Проблема познания в истории философии. Проблемы познания Наиболее общие проблемы познания исследует

Проблема познания в философии

Познание – процесс целœенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания. Теория познания (гносœеология) - ϶ᴛᴏ раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, способы и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности. Главным в теории познания есть вопрос об отношении знания о мире к самому миру, имеет ли возможности наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возражает против возможности достоверного познания сущности действительности, получило название агностицизма. Ошибочным есть представление об агностицизме как об учении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает познание вообще. Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма есть отрицание возможности познания как раз сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Тем не менее следует отметить, что агностицизм поднял важную проблему гносœеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в трудах Канта ʼʼКритика чистого разумаʼʼ и до сегодняшнего дня остается актуальным. Агностицизм всœе знания сводит или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности рассудка (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к ʼʼсимволамʼʼ, ʼʼиероглифамʼʼ (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не сути их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не к объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные потребности и запросы человека.

Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов. Тем не менее в решении конкретных гносœеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются, что проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всœего – в вопросœе об источниках познания. Для идеализма, который возражает против существования мира независимо от сознания, познание трактуется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получают не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; как раз оно и является источником познания.

Согласно материалистической гносœеологии источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуального, так и общественного) объективная реальность. Познание этой реальности - ϶ᴛᴏ процесс творческого отражения его в сознании человека.

Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знания - ϶ᴛᴏ субъективный образ объективного мира. Тем не менее есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отражения действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолированно от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и не изменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом – такая же вечная и неизменная в своих закономерностях природа. Дальнейшее развитие материалистической теории познания состоит, во-первых, в распространении диалектики на пояснение познавательных процессов; во-вторых, введения принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносœеологических проблем и их решения. Введение в теорию познания принципов диалектики и практики дало возможность применить к познанию принцип историзма, понять познание как общественно-исторический процесс отражения действительности в логических формах, которые возникают на базе практики; научно обосновать способность человека в своих знаниях давать истинную картину действительности, раскрыть основные закономерности процесса познания, сформулировать основные принципы теории познания. Современная научная гносœеология основывается на таких положениях.

1. Принцип объективности, ᴛ.ᴇ. признание объективного существования действительности как объекта познания, его независимости от сознания и воли субъекта.

2. Принцип познаваемости, ᴛ.ᴇ. признание того факта͵ что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отражение действительности, ее объективную истинную картину.

3. Принцип активного творческого отражения, ᴛ.ᴇ. признание того, что процесс познания - это целœенаправленное творческое отражение действительности в сознании человека. Познание отражает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отражая не только действительно существующие предметы и явления, но и всœе возможные их модификации.

4. Принцип диалектики, ᴛ.ᴇ. признание крайне важно сти применения к процессу познания базовых принципов, законов, категорий диалектики.

5. Принцип практики, ᴛ.ᴇ. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого себя, основой, движущей силой, целью познания и критерием истины.

6. Принцип историзма, который требует рассматривать всœе предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с иными явлениями и предметами действительности.

7. Принцип конкретности истины, который делает ударение на то, что абстрактной истины не должна быть, истина всœегда конкретна, каждое положение научного познания следует рассматривать в конкретных условиях места и времени.

Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности в сознании человека в результате его деятельного предметно-практического отношения к миру, возможен лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносœеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделœенный сознанием, прежде всœего в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, который освоил исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развил свои познавательные способности и овладел исторически конкретными способностями к целœенаправленной познавательной деятельности.

Субъект познания определяется и как общество в целом. Тем не менее следует иметь в виду, что общество не имеет сверхчеловеческих, сверхиндивидуальных органов познания. Общество выступает субъектом познания непосредственно, через познавательную деятельность отдельных людей. Субъектом познания есть человек не как биологическое существо, а как продукт общественно-исторической практики. Каждый человек реализует себя в познании как общественное существо.

Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания должна быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. Понятия "объект" и "объективная реальность" связаны между собою, но не тождественны по своему смыслу.

Объектом является не вся объективная реальность, а лишь та ее часть, которая уже введена в практику человечества и представляет круг его познавательных интересов. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общество, сам человек, отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще во всœей гамме ее проявлений.

