Любование тщетой. Жизнь, смерть и время Описание картины ю ван стрек суета сует

Сегодня хотелось бы познакомить ваш, уже искушенный шедеврами, взгляд с необычным явлением в европейской живописи в период Барокко. Ванитас (vanitas) — аллегоричный натюрморт, дамы и господа, дословный перевод сего термина значится как «суета» или же «тщеславие». В чем же категоричность такого определения, мы рассмотрим детально.

Сам термин восходит к библейскому стиху «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует, всё суета!». И правда, вся наша жизнь лишь затяжной прыжок, а все что окружает нас, и все что мы в своем тщеславии создаём, есть лишь мелкое копание в пыли. Но, так как вся эта демагогия ровным счетом ничего не объясняет, предлагаю погрузиться в подробности. И так ванитас был свойственен как жанр фламандским живописцам, и центральным предметом в композиции — был человеческий череп. В целом, как всякая живопись того периода, ванитас был насыщен символикой.

Зачастую избирались те символы, которые ассоциировались с быстротечность и непостоянством, текучие и нестабильные, такие как мыльные пузыри, огарки и дымящиеся свечи, а также песочные часы и руины, как олицетворение непостижимости и разрушительной силы времени. Не менее любимы были и растительные образы: разного рода цветы и фрукты, как правило уже с гнильцой. Непременно, рассматривая эти картины вы заметите и множество механических деталей, к примеру игральные карты или шахматы — это бесцельность жизни и неправильные ориентиры. А так же географические карты, трубки, глобусы и маски, иные инструменты быта, в том числе и музыкальные, символизирует одно — все земное тленно, а оттого бессмысленно в сути своей.

Вообще всяческие вещи, что так нужны нам на грешной земле, удовлетворяют наше тщеславие и самолюбие, но по меркам вселенским являющиеся напрасной тратой времени и пространства, в обилие присутствуют на картинах, как бы в назидание зрителю, о том, что все это лишь блажь и игра со смертью, с заведомо известным итогом.

Harmen Steenwyck


Juriaen van Streeck


Pieter Gerritsz van Roestraeten


Pieter Claesz


Philippe de Champaigne


Sebastien Stoskopff


Adriaen van Utrecht

Изображенная на картине книга - перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом (1587–1679) в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.

Ванитас

Работа Стрека , как и другие работы “ванитас ” содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом (левый нижний край). Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп (присутствует на большинстве картин этого стиля). Так же популярным атрибутом “суеты” являются перья, которые занимают большую часть композиции.

Натюрморт с черепом. Неизвестный мастер.

Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры (Правая часть). Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.

Трактование

Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом - символом вечной жизни души во Христе (согласно словам Христа: «Я есмь хлеб жизни»). В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп (или прорастающего из черепа), фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем (например, эмблема «Смерть начало жизни» из книги Якоба Камерариуса, изданной в 1611 году). Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты «суеты сует». Картина, близкая по теме и набору предметов (античность символизирует бюст Сенеки), находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта - в Государственном музее Мёйденслот, Мёйден. Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.

Здравствуйте, друзья!


В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц, любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину. Однако, когда совсем недавно появилась новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить:)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак,согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603. Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит


Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...

Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали.Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна , ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа ; колпачок для гашения свечей горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда , обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин , анатомические рисунки . Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами , шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например:

Vanitas vanitatum (Суета сует);

Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка);

Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе);

Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава);

Memento mori (Помни о смерти);

Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь);

In ictu oculi (В мгновение ока);

Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон);

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей);

Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том, насколько умело они использовали символику в своих работах...



Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...


Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657

Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.

Николай Рерих 1874 - 1947
русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.

Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942

Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.

Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962

Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.

Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982

Молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический

Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009
Том Френч (Tom French) родился в 1982

Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas

Fernando Vincente, Vanitas - Carne d"amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007

Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori ! ). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я" и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!


И решила я, найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Представляете - я этого на знала!!! Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями - как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии - родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.


Альберт ван дер Шур 1660-е



Что же это за сомнительное удовольствие - украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.



Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы - все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.


Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.



Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).


Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.



Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.



Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.


Якоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.



Гвоздики - брак, материнство.



Жан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"


Он же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)



Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.



Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.


Он же 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.


Корнелиус Норберт Гейсбрехт.
Справа - блюдце и трубочка для выдувания мыльных пузырей.
А вот еще, очень похоже:

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:


Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.


Он же

Он же



Н.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.



Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.



Он же 1650-е



Не знаю кто, но чудесно!
ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.



Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем.



?
Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.



Неизвестный автор



Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?



Питер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.



Он же

Ключ - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.
Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы (подсказал ув. petrrrovich )



Питр Клас 1630
Тут тоже такой ключ.



Питер Клас 1630-е
И здесь.


Он же 1636
Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!



Петер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.



Петер Симон старший 1650-60-е
Сразу два вида часов - механические и песочные. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.





Питер Стенвик, 1650-е
Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.





Он же



Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.



Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.


Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, это изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС


Он же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.


Симон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.


Он же, 1650-е



Он же
Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.


Он же


Филипп Сауэрленд

Вишни и инжир - эротические удовольствия.



Филипп де Шампань, 1650



Франциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские


Он же 1660-70-е



Хендрик Андерсон, 1650


Он же





Он же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград


Он же

Справа, чуть ниже глобуса некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.



Он же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.



Эдвард Колье, автопортрет


Он же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело



Он же.

И бокальчик у Колье тоже был любимый.


Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение


Юлиан ван Стейк, 1670


Якоб Марель, 1637
Бабочка - вы знаете, а вот стрекоз, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование. Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.



Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь еще найдите череп!



Ян ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...



Энди Уорхол, 1976


Винсент Ван-Гог, 1887



Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.



А вот и Пикассо



Поль Сезанн - горячий поклонник жанра!


Он же



Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне задуматься о вечном!

Спасибо за внимание!


Филипп де Шампань (1602-1674). Жизнь, смерть и время. Около 1671 года / Philippe de Champaigne"s Vanitas is reduced to three essentials: Life, Death, and Time. circa 1671. 28х37 cm Musée de Tessé , Le Mans, France. via

Примерно в то же время, когда строгие монахи здоровались вспоминая о смерти, и чуть раньше: в 16-17 веках в Нидерландах и Фландрии получил распространение аллегорический тип картин vanitas. Это слово переводится с латыни как "суета; пустота, бессодержательность, ничтожность; тщетность, бесполезность; лживость, хвастовство, тщеславие, легкомыслие". В картинах ванитас композиционным центром служил человеческий череп, они предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Триптих семейства Брак, около 1452 г. Триптих в закрытом виде. Лувр, Париж / The outer panels of Rogier van der Weyden"s Braque Triptych shows the skull of the patron displayed in the inner panels. The bones rest on a brick, a symbol of his former industry and achievement

Название Ванитас происходит от фразы "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" / "Суета сует и всяческая суета" из Книги Екклесиаста или Проповедника, авторство которой приписывают царю Соломону, в Библии она помещается среди Соломоновых книг. Впервые слова "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" встречаются в латинском переводе Библии Вульгате.

3.

Andrea Previtali called Cordeliaghi (1470-1528) (Italian) (Painter). Portrait of a Man - Memento Mori. Panel. 23.8 x18 cm. Museo Poldi Pezzoli. Inv. 1598verso.

"Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

4.

Jan Gossaert (1478-1532). Trompe-l"oeil Skull. Date 1517, wood. 43x27 cm. Louvre Museum. via

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

5.

Бартоломеус Брейн Старший (около 1493-1555). Ванитас, первая половина XVI в. / Barthel Bruyn the Elder (circa 1493-1555). Vanitas, oil on panel. Dimensions 61 × 51 cm. Current location Kröller-Müller Museum. Inscriptions: Placecard next to the skull reads in Latin: Omnia morte cadunt, mors ultima linia rerum. In English translation: Everything passes with death, death is the ultimate limit of all things via

Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

6.

Solesmes, Bibliothèque de l’abbaye Saint-Pierre, 018, f. 145. Heures d’Ottobeuren, 16th century

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

7.


Livre d"heures, en latin et en français, à l"usage de Cambray. Devise. Vous seul. Date: 1401-1500. Bibliothèque de l"Arsenal, Ms-1185 réserve. Provenance: bnf.fr.

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

8.

Douai, Bibliothèque municipale, 0118, detail of f. 281 (marginal illustration for Office of the Dead). Early 16th cent. via

Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

9.

San Marino, Huntington Library, HM 01132, detail of f. 106. Book of Hours, use of Rome. Italy, late 15th century

Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;

10.


St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 357, detail of f. 343. Missal. St. Gall, 1555

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь."

11.

Винсент Ван Гог (1853-1890). Череп, 1887 / Van Gogh, Skull, 1887. Oil on canvas, 41.5 x 31.5 cm. Van Gogh Museum, Amsterdam.

Просмотров