Проект по предмету орксэ журнал "счастливые минутки". Проект по предмету орксэ журнал "счастливые минутки" Жить –значит из всего извлекать пользу

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик»

Отрывок из какого произведения мы просмотрели?

В чём его волшебство?

Как звали главную героиню сказки?

Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?

Какое последнее желание загадала Женя?

Почему это желание оказалось полезным?

- Стал ли мальчик счастлив после этого?
-Что для мальчика счастье?

Какой же вывод можно сделать?

А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему?

Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым?

2.Чтение стихотворения
Послушайте стихотворение Агнии Барто. Может оно нам подскажет: Что такое счастье?

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.

- Что является счастьем для девочки?

- Мама - самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом. Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек.

А какие ласковые обращения к маме вы знаете?

Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.

- Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»

- Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов?

- Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке.

- Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)

- Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина ?

Хлебороб с благодарностью и любовью произносит:

«Спасибо, кормилица - мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»

Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?

(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)

-«Родина - Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.

- Какие слова вы бы подобрали к образу Матери?

- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»

- Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?

Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?

3.Притча

- Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Послушайте его.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы:

Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?

Кто же должен сделать человека счастливым?

4. Творческая работа

Ну, а сейчас, ребята, к аждый из вас, должен составить своё предложение о счастье.

Можете начать со слов: Счастье это - …

Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?

5. Игра «Вопросы о счастье"

Вопросы и задания:

1.Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

2.Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

3.Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".

4.Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

5.Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от сча-стья и радости?

6.Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

7.Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

6. Просмотр мультфильма «Смысл жизни»

- А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни,

Что вы поняли просмотрев мультфильм?

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

7.Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни»

Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава?

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это?

План-конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Печенкина Т.П. « СОШ № 349» - учитель начальных классов г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

  1. познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
  2. учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

  1. развивать речь учащихся;
  2. воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1 . Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.

Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.

Слайд №3

Притча - это маленький поучительный рассказ , заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Слайд №4

Читает притчу учитель, а обучающие слушают её.

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат , наклонившись к яме, попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

Что нужно Тебе? - переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Слайд №5

Задание: Ребята, посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же можно обобщить ваши высказывания, одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Слайд №6

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

– О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

Слайд №7

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста . Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Слайд №8

Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:

«Лети, лети лепесток через запад на восток, »…

Слайд №9

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….

У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект - карты по группам

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

Подумайте что такое смысл жизни?

Слайд №10

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Разнообразие смыслов жизни

Слайд №11

Посмотрите на слайд и определите, к какому типу личности вы относите себя?


Подписи к слайдам:

«Счастье и смысл жизни»

Цели урока: познакомить с новыми понятиями; создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы.

Притча- это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: - А Тебе, что нужно? - спросило Счастье. - Что нужно Тебе? - переспросил брат. - Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним...

Э. Асадов “Что такое счастье” Одни говорят, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, вниманье И общность переживания. Ещё есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека.

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Катаев В.П. «Цветик-семицветик»

Смысл жизни Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Люди делятся на четыре типа личностей: Первый тип личности - это учёные (люди склонные к эффективному обучению и изучению). Они стремятся к познанию и хотят делиться и давать знание другим людям. Основная главная черта этих людей - честность. Второй тип личности - это люди, склонные к эффективному управлению, руководству, защите, установлению правил, законов. Они чего бы это не стоило, стремятся сделать жизнь справедливой, правильной. Основная их черта характера - стремление к милосердию и справедливости. Третий тип личности - люди, склонные заниматься торговой и хозяйственной деятельностью. Их основная черта – щедрость и одновременно желание богатства. Четвёртый тип - люди, которые любят мастерить, делать какую-то практическую работу. Основная их черта - трудолюбие.

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. Лев Николаевич Толстой Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям! Антон Павлович Чехов

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС: Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире? В чём счастье человеческой жизни? Домашнее задание: ответить на вопросы и работа в творческих группах по вариантам: 1. Создать волшебную карту поиска своего счастья. 2. Коллаж «Счастливые минуты». 3. Семейные фотографии « Счастье рядом, беру себе».


План-конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

    познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;

    учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

    развивать речь учащихся;

    воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1 . Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.

Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.

Притча - это маленький поучительный рассказ , заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Читает притчу учитель, а обучающие слушают её.

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат , наклонившись к яме, попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

- А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

- Что нужно Тебе? - переспросил брат.

- Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Задание: Ребята, скажите: какое состояние души могут отражать лица людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же можно обобщить ваши высказывания, одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

Как вы поняли строки этого стихотворения?

О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста . Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:

«Лети, лети лепесток через запад на восток, »…

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….

У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект - карты по группам

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

Подумайте что такое смысл жизни?

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник - « »

Разнообразие смыслов жизни

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть)

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава? (стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

Сохранение здоровья? (мы можем своими усилиями продлить здоровье)

Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.

Задание для работы в парах

А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

Обсудите в парах смысл их изречений.

Беседа с учащимися по вопросам.

Зачем живёт человек?

Каково его предназначение в мире?

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Рефлексия.

С какими новыми понятиями работали сегодня?

Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа с текстом «Счастье – это когда...» до чтения.

– Как вы думаете, почему они так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

– А что об этом сказано в тексте?

Работа с текстом «Счастье – это когда...» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Обычно человек начинает что-либо делать ради достижения какой-то цели. Цель может быть близкой: «Хочу успеть домой, чтобы посмотреть интересную телепередачу». А может быть далёкой: «Хочу научиться кататься на коньках, стать спортсменом и выиграть чемпионат мира». (Трудно, правда?!) Цель может быть совсем простая и направленная только на себя: (То есть связанная только с собственными потребностями.) «Хочу съесть вон то яблоко». А может касаться других: «Хочу сделать так, чтобы моя мама никогда не плакала».

Среди многих стремлений человека выделяются мечты. (Есть у вас мечты? Учитель задаёт этот вопрос только для размышления во время чтения и оставляет без ответа. ) Это наиболее желаемые, но труднодостижимые цели. То, чего очень-очень хочется, но не знаешь, как этого добиться, и не всегда веришь, что это возможно. Один мечтает избавиться от двоек, а другой – научиться подтягиваться на перекладине. Мечта одного – стать крупным бизнесменом, а другого – известным музыкантом.

Человек может обдумывать свои цели, представлять себе свои мечты. А может не называть их словами и даже не задумываться, почему он что-то делает. Например, однажды, проснувшись рано утром, он увидит необыкновенно красивый рассвет. Первые лучи солнца словно роняют на листья и крыши домов золотистую пыльцу, а лужи и стёкла загораются волшебным светом. В этот миг человек может не заметить, как подходит к окну и глядит, не отрываясь, на рассвет, забыв об утренних делах. (Бывало с вами такое?)

Представь, что ты добился того, к чему долго стремился. (Представляете, что чувствует в этот момент человек?) Или неожиданно сбылась твоя заветная мечта. В этот момент тебя охватывает чувство высшей радости, необычайного душевного подъёма, которое мы называем счастьем.

Счастье бывает разное. Бывает – летящее в виде футбольного мяча. (Это чьё счастье?) Бывает – ароматное, горячее, очень вкусное! (А это?) А бывает – такое пушистое, тёплое и мурлыкающее! (Поднимите руку у кого есть такое счастье?) Главное, твоё счастье всегда особенное, не похожее на чьё-то ещё. Потому что у каждого человека свои мечты!

Работа с текстом «Счастье – это когда...» после чтения.

Что же такое счастье? (счастье – это чувство высшей радости.)

– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время.)

– Как в тексте объясняется, что такое мечты?

– Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

– Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

– Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему?

Работа с иллюстрацией на с. 31.

– Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка? (О новогоднем хороводе вместе с друзьями.)

– А о чём мечтаете вы? Расскажите о своих мечтах.

Можем уже ответить на вопрос « Ради чего человек совершает те или иные поступки?»

1 слайд

Смысл жизни Выполнила: Тямина И.И. Проверила: Кучер Т.Е. Г О У С П О Департамента здравоохранения город Медицинский колледж №4.

2 слайд

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

3 слайд

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

4 слайд

В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще), «Зачем (для чего) мне жить?».

5 слайд

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни

6 слайд

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

7 слайд

Философское видение проблемы Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

8 слайд

Древняя Греция и Рим Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму

9 слайд

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) - представители одной из сократических школ греческой философии - считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений Антисфен Диоген Синопский

10 слайд

Иррационализм Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

11 слайд

Экзистенциализм Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам - «жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»

12 слайд

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

13 слайд

Нигилистские взгляды Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание

14 слайд

Позитивистские взгляды Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.

15 слайд

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл - это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

16 слайд

Прагматический подход Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни.

17 слайд

Точка зрения трансгуманизма Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного

Просмотров