этого необязательно составлять авторский курс. Достаточно скорректировать имеющийся.
Для преподавателя персонализировать уроки стало намного легче потому что:

  • доступен интернет и можно найти материал на любую тематику согласно потребностям и интересам учеников. Желательно использовать аутентичные интернет-ресурсы.
  • огромное количество программ и приложений для оптимизации подготовки к урокам. Подробнее .
  • возможность создавать свои материалы, используя камеру, смартфон, скринкасты, запись голоса. Также, студенты имеют возможность быть причастными к созданию контента на занятии.

Повышать свой профессиональный уровень
В век онлайн обучения, можно получить бесплатный доступ ко многим курсам для учителей на coursera и futurelearn, посетить

Советы американских коллег или как стать хорошим учителем.

Я работаю учителем английского языка в сельской школе уже 23 года. Мне нравится моя профессия, нравится заниматься иностранным языком. Особенно приятно, что количество желающих стать учителем иностранного языка среди учащихся нашей школы из года в год увеличивается. Наверное, в этом есть и моя заслуга.

Давно известно, что английский язык в современном мире занимает ведущее место, и жизнь заставляет нас учить иностранный язык. Очень хотелось побывать в англо говорящей стране, реально понять, можешь ли ты общаться в чужой стране, на каком уровне твой иностранный язык.

Мне посчастливилось в 2000 году как участнику программы “Бизнес для России”- общественные связи посетить Соединенные штаты Америки.

Цель моего визита – обучение иностранным языкам за рубежом. Мне было интересно узнать, как учат там, какие применяют формы работы, какие требования предъявляются к учащимся и вообще, какой он американский учитель.

От всего увиденного мною за 5 недель осталось чувство удивления и уважения. Я побывала в Нью-Йорке, Цинциннате, Джексоне, Виксбурге, Новом Орлеане…

Я присутствовала на занятиях в государственном Университете Джексона, в частной школе, в компьютерном колледже. Я имела возможность рассказать студентам университета о традициях России. Я присутствовала на уроках, где преподавали учителя из разных стран – Мэй Чи из Японии, Карлос Дэй из США, Тинья из Бразилии, Оксана из Ташкента. Преподавателей зовут только по именам. Посетив многие уроки, я сделала вывод, что мы преподаватели иностранного языка, имеем много общего в преподавании нашего предмета. Урок идет строго на языке! Прослушивание записи, вопросы по прослушанному тексту, отработка фонетики, лексики, составление диалогов, чтение текста по ролям. На протяжении всего урока учитель находится в движении; подбадривает ученика, хвалит его, восхищается, даже хлопает его по плечу, хотя ответы учащихся не всегда были без ошибок. Одним словом, создавалась дружелюбная рабочая обстановка. Я не видела ни одного хмурого лица среди преподавателей. Всегда доброжелательная улыбка, интеллигентность, привлекательность.

Мне показался интересным тот факт, что студенты разных стран имели некоторые затруднения в произношении на английском языке. Например, city произносят , без [i]. Студенты Испании, бразильцы совсем не говорят окончание ing в конце слова, вместо говорят и т.д.

Посещая Hind Community College, мне была предоставлена возможность побеседовать с преподавателями этого учебного заведения Nell Ann Piekett и Ann H. Laster (на фото вверху). Эти женщины также являются авторами некоторых учебных пособий по техническим дисциплинам. Мы обсудили многие проблемы образования, они с интересом слушали, как мы обучаем детей английскому языку, какие требования предъявляем к учащимся начальных классов, к старшеклассникам. Два часа отведенные нам для беседы, пролетели очень быстро. А когда вопросы касались темы “ отцы и дети”, здесь у нас оказалось тоже много общего. Они также переживают за будущее своих детей, за распространение наркотиков, им совсем не хочется отправлять сыновей на войну, они также как и мы хотят спокойной старости.

И так, как же проходит урок в американской школе?