Познание должна быть направленным на исследование объективного мира и идеальных объектов, к примеру, числа, поверхности, абсолютно черного тела, идеального газа, равномерно-прямолинœейного движения и т.д. Идеальные объекты - это идеальные образы объективно существующих предметов и явлений, которые получаются субъектом в результате абстрагирования и идеализации, которые выступают заменителями реальных предметно-чувствительных объектов. Необходимость выделœения идеальных объектов обусловлена прогрессирующим развитием науки, более глубоким ее проникновением в сущность действительности. Объект познания, таким образом, - это часть объективной и часть субъективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект не является чем-то раз и навсœегда соответственным себе, он постоянно изменяется под влиянием практики и познания, расширяясь и углубляясь.

Современная материалистическая гносœеология рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, где активной стороной есть субъект познания. Тем не менее активность субъекта в познании следует понимать не в значении созидания объективного мира и законов его развития, а в значении творческого характера их открытия и выражении языком науки, в формировании и развитии форм, способов и методов познавательной деятельности.

Процесс познания возможен лишь при наличии взаимодействия субъекта и объекта͵ в котором субъект является носителœем деятельности, а объект - предметом, на который оно направлено. Результатом процесса познания есть познавательный образ (субъективный образ) действительности, который является диалектическим единством субъективного и объективного. Познавательный образ всœегда принадлежит субъекту.

Проблема познания в философии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблема познания в философии" 2017, 2018.

Проблема познания заключается в том, что разные философские школы и учения по-разному определили и определяют сущность познания. В разные эпохи философы также по-разному относились к данной проблеме. Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что, получается, через органы чувств недостойно называться «знанием», и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями.

Это учение получило свое развитие в античной Греции в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля. Хотя его как термин философский ввел шотландский философ Феррер в 1854 году. Уже в античности складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объясняется различным образом. Древнегреческий философ Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путем вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственное реальное значение должно иметь дело лишь с понятиями. Изучение Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального заначения.

Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем.

Предметом познания в античной философии являлся единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средние века, поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.

В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания стал человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим.

Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал: знание – сила. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных.

Р.Декарт развивал дедуктивный метод. « Я мыслю, следовательно, я существую» - говорил он.



И. Кант пытался доказать, что, хотя априорные знания предстают как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.

Как возможно познание, познаем ли мы мир в принципе? Этот вопрос преследовал философов в самых разных формах.

На этот вопрос философы отвечают в трех аспектах: в аспекте агностицизма, скептицизма и оптимизма.

1.Агностики отрицают познаваемость мира. Но это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Например, что такое для нас цвет или звук. Немецкий философ Герман Лотце называет их вторичными свойствами действительности, ибо они реализуются лишь в субъективном переживании человека. Ведь цвет как первичная данность – это электромагнитные волны определенной длины, цветом эти волны становятся лишь в человеческом зрении; колебания воздуха становятся музыкальным тоном только в субъективном человеческом слуховом восприятии.

Агностики считают, что мир простирается перед нами бесконечный и безначальный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, понятиями, стараясь поймать его в сеть наших представлений. Но каковы предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.

Однако практический вывод и категоричность агностиков опровергается развитием науки. Так, некогда основоположник позитивизма О.Конт заявил, будто человечеству не суждено узнать химический состав Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были начертаны эти слова, как с помощью спектрального анализа был определен состав Солнца.

Некоторые представители науки 19 века уверенно считали атомы не более чем мысленной функцией. Но пробил час, и Резерфорд, войдя в лабораторию, мог воскликнуть: «Теперь я знаю, как выглядит атом!», химическая структура генов.

Но, не смотря на все это, и сегодня много агностиков, чья философия восходит к философии Канта и Юма.

И.Кант отмечал, что вещь существует для нас как феномен, эта вещь сама по себе, а то какой она представляется для нас - это ноумен. Феномен и ноумен различны. Хотя Кант себя не считал агностиком.

Получается, что люди, как белка в колесе, вращаются в мире своего познания и нигде никогда не соприкасаются с самими предметами мира в их свободной от привнесения людской субъективности форме. Внешний мир, согласно такому представлению, подобно страннику, стучится в наш разум, возбуждает его к деятельности, оставаясь при этом под покровом неведомого, так как не может войти в него, не подвергаясь субъективной деформации. И разум должен только догадаться о том, какой же этот странник.

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:

На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

Природа познания;

Возможности и границы познания;

Отношение знания и реальности;

Соотношение субъекта и объекта познания;

Предпосылки познавательного процесса;

Условия достоверности знания;

Критерии истинности знания;

Формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

Gnosis - познавание, узнавание (познание, знание);

Episteme - знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

Знание как данность, добытый факт;

Процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

Исследует природу человеческого познания;

Исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

Рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

Исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

2.1 Общество как философская проблема Что такое “общество”? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: “Какое приятное общество собралось”, “сливки общества”, “общество защиты прав потребителей”, “общество любителей пива”, – да мало ли еще

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

Глава XII Отчуждение как социально философская проблема От чего отчуждается человек? – Существует ли изначальная норма человеческого бытия. – Универсальность отчуждения и внеисторический гуманизм. – Проблема конкретизации универсалии, ее социально-философский

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

58. Общение как философская проблема, Информационное общество и экранная

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Экзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррационального Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что и субъект не оказывается бытием, и объект не

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не

Из книги Философ в мире автора Маритен Жак

3. Одиночество и познание. Трансцендирование. Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия Есть ли познание преодоление одиночества? Бесспорно, познание есть выход из себя, выход из данного пространства и данного времени в другое время и другое

Из книги Понятие "революция" в философии и общественных науках: Проблемы, идеи, концепции автора Завалько Григорий Алексеевич

35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Сознание - символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.Сознание - это уяснение субъектом природы некоторых

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Человек - это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем - биологической и социальной.В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.Философы видели отличие человека

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

II ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА АТЕИЗМА Невыносимый атеизмРассмотрим теперь проблему атеизма с философско-теоретической точки зрения. Это - важнейшая проблема.Чему нас учит подлинно философская концепция человеческой воли? Тому, что атеизм невыносим в его метафизической

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

Революция как философская проблема Полагаю, что теорией, способной объяснить развитие человеческого общества во всем многообразии его форм, является диалектико-исторический материализм. Аргументирую это положение.Материализм необходим при решении вопроса о движущих

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Будущее как философская проблема Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего. Если верно,

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека - это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Из книги автора

95. Сознание как философская проблема Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и

Из книги автора

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума» Как следует из введения в «Бытие и время», интерпретация кантовской философии должна была составить один из разделов II части этой работы, которая

Из книги автора

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

, , Контрольная работа по философии.Шпаковская А.Г. ЗДМ-2932, 2 курс .
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к истине

любовь к мудрости

учение о мире

божественная мудрость

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Аристотель

Пифагор

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

VII-VI в.в. до н.э.

XVII-ХVIII в.в.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

онтология

гносеология

Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в единого бога-творца

отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

скептицизм

агностицизм

неотомизм

Что характерно для эпистемной линии в философии?

отождествление философии с теологией

утверждение в качестве субстанции только одного начала

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

Онтология – это:

учение о всеобщей обусловленности явлений

учение о сущности и природе науки

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

учение о правильных формах мышления

Гносеология – это:

учение о развитии и функционировании науки

учение о природе, сущности познания

учение о логических формах и законах мышления

учение о сущности мира, его устройстве

Антропология – это:

учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

учение о человеке

наука о поведении животных в естественных условиях

философское учение об обществе

Аксиология – это:

учение о ценностях

учение о развитии

теория справедливости

Этика – это:

учение о развитии

учение о бытии

теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

учение о морали и нравственных ценностях

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Эстетика

Онтология

Гносеология

Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

смысле жизни

соотношении природного и социального миров

движущих силах развития общества

Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

Для дуализма характерен тезис:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

это строгая непротиворечивая система суждений о природе

первично сознание, материя не существует

Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Материалисту

Объективному идеалисту

Дуалисту

Субъективному идеалисту

О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Мифологии

Философии

Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Пантеизму

Субъективному идеализму

Объективному идеализму

Вульгарному материализму

С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга , как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

метафизического материализма

диалектического материализма

вульгарного материализма

естественнонаучного материализма

Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

учение, постулирующее наличие потусторонних сил

учение о развитии философских знаний

учение о ценностях

Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

недоверие чувственному опыту

философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии

отрицание рациональных путей познания мира

Отрицают возможность познания мира:

материалисты

агностики

догматики

позитивисты

Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

философия жизни

прагматизм

неотомизм

позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

Конфуций

Нагарджуна

Имя основателя буддизма

Бадараяна

Патанджали

Махавира

Сидхартха

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

«Все течет»

«В одну реку нельзя войти дважды»

«Первооснова мира – огонь»

«Начало всех вещей -- вода»

Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

Огонь

Число

Воду

Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

Протагору

Философия познания

Лекция 5.1

Тема 5. Философия познания

При изучении материала этой темы вы должны уяснить, что представляет собой процесс познания, на основе каких форм отражения действительности осуществляется процесс познания, как связано познание с творчеством, а также как развивалось представление об истине в философской и естественнонаучной мысли, какие существуют концепции истины. Необходимо обратить внимание на следующее:

1. Учение о познании называют гносеологией.

2. Научное познание представляет собой деятельность по производству новых знаний.

3. Процесс познания носит диалектический характер и осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление, к абстрактным формам – суждение, умозаключение, понятие.

4. Переход от чувственных образов воспринимаемых предметов к их абстрактному смысловому образу чаще всего осуществляется на основе абстракций отождествления или идеализации.

5.Основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания.

6. В процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное, и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм,во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм.

7. Целью научного познания является получение истинных знаний.

Проблема познания относится к числу важных философских проблем, поскольку знания сущности и возможностей человеческого познания являются мощной методологической базой к исследованию явлений во всех сферах действительности. Эти знания необходимы для развития творческих научных способностей. Данная проблема составляет ядро гносеологии.

В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.

Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон сделал попытку определения знаний. В диалоге «Теэтет», рассматривая сформулированное Теэтетом определение: «По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение», Платон высказывает иную точку зрения, а именно, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Из учения Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания.


Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем. Предметом познания в античной философии является единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм . В средневековый период в рамках схоластики совершенствовались логические приёмы. Поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим .

В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания становится человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим . Особое внимание к проблеме познания уделял Ф. Бэкон в своих сочинениях «В преуспевании знания» (1605г), «О достоинстве и усовершенствовании наук» (1623), «Новый органон» (1620). Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал, что могуч тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание – сила, без которой невозможно овладеть богатствами природы. Для приобретения знаний нужен соответствующий научный метод. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных, при которых происходит восхождение от единичных фактов к обобщениям, понятиям. Бэкон отстаивал единство теории и практики. Он выступал, с одной стороны, против пренебрежения практикой, что было присуще схоластике. Бэкон образно сравнивал схоластов с пауками, которые вытягивают свою мудрость из себя, ничего нового не изобретают и не открывают. С другой стороны, Бэкон выступал и против эмпириков, пренебрегающих теорией. Он их сравнивал с муравьями, которые натаскивают вещи, факты, но не могут их переварить, понять.

Р. Декарт развивал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что, проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения. В сочинении «Рассуждения о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1642) Р. Декарт развивает метод, получивший название «Картезианское сомнение». Для того чтобы иметь твердый базис для своей философии, он принимает решение сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться. Он проявляет скептицизм в отношении чувств, отдавая предпочтение рациональному познанию. У меня может не быть тела, рассуждал Декарт, оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина – я мыслю, следовательно, существую – столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии». «Я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. В «Рассуждениях о методе» и «В правилах для руководства ума» Р.Декарт выдвинул четыре положения, которые необходимо соблюдать в процессе познания, чтобы достичь истины:

1) ясность и не противоречивость мышления;

2) расчленение исследуемого вопроса на столько частей, сколько это возможно и сколько нужно для лучшего их понимания;

3) всестороннее рассмотрение исследуемого вопроса;

4) движение мысли от простого к сложному.

Все эти положения необходимо соблюдать в процессе познания, но Декарт односторонне оценивал логическую сторону познания и отрывал ее от чувственной стороны. Он развивал учение о врожденности таких идей, как идея бога, идея духовной и материальной субстанции, ошибочно считал, что единственным источником истинных знания является разум.

Иное отношение к чувственному познанию развивал Д. Локк. Локка считают основателем эмпиризма. Эмпиризм Локка заключается в утверждении того, что все наши знания (возможно, исключая логику и математику) выводятся из опыта. В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690), вопреки Платону, Декарту и схоластам, Локк писал, что не существует врожденных идей или принципов, напротив, из опыта возникают различные виды идей; восприятие есть первый шаг к познанию.

И. Кант в сочинении «Критика чистого разума» (1781) пытался доказать, что, хотя никакое наше знание не может выйти за опыт, тем не менее, оно частично априорно (доопытно) и не выводится индуктивно из опыта. Априорные знания предстают, как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания разработали основы диалектического способа мышления, раскрыли содержание основных онтологических и гносеологических принципов диалектического мышления, сформулировали сущность основных диалектических законов. Показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.

Структура знаний, приобретенных в процессе познания, многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как «технология металлов», «технология химического производства», «теория экономических учений», «теория государства и права», «этика», «эстетика» и др.

Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов: знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человеке, о процессах мышления, познания. Соответственно, существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.

Различают знания по их соответствию действительности, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются как эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений, восприятий, представлений). При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений, которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей, полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.

Просмотров