Герберт уоллес. Английский ученый Г

Г. УОЛЛЕС

Стадии процесса Творчества

Господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было сформулировано французским психологом Г. Рибо следующим образом «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».

Путь творчества

А.Эйнштейн

А-Эйнштейна, много лет прослужившего в патентном бюро. «Изобретатель - это человек, нашедший новую комбинацию уже известных в оборудовании», «Без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка».

2. Постепенно эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач.

Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

4. Проверка.

Г.С-Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач (5 уровней творчества).

1 уровень Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

2 уровень Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

3 уровень Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

4 уровень При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5 уровень На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч" и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

Генри Эгард Уоллес

Уоллес (Wallace) Генри Эгард (7.10. 1888, шт. Айова, -18.11.1965, Данбери, шт. Коннектикут), политический деятель США. В 1933-40 министр сельского хозяйства, в 1941-45 вице-президент в правительстве Ф. Рузвельта. Сторонник рузвельтовского курса во внутренней и внешней политике. В 1945-46 министр торговли. Смещён президентом Г. Трумэном ввиду отказа поддерживать курс на "холодную войну". В 1948 Уоллес выдвинул свою кандидатуру на пост президента от созданной им и его сторонниками Прогрессивной партии; потерпев поражение на выборах, отошёл от политической деятельности.

Уоллес (Wallace), Генри Эгард (7.X.1888 - 18.XI.1965) - политический деятель США. В 1933-1940 годы - министр сельского хозяйства, в 1942-1945 годы - вице-президент в правительстве Ф. Рузвельта. Последовательный сторонник рузвельтовского курса во внутренней и внешней политике, Уоллес выступал за создание широкой антигитлеровской коалиции и за ведение войны до полного разгрома фашизма, поддерживал политику сотрудничества между СССР и США как во время 2-й мировой войны 1939-1945 годов, так и в послевоенные годы. В 1945-1946 годы - министр торговли. Был смещен президентом Г. Трумэном за отказ поддерживать его курс, направленный на разжигание "холодной войны". В 1948 году Уоллес выдвинул свою кандидатуру на пост президента от созданной им и его сторонниками Прогрессивной партии. Потерпев поражение, отошел от активной политической деятельности.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Уоллес (Wallace) Генри Агард (7.10.1888, Ориент, Айова -18.11.1965, Данбери, Коннектикут), американский государственный деятель. Окончил государственный колледж Айовы со званием бакалавра животноводства (1910). В 1910-24 работал в редакционном отделе журнала «Уоллес фермер» в Дес-Мойнесе (Айова), в 1924-1929 редактор этого издания. Автор большого числа статей и работ по вопросам сельского хозяйства. В 1913-33 провел ряд успешных экспериментов с различными культурами (в т.ч. с кукурузой). В 1926 основал «Хай-Бред Корн Компани» (Hi-Bred Corn Company), которая стала первой в США заниматься разведением гибридной кукурузы в коммерческих целях. Активный член Демократической партии. После избрания президентом США Ф. Рузвельта 4.3.1933 назначен секретарем по сельскому хозяйству (министром сельского хозяйства). Инициатор принятия Акта по аграрному регулированию (Agricultural Adjustment Act; AAA), а в 1936 - Акта о консервации земельных угодий и приусадебных владений (Soil Conservation and Domestic Allotment Act). В декабре 1940 избран вице-президентом США (вместе с президентом Рузвельтом) и 20.1.1941 официально приступил к своим обязанностям. На этом посту был деятельным помощником Рузвельта (занимая в т.ч. по должности пост председателя Сената), однако не занимал самостоятельной позиции, превратившись в исполнителя заданий президента. Одновременно Уоллес был председателем Совета по оборонной экономике (Economic Defense Board) и Совета по регулированию снабжения (Supply Priorities and Allocations Board). На выборах 1944 в паре с Рузвельтом кандидатом на пост вице-президента был выдвинут Г. Трумэн и 20.1.1945 полномочия Уоллеса официально прекратились, а 2.3.1945 он был назначен секретарем по вопросам коммерции (министром торговли). После смерти Рузвельта позиции Уоллеса в кабинете ослабли, и 20.9.1946 он вышел в отставку (одной из причин стало его недовольство проводимой Трумэном политики, направленной на конфронтацию с СССР). После отставки Уоллес возглавил движение «новых республиканцев» и в дек. 1947 основал Прогрессивную партию, от которой был выдвинут кандидатом в президенты США (однако выборы проиграл).