Урок начинается с гимна страны, рука учащегося лежит на сердце. Флаг США можно увидеть повсюду: на государственных учреждениях и на частных домах. Мне довелось видеть флаг даже в спальной комнате в одном частном доме. Надо отдать должное, американцы любят свою страну.

Вот их основные ценности:

  1. индивидуализм,
  2. патриотизм,
  3. честность, позитивизм,
  4. чувство времени (педсовет, совещание оплачивается дополнительно)
  5. игнорирование внешнего мира (Америка – прежде всего!)

В школах работает до 70% женщин, 80% белых, 7% афро-американцев. Учитель приходит на занятия в 7:15, дети в 7:45, перерыв на ланч 40 – 45минут. Обязательным на уроке должно быть чтение про себя минут 15, расписание уроков меняется через день, для учителя в расписании не более одного “окна”. Для укрепления дисциплины среди учащихся ведется тетрадь для опоздавших, если есть 5-6 замечаний, учащегося могут исключить из школы на 1 день. У учителя обычно 5-6 уроков, но не 7 и не 4. Если учитель хорошо исполняет свои обязанности, ему дополнительно оплачивается 20 долларов. Учитель решает сам, оставит он их школе или пополнит свой бюджет, Надо сказать, профессия учителя в США не высокооплачиваемая. Зарплата учителей точных наук выше, чем у гуманитариев. Социальная защита учителя зависит от того, в каком штате он живет. В Миссисипи, например, летом нет отпускных, оплата только за проработанное время. Я была на практике в июле, в университете шли обычные занятия.

Мне хотелось бы познакомить своих коллег с “советами для хорошего учителя”. С ними Вас знакомит администрация школы при поступлении на работу. Я считаю, что здесь есть много хороших советов, которые я взяла для своей педагогической деятельности.

  1. По доброму относитесь к учащемуся, не обсуждайте с ним один на один вопросы на темы морали, политики и религии.
  2. Разговаривайте на правильном английском языке, как в классе, так и на улице.
  3. Помогайте учащимся достичь знания путем практических примеров из жизни, Не читайте им нотации. Никогда не давайте уроки одной грамматики, формальных правил.
  4. Ведите уроки в форме беседы (т.е. вопросы и ответы).
  5. Во время беседы с учеником дайте ему возможность вести беседу в процентном отношении 50% - он; 50% - вы.
  6. Делайте одно дело, не беритесь за несколько сразу.
  7. Никогда не задавайте вопросов, предполагая, что на него будет трудно ученику ответить.
  8. Никогда не заставляйте ученика читать или делать упражнение, если он усвоил плохо устно.
  9. Никогда не спрашивайте ученика: “Ты понял?”. Лучше протестируйте его знания через вопросы.
  10. Избегайте монотонности в вопросах и ответах.
  11. Разговаривайте с учащимися на равных как с достойными собеседниками.
  12. Никогда не прерывайте ответ учащегося.
  13. Никогда не говорите: “Я не знаю” Лучше скажите” Давайте закончим на этом” или “Поговорим об этом на следующем уроке”. Дайте себе возможность найти ответы на все вопросы студентов.
  14. Гордитесь своей профессией, будьте профессионалом.

Я также обратила внимание, что пишут учителя на доске маркерами. Написанное легко стирается, в углу классной комнаты находится приспособление для заточки карандашей.

Во время обучения у меня была возможность приобрести книги, словари, различные учебные постеры для оформления кабинета в школе.

Расходы на покупку в сумме 100 долларов возместила организация, которая нас принимала. Все что я увидела и узнала, я стараюсь применять на уроках по теме “Welcome to America!”.

Русская пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Я увидела и очень рада, что мои впечатления, мои знания по страноведению США разнообразили уроки, сделали их более интересными, яркими. Много фотографий, видеофильм, масса впечатлений, адреса друзей – все это надолго останется в моей памяти.

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм


giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

Просмотров