XQOggSzCeHI
Когда началась война, Юрию было всего четырнадцать с половиной лет. Его отец умер за год до этого, а мать работала на патронном заводе. Семья жила в Кировском поселке, где после семилетки сын работал слесарем в ФЗУ, а затем делал детали для фронта на комбайновом заводе.

Когда немцы вплотную подошли к Туле, Юра вместе с матерью и сестрой эвакуировался в город Энгельс и выучился там в мастерской на токаря, изготавливая детали к самолетам. Но когда узнал от своего друга, что комсомол набирает добровольцев в школу юнг, «немедленно написал заявление и вскоре отправился по Волге на пароходе «Спартак» из Саратовской области в Ярославль, - вспоминал ветеран. - Оттуда с сухим пайком сухарей на поезде последовал до Архангельска, а затем на буксире до Соловков. Прошел строгую медицинскую комиссию, был признан годным по здоровью и направлен во вторую учебную роту по подготовке радистов. Первое время приходилось особенно туго: работать, учиться и стоять в дозоре. Через год, месяц и один день после начала войны принял присягу на верность Родине».


На Соловецких островах Белого моря под гул немецких самолетов и вой фашистских бомб, впервые надев флотскую форму, под руководством опытных командиров, еще маленькие по возрасту и росту, они овладевали наукой побеждать и постепенно становились настоящими мужчинами. Юрию хорошо запомнились и начальник школы, капитан первого ранга Аврамов, и строгий командир роты старший лейтенант Дубовой, и добродушный комиссар Шахов.

Тридцатилетний комиссар, сам орденоносец-подводник, по его словам, «помнил всех мальчишек, которые добровольно поступили сюда, чтобы получить морскую специальность и с оружием в руках защищать Родину. Нелегко было юным патриотам. В суровом Заполярье пришлось строить землянки, столовую, классы, клуб. Несли они гарнизонную и караульную службу. И при этом отлично учились». Их жизнь правдиво отражена в фильме кинорежиссера Владимира Рогового «Юнга Северного флота» по сценарию Вадима Трунина, автора «Белорусского вокзала».
Среди командно-преподавательского состава и вспомогательного персонала Соловецкой школы были и наши земляки. Уроженка Тулы из поселка Скуратово девятнадцатилетняя Мария Беляевская-Цуканова работала здесь старшим кладовщиком шкиперского склада. В первых выпусках оказалось несколько туляков, получивших в школе юнг самые разные специальности: Геннадий Коновалов – артэлектрика, Николай Ложкин – рулевого, Николай Низовцев – электрика, Юрий Углов – радиста, Борис Шевяков – моториста. Трое из них попали служить на Северный флот: Геннадий Коновалов - на эсминец «Урицкий», Николай Ложкин – на эсминец «Грозный», а Николай Низовцев – на большой охотник за подводными лодками. А вот Юрий Углов вместе с Борисом Шевяковым оказались на Краснознаменном Балтийском флоте.

Осенью 1943 года Юрия распределили в бригаду торпедных катеров, которая, защищая город на Неве, потопила за войну более 130 фашистских кораблей. Одиннадцати ее морякам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе и туляку Г. И. Матюхину, уроженцу Воловского района.

Торпедные катера выполняли задачи по высадке разведывательно-диверсионных групп, поддержке дозоров и постановке мин, поиску и уничтожению кораблей противника. В феврале 1944 года дивизиону торпедных катеров, в котором служил Юрий Углов, было присвоено гвардейское звание, а летом того же года его «ТК-93» пустил на дно Балтики фашистский миноносец и сторожевой корабль. И в этом есть частица ратного труда бывшего юнги, который участвовал во многих боевых операциях, подрывался на минах, был ранен, но вновь возвращался в строй.
Еще пять лет после Победы продолжалась служба Юрия Углова на Балтийском флоте, пока в 1950 году он не ушел в запас. Его собирались оставить в Ленинграде, но тяга к родному дому, продолжению учебы оказалась сильнее.

Разными путями приходили в школу юнг будущие краснофлотцы. По-разному сложилась их послевоенная жизнь. Но закалка, полученная во фронтовые годы, помогла и в мирное время добиться серьезных успехов. Возвратившись домой, Юрий Углов окончил среднюю школу, механический техникум им. С. И. Мосина и Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, где учился на одном потоке вместе с бывшим главой города Тулы Владимиром Могильниковым.

Кроме того, как инструктор морского клуба, он неоднократно устраивал шлюпочные походы студентов механического и педагогического институтов. Он награжден несколькими грамотами обкома ДОСААФ за активное участие в военно-патриотической работе и за первое место по морскому многоборью команды Тулы, опередившей Орел, Курск и Брянск.
Тридцать три года Юрий Николаевич бессменно отработал на одном тульском предприятии, которое меняло только названия: завод № 99, радиозавод, «