Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов у детей старшей группы. Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ грамота старшая группа

Программное содержание

Учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;

Закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;

Выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;

Развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.

Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада

Вводная часть

Девиз нашего занятия -

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Гимнастика для глаз

Глазки делают упражнения,

влево - вправо, влево - вправо

Затем вверх - вниз, вверх - вниз

Теперь щурим глаза как кошечка

И закрываем глазки.

Раз - смотрю вдаль,

Два - ладошками закрываем глаза.

Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Чистим зубки язычком - верхние и нижние.

Покажем свои зубки.

Улыбка - сердитое выражение лица.

Вкусное варенье (губами).

Качели.

Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:

Ра-ра-ра - начинается игра;

Ро-ро-ро - несем ведро;

Ру-ру-ру - продолжаем игру;

Ри-ри-ри - в небе снегири;

Ар-ар-ар - загудел комар.

Основная часть занятия.

Волшебный сундучок - рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).

Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..

Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).

Физкультминутка

Дидактическая игра «Дождевая тучка»

Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.

Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.

Четко произносить это название с ударением на данный звук.

Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».

Повторный звуковой анализ слова ау.

Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.

Заключительная часть.

Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.

Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(гбПоу ро «впк»)

Конспект НОД

Обучение дошкольников грамоте

Тема: «Анализ звукового состава слова»

старшая группа

Разработал (а ):

студент (ка )

Сухорукова Надежда Александровна

группа ДО-4

специальность: 44.02.01

Дошкольное образование

База практики: МБДОУ д/с «Светлячок»

Руководитель практики: Л.П. Кугукина

Воспитатель ДОУ: Т. П. Бадаева

Подпись руководителя практики

К занятию допущена «______»_________2018 г. (_________________)

Подпись воспитателя

Дата проведения: « 27 » сентября 2018 г.

Оценка за конспект _________________________________________(подпись)

Оценка за проведение занятия ________________________________(подпись)

г. Волгодонск

Программное содержание:

Цель: Обучение детей звуковому составу слова.

Задачи:

    Образовательные :

1. Учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов

2. Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

    Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

    Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование :

    Демонстрационны: предметные картинки или игрушки (лиса,медведь, заяц, кот)

Подготовка к НОД: воспитатель готовит вспомогательное, демонстрационное оборудование, дети расставляют стулья.

Формы организации НОД: фронтальная.

Методы обучения: словесные методы и приёмы : рассказ, объяснение, беседа, вопросы (наводящие, уточняющие, дополнительные, корректирующие); игровые методы; наглядные методы: показ, демонстрация.

III. Эмоционально - мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.

Этапы реализации содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть

(Мяукает кот)

Воспитатель предлагает прислушаться, а кто это там рычит?

Да? и правда, мяукает, а как вы догадались?

По первому звуку? какой первый звук в слове «мяу»?

А кто может рычать?

Давайте порычим, как собачка рычит?

Какой там звук?

Похоже на мяуканье?

Правильно, нет, у нас в группе кто-то другой, кто это? Кто может мяукать?

Правильно ребята! Давайте все вместе скажем «Мяу».

Дети, смотрите, что я вам принесла (воспитатель показывает картинку кота).

Какого он цвета? Он черный? Или белый?

Послушайте стихотворение.

Леж ебока рыж ий кот

Отлеж ал себе ж ивот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ж дет рыж ий кот,-

Мож ет миска подползет?

Вот какой ленивый кот, да ребята?

Тогда все, как котятки, тихо, идем на свои места. Вы знаете, что у кошечек есть подушечки на лапках, чтобы бесшумно передвигаться.

-Не рычит, а мяукает

-Собачка

-«Рррр»

-Котенок

-«Мяу»

-Рыжий!

слушают

-Да, ленивый

-Знаем

II. Организационно - деятельностный компонент

II .Основная часть

1.Игра «Назови звук»

А сейчас послушайте это стихотворение еще раз и подумайте, что изменилось.

(читаю первые две строчки стихотворения с интонационным выделением звука «ж»)

Кто заметил, как я читала стихотворение?

Какой звук жужжал?

Кто попробует рассказать отрывок из стихотворения, чтобы все дети хорошо услышали в нем звук «ж»?

(при необходимости помогаю им, даю образец произнесения)

А сейчас найдем, какие в этом стихотворение были слова со звуком «ж»? Произнесите их с интонационным выделением этого звука.

2.Упражнение «Назови звук».

Ребята, назовите слова со звуком «ж», поднимите руку. (8-10 слов)

3.Упражнение «назови слово по его частям»

Показываю детям игрушечных зверей или картинки с изображением лисы, медведя, зайца.

Как назвать животных одним словом? какие это животные?

Ребята, сейчас скажите слово «лиса» не сразу, а по частям.

Если есть затруднение даю образец: «Послушайте, как я скажу это слово: ли-са», вызываю несколько человек повторить это слово.

Дети,

Какая первая часть?

Назовите вторую часть.

Скажите слово по частям.

Сколько слов вы сказали?

А сейчас Маша произнесет по слогам слово «Медведь»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

Произнесите по слогам слово «заяц»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

И в этом слове тоже два слога.

Сейчас все вместе произносим слова по частям, отхлопывая каждый слог.

4.Игра «Назови животных, в названии которых есть два слога»

Ребята, вспомните других животных, в названии которых тоже есть два слога.

Слова произносим по слогам. За правильный ответ дается фишка.

-Вы жужжали

-Звук «ж»

-Моро ж еное, ж ираф, е ж ик, лы ж и, ж ук, ж аба, но ж ницы, сне ж инка.

-Называют животных

-Это дикие животные.

-Ли-са

-На две

-«Ли»

-«Са»

-«Ли-са»

-Одно.

-«Мед-ведь»

-На две

-«Мед»

-«Ведь»

-«За-яц»

-На две.

-«За»

-«Яц»

-Произносят слова по частям, отхлопывая каждый слог.

-Белка, барсук, ёжик, кабан, олень.

Результативно-оценочный компонент

III .Заключительная часть

У кого фишки, поднимите их и покажите.

А за что вы сегодня получили фишки?

За то, что вы называли животных, да?

А сколько в этих словах было слогов?

А сколько может быть звуков в слогах? один или много?

в слове «Медведь» сколько у нас было слогов?

Правильно, два, а звуков много, да ребята?

Вот теперь вы знаете, что в слове есть звуки и слоги.

Ребята, а кто же все-таки мяукал у нас в группе, давайте его поищем.

-Много

АНО ДО «Планета детства «Лада»»

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста

Тема: «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА СВЁКЛА»

Клетнова Ольга Сергеевна

Тольятти, 2017

    Цель занятия: Развитие фонематического слуха у детей.

    Задачи:

    Образовательные: учить проведению звукового анализа, развивать умения подбирать слова к заданной модели, овладение действием изменения слов.

    Развивающие: закрепить умение различать и сопоставлять твердые и мягкие звуки, развивать коммуникативные навыки, развивать зрительное и слуховое внимание, развивать умение называть слова с заданным звуком, развивать умение синтезировать отдельные звуки в слово, развивать умение дифференцировать звуки по их качественной характеристике.

    Воспитательные: воспитывать в детях желание помочь товарищу, воспитывать культуру общения, умение выслушать мнение других детей, воспитывать самоконтроль, воспитывать интерес к занятию.

    Тип занятия: интегрированное.

    Форма занятия: занятие проводится в игровой форме.

    Продолжительность: 35 минут.

    Участники: Воспитатель, дети.

    Возраст обучающихся: Подготовительная группа (6-7 лет).

    Оборудование и материалы: доска, указка, мяч, картинка с изображением свеклы, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов - все гласные буквы, фишки – игрушки, синий, красный или зеленый круги со звуками, медали.

    Предварительная подготовка: Чтение русской-народной сказки «Репка», беседа «Что такое школа?», дидактическая игра «Живые звуки».

    Методы и приемы работы с детьми: дидактические игры, демонстрация материала, беседа, разговор, совместные действия воспитателя и ребенка, словесные методы (подсказывание, просьба произнести, вопросы), выполнение поручений.

    Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Дидактическая игра «Найди пару»

2 минуты

Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема)

Ответы детей на вопросы воспитателя

2 минуты

Практический этап

Задание № 1: Отгадывание загадок.

Задание № 2: По очереди определять звук.

Задание № 3:

Задание № 4:

Игра «Живые звуки»

3 минуты

13 минут

3 мин

9 минут

Заключительный этап

3 минуты

    Ход занятия:

    Организационный момент:

Дидактическая игра «Найди пару»: В-ль: Ребята встаньте в полукруг, а я буду бросать мяч по очереди и называть твердый согласный звук, а вы ловите мяч и называете ему пару, то есть мягкий согласный и бросаете мяч обратно.

Ребенок ловит мяч, называя пару звука.

    Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема):

В-ль: Ребята, послушайте пословицу: «Не учась и лаптя не сплетешь.».

Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?

Дети: высказывают свои мнения (кто учится, тот знает как нужно плести лапти…)

В-ль: Молодцы ребята, правильно, кто учится, тот все знает и умеет, а кто не учится, тот ничего не будет уметь делать.

В-ль: Ребята, а как вы думаете, где детей учат?

Дети: В школе.

В-ль: Как вы думаете, чем занимаются дети в школе?

Дети: отвечают на вопрос (учатся, получают знания, играют на переменах, получают 5 или 2…)

В-ль: А чем занимаемся мы в детском саду?

Дети: отвечают на вопрос (играем, учимся, спим, гуляем, готовимся к школе…)

В-ль: Молодцы, мы готовимся стать первоклассниками.

    Практический этап:

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Задание № 1: Отгадывание загадок -

В-ль: Ребята послушайте, пожалуйста, загадку

Кто любит борщ и винегрет,

Грустит, когда её в нём нет.

На грядке под землёй растёт –

В народе ей всегда почёт.

В ней сладости больше, чем в апельсинах.

А сколько полезных в ней витаминов!

Любит за это её весь народ –

Вкусный бордовый тот корнеплод.

Дети: отгадывают

В-ль: Молодцы ребята, верно, это СВЁКЛА Воспитатель показывает картинку с изображением овоща

В-ль: Сегодня мы будем выполнять звуковой анализ этого слова. Присаживайтесь на свои места

Задание № 2.

В-ль: Ребята давайте по очереди будем определять звук:

Имя одного из детей, назови первый звук в слове «свёкла»?

Назови, какой это звук?

Какой фишкой мы обозначаем согласный звук в схеме?

Имя одного из детей, назови второй звук в слове «свёкла»?

Назови, какой это звук.

Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?

Имя одного из детей, какой следующий звук в слове «свёкла»?

Какой он?

Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?

Имя одного из детей, назови следующий звук в слове свёкла?

Какой он?

Имя одного из детей, назови последний звук в слове «свёкла»?

Имя одного из детей, сколько всего звуков в слове «свёкла»?

Ребята, вы согласны с ним/ней?

Имя одного из детей, сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков?

Ребята, сколько слогов в слове «свёкла»?

Дети: 2

Ребята, как нам узнать, где мы поставим ударение? На какой звук?

Дети: ответы (на 1 гласный О)

Верно, молодцы. Ударение у нас стоит на звуке [о]. А теперь чтобы узнать с каким звуком мы будем дальше играть надо:

В слове свёкла:

Имя одного из детей, убери ударный гласный,

Имя одного из детей, теперь убери первый согласный,

Имя одного из детей, убери мягкий согласный,

Имя одного из детей, последний гласный.

Имя одного из детей, убери предпоследний твердый согласный.

Ребята, какой звук остался?

Молодцы! [к].

Задание № 3.

Игра «Назови слова со звуком «КЬ» «К»»

В-ль: Давайте мы с вами пройдем на ковер. Назовите, пожалуйста, слова со звуком КЬ (за каждое правильно названное слово выдается фишка-игрушка).

В-ль: Ребята можно я начну: МЕЛ К И.

В-ль: Назовите слова со звуком К например: кот

Дети: (ответы детей)

В-ль: Молодцы, все верно….

Задание № 4

Игра «Живые звуки»

В-ль: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Живые звуки», но чтобы нам было интереснее играть мы ее усложним.

Ребенок 1, ты превращаешься в первый звук слова «Самолет»

Ребенок 2, ты становишься первым звуком слова Вёдра

Ребенок 3, ты ударный звук О

Ребенок 4, ты второй звук слова оКно

Ребенок 5, ты первый звук слова Лук

Ребенок 6, ты первая гласная буква с которой мы и познакомились в этом году «А»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый)дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные догадываются, какое слово получилось.

    Заключительный этап:

В-ль: Молодцы, ребята!

Ребята, скажите, с каким словом мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось в нашем занятии?

Какое задание было для вас самым сложным?

Молодцы! С заданиями справились отлично, мне кажется в школе вам за это задание поставили бы оценку 5.

Давайте мы с вами обменяем фишки – игрушки на «медали».

    Литература.

    Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Верекасы, Москва, 2016.

    Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Н. С. Варенцова.Москва, 2002.

    Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада./ научные руководители: Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.: УЦ им.Л.А.Венгера «Развитие».- Москва, 2000.

    Примерные конспекты по развитию речи. Ушакова О.С. Самара

    Сборник конспектов по развитию речи. Шандрина Л.Г. Тольятти, 2002.

    http://www.gramota.ru/slovari.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга»

Конспект занятия

«Освоение действия звукового анализа

при помощи ТИКО грамматики»

в старшей группе

по обучению грамоте

Разработала воспитатель-

Халиуллина Ленария Рахимьяновна

г. Нефтеюганск

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание:

Определять протяженность слов и составлять их графическую запись,

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова,

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивать интерес к учебным занятиям;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал:

Демонстрационный:доска, экран, указка, картинка-схема слова кит, детали конструктора ТИКО: зеленые, синие и красные, карандаши, руль (штурвал) бинокль.

Раздаточный:картинки-схемы слова кит, детали от конструктора ТИКО: синие, зеленые, красные, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия:

1.Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. А все ли ребята сегодня здесь?

Игра «Перекличка» (называть звуки, у кого имя начинается на этот звук, тот встает). А В М С П Р Т У

2.Хорошо, все присутствуют, а давайте выберем капитана, самого ответственного и внимательного, он сегодня будет моим помощником, мы дадим ему штурвал (выбор детей).

И так, поплыли (пройтись по кругу, имитируя плавание).

3.А сейчас садимся в свои шлюпки (на стульчик)

Скажите, ребята, а на чем можно плавать (ответы детей, в названиях посчитать слоги)


(катер, лодка, пароход, судно, плот)

Давайте поиграем в игру «Телеграф»

Игра"Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети "передают их по телеграфу",отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

Слово катер перенесем на листочки.

Сначала слово делим на слоги, для этого, мы прохлопаем, и наши слоги будем рисовать волнами на листочках.

4. Давайте с вами поиграем. Ребятки, смотрите, мимо нас что-то огромное проплывает, хвостом плещет. Кто же это?

Он как дом огромный,

Но спокойный, скромный,

В море ест и в море спит,

Так живет на свете……(КИТ)

Видеоролик на экране.

(ответы детей, на доску вывешивается картинка кита)

    Анализ слова КИТ (ТИКО грамматика) Какой первый звук Найти звукИ в слове, охарактеризовать его; Какой последний звук Сколько звуков в этом слове Делить слово по слогам Игра «Слушай внимательно» звук К-хлопнуть, звук И-тянуть,

звук Т-топнуть.

Молодцы, вы справились с заданием.

5. Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка « Волны»

Кроме огромных рыб, таких как кит и акула, в море так же водятся другие рыбы, поплывем посмотрим.

6. Ребята посмотрите, вон там островок. Давайте с вами для отдыха построим там дом

Игра "Построим дом"

Ребята, назовите пожалуйста, материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки р и рь.

А я, если вы правильно будете отвечать и еще при помощи конструктора ТИКО грамматикавыделите правильно звук и покажите, буду рисовать.

(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и др.)

А что может быть внутри дома? называют предметы мебели, кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и др.)

что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и др.). При этом рисую карандашом на большом листе все, что называют дети.

За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце занятия определяется победитель.

Мы с тобой построим дом

Дружно в нем мы заживем

Какой замечательный дом у нас получился!

А теперь возвращаемся из морского путешествия обратно в детский сад. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Ребята, сегодня вам понравилось путешествовать?

Что больше всего понравилось?

С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Все молодцы. В память о нашем путешествии, кит вам дарит свою фотографию.(Раскраску)


Занятие №13

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Дети: Это птица аист.

Дети: 4.

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Дети: Звук (а).

Дети: Это гласный звук.

Аист.

Аиист?

Дети Звук (и).

Дети: Это гласный звук.

Дети: Во вторую.

аисст?

Дети: Звук (с).

Дети: Это звук согласный.

Дети: В третью.

аистт?

Дети: (т)

Дети: В четвёртую.

Дети: 4.

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

аист

Дети: В первую клеточку.

Дети: Во вторую.

Дети: В третью.

Дети: В четвёртую.

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. .

Дети: Роза, дом, сани.

Дети: Два слога.

Дети: Два звука.

Дети: В первом слоге.

Дети: Во втором слоге.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Заключительная часть.




Дети: Роза.

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Занятие №13

Звуковой анализ слова «Аист».

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Логопед: Ребята, какие звуки я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист ?

Дети: Звук (а).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист , становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В первую клеточку.

Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Логопед: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. Актуализация ранее приобретённых знаний .

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

Способ достижения: Дидактическая игра.

Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

Способ достижения: Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Логопед: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

Способ достижения: работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


Просмотров