4 СТАДИИ ПРОЦЕССОВ ТВОРЧЕСТВА:

Ø подготовка (зарождение идеи);

Ø созревание (концентрация, добывание ранее недостающих сведений);

Ø озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Ø проверка.

Важнейшими условиями развития творческого воображения являются выполнение деятельности, в которой требуется такое воображение, и обучение сознательному использованию эвристических методов.

Особым видом воображения является мечта. МЕЧТА - это форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится. Мечты бывают реальные, когда человек точно знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, оторванные от действительности.

Нереальные мечты иногда называют грезами. Грезы свойственны и отдельному человеку, и толпе. Обычный человек плохо различает грезы и действительность, об этом свидетельствует восприятие миллионами телезрителей сериалов «Санта-Барбара» и других.

Процесс воображения осуществляется по своим ЗАКОНАМ.

Один из наиболее известных приемов воображения называется АГГЛЮТИНАЦИЯ, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью этого приема были созданы сказочные и мифологические образы русалки (голова и тело женщины, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли кентавра, сфинкса По такому же принципу достроена» избушка на курьих ножках.

Другой прием творческого воображения - АКЦЕНТИРОВАНИЕ , наделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Этим нередко пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя поесть с большим животом.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - увеличение или уменьшение предмета изменение количества частей предмета. Например, дракон с 3-мя головами, мальчик-с пальчик, девочка-дюймовочка.

Еще один прием творческого воображения - СХЕМАТИЗАЦИЯ , т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах, узорах вышивки, росписи. По орнаменту можно определить страну, где она создана.

ТИПИЗАЦИЯ - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. АТворческие одаренные люди отдают много сил своему делу и облекают свое вдохновение в «Осязаемые формы».

ВООБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧАЕТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ :

Ø Яркости образов

Ø Степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности

Ø Широте воображения

Ø Произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче



Ø Типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек

Ø Устойчивости

Морально-психические качества, обеспечивающие по­знавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, вообра­жения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свой­ства, обеспечивающие успешное протекание мыслитель­ных процессов, выявление и закрепление доказательств.

Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:

1) гибкость, быстрота переключения с одного вида ум­ственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различ-цый объем информации, к трму же информация эта бы­вает ненадежной, недостаточной, вероятностной;

2) самостоятельность мышления - умение не поддавать­ся чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;

3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с цомощью обобщения большого числа фактов;

4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;

5) быстрота ума - умение решать мыслительные зада­чи в минимальное время;

6) целеустремленность - последовательное и плано­мерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помо­щи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанно­го на основе анализа; в) сравнения одного объекта с дру­гим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдае­мых явлений; д) мыслительного отвлечения, под кото­рым понимается построение абстрактных заключений.



Для юридической деятельности важны следующие ка­чества мышления:

быстрота, но не торопливость, при которой упускают­ся логические связи, что приводит к ошибкам;

последовательность или логичность;

самоконтроль, который состоит в анализе хода мысли­тельных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.

При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной вер­сии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некото­рые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист дол­жен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.

Воображение - мыслительное создание нового в фор­ме образа, идеи. Создание нового невозможно без вооб­ражения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.

Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое вооб­ражение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.

Внимание - направленность сознания, сосредоточен­ность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуют­ся в определенном направлении.

Внимание подразделяется на:

а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обу­словливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);

б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.

Для юриста важным является воспитание целена­правленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.

Качество, противоположное вниманию, - рассеян­ность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко до­водит до конца начатое дело, он не способен к длитель­ным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоя­тельство ускользает из поля его зрения, так как много­численные детали окружающего привлекают его, застав­ляя на время забывать предмет своих занятий.

Наблюдательность - планомерное и целенаправлен­ное восприятие, умение логически осмысливать резуль­таты наблюдения. Основное качество наблюдательности -ее острота, которая зависит главным образом от профес­сии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за чело­веком в течение одинакового времени, люди разных про­фессий обратят внимание на разные детали. Это объясня­ется избирательностью наблюдения.

Наблюдательность всегда носит объяснительный ха­рактер, она направлена на отыскание следов преступле­ния, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «ви­деть» мысли человека. Это выражается в умении подме­чать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, пере­живания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологи­ческий подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и само­контроля.

Все воспринятое человеком сохраняется в коре голов­ного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Берк­ли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образ­ную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зри­тельная память, у других - слуховая, у третьих - словес­но-логическая и т. д. Так, например, математик запоми­нает лучше цифры, художник - лица, а музыкант - зву­ки. Такая память называется профессиональной.

Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре го­ловного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается в сознательном увеличении коли­чества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих че­ловеку запоминать.

Запоминание может быть произвольным и непроиз­вольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления ли­бо предмета. Однако самое распространенное - непроиз­вольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо

Память характеризуется такими качествами, как бы­строта, полнота, точность и прочность запомина­ния, готовность к воспроизведению, т. е. оператив­ность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом ин­формации, которую надо быстро обработать и быть гото­вым в любой момент ее воспроизвести.

С течением времени уменьшается отчетливость вос­принятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступаю­щей в память человека извне, зависит от энергии и вре­мени действия внешнего раздражителя, среды, через ко­торую проходят сигналы информации, и состояния рецеп­торов. Интенсивность запоминания зависит от силы впе­чатления, которое оказывал тот или иной факт на челове­ка в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошед­шего с момента события, и наличия дефектов памяти.

ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний как гнев, аффект, страх, растерянность и др. Эти состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Эмоции и чувства играют особую роль в общении следователя с участниками уголовного процесса. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.

Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Фрустрации в деятельности противостоит толерантность , понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.

Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т. п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.

Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, сложившихся привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, интересы и склонности . В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая и переоценивая их.

На процесс приема и переработки информации могут влиятьчувства (или эмоции). Одни события волнуют человека, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть более или менее глубокими.

Эмоции и чувства всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Они являются как бы индикаторами, указывающими степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношений личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон деятельность человека, включая его ощущения, мысли, воображение.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность . Напряженность, именуемая еще английским словом«стресс» , возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные решения. Человек, оказавшийся очевидцем преступления (например, убийства) или ставший жертвой, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы заторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Фрустрация - (уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей .

Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как таковые)трудностями ,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 .

В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны» 2 .

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха :

* стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием;

* астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках,

* стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление в ситуации, предшествующей страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха - в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность -это тревога , т. е. ожидание опасности, неизвестно откуда исходящей и потому волнующей человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.

Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее . Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через три-четыре дня целесообразно провести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.

Воля - это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.

Началом формирования воли является влечение , которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда мы называем его «желанием».

В волевом процессе можно выделить несколько этапов .

Первый этап - возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляетсясознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность этапов различна и зависит от особенностей личности и от объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществить принятое решение.

Немаловажное волевое качество -инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других волевых качеств следует отметить самостоятельность, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность .

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: изготовление сложной детали на токарном станке, создание художественного полотна, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.

Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал в своей небольшой статье «Рефлекс цели» великий русский физиолог И. П. Павлов. Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Леность, не предприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе - ...это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права... Оно сделало из барина тунеядца, оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы».

Воля человека проявляется различно, в зависимости от силы, моральной воспитанности и самостоятельности.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые . Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т. е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как ее отсутствие, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, характеризующая как формы поведения человека, так и его отношение к людям и общественным задачам .

Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой человек, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами он руководствуется, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. - будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.

Для человека аморального люди - лишь средство достижения его эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты и обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.

Помимо двух этих полярно противоположных характеров, существуют различные переходные типы, более близко стоящие к одному из полюсов.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки морального воспитания, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия под внушением. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей определенные черты характера - правдивость, застенчивость, решительность, справедливость - будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость и справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного - с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния, и поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств и настроений.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными: в переживаниях, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

Раздел 7

Психология личности

    агглютинация- создание нового образа из частей других образов;

    гиперболизация- увеличение или уменьшение объекта и его частей;

    схематизация- сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

    акцентирование- подчеркивание особенностей объектов;

    типизация- выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфордвместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

    беглость;

    гибкость;

    оригинальность;

    точность.

Развитию воображения способствуют:

    ситуации незавершенности;

    разрешение и даже поощрение множества вопросов;

    стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

    билингвистическийопыт;

    позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

    конформность;

    неодобрение воображения;

    жесткие полоролевые стереотипы;

    разделение игры и обучения;

    готовность к изменению точки зрения;

Функции воображения

    представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;

    регулирование эмоциональных состояний;

    произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

    формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

    планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Творчество -процессдеятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Виды и функции творчества

    производственно-техническое

    изобретательское

  • политическое

    организаторское

    философское

    художественное

    мифологическое

    религиозное

    повседневно-бытовое и т.п.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Факторы, мешающие творческому мышлению

    некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

    внешняя и внутренняя цензура

    ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

    желание найти ответ немедленно

Стадии творческого мышления г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

    Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

    Инкубация - временное отвлечение от задачи.

    Озарение - появление интуитивного решения.

    Проверка - испытание и/или реализация решения.

30,31,32,33 билет

Понятие группы. Их классификация. Сплоченность и эмоционально – психологический климат в группе

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимыйсоциальный признак, основанный на их участии в некоторойдеятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальнымисоциальными институтами.

Виды групп

    Большие (входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

    Средние (относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    Малые (относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.)

Структура социальных групп

Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и"периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция - противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

Имеет несколько значений: Собрание Уоллес музей в Лондоне Фамилия шотландского происхождения (Wallace, иногда передаётся как Уоллэс), известные носители: Уоллес, Альфред английский натуралист, зоогеограф; Уоллес, Ария (р. 1996) … … Википедия

- (Wallace) Альфред Рассел (1823 1913), английский натуралист, эволюционист. Одновременно с Дарвиным, но независимо от него, разработал теорию ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА. Написал работу «Вклад в теорию естественного отбора» (1870), которая, как и… … Научно-технический энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 музей (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Уоллес. Ли Уоллес … Википедия

Уильям Уоллес (англ. William Wallace, ок. 1270 23 августа 1305, Лондон) национальный герой Шотландии, вдохновитель войны за независимость против Англии. Биография Уильям Уоллес был сыном мелкого шотландского рыцаря сэра Малькольма Уоллеса,… … Википедия

I Уоллес (Wallace) Алфред Рассел (8.1.1823, Аск, графство Монмутшир, – 7.11.1913, Бродстон, графство Дорсетшир), английский натуралист, создавший одновременно с Ч. Дарвином теорию естественного отбора (См. Естественный отбор). В 1848–52… … Большая советская энциклопедия

См. Валлас … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

1 . (Wallace), Генри Эгард (7.X.1888 18.XI.1965) политич. деятель США. В 1933 40 мин. сельского х ва, в 1942 45 вице президент в пр ве Ф. Рузвельта. Последовательный сторонник рузвельтовского курса во внутр. и внеш. политике, У. выступал за… … Советская историческая энциклопедия

- (Wallace), Роберт (7 янв. 1697 – 29 июля 1771) – англ. пресвитерианский священник, автор статистич. и экономич. работ, предшественник Мальтуса. ...Почитатели Мальтуса не знают даже, – писал Маркс, – что первое издание его работы... почти целиком… … Философская энциклопедия

Уоллес А. Р. - УÓЛЛЕС (Wallace) Алфред Рассел (1823–1913), англ. естествоиспытатель, один из основоположников зоогеографии. На материале собств. исследований флоры и фауны Малайского арх. создал (одновременно с Ч. Дарвином) теорию естеств. отбора.… … Биографический словарь

Книги

  • Э. Уоллес (комплект из 13 книг) , Э. Уоллес. Эдгар Уоллес Ричард Горацио (англ. Richard Horatio Edgar Wallace) (1 апреля 1875 - 10 февраля 1932) - английский писатель, драматург, киносценарист, журналист. Более известен как Эдгар…
  • Эдгар Уоллес. Сочинения в 3 томах (комплект) , Эдгар Уоллес. Романы выдающегося мастера детективно-приключенческого жанра английского писателя Эдгара Ричарда Горацио Уоллеса (1875 - 1932) снискали ему мировую славу. Небывалые шедевры Уоллеса! Нет…

Просмотров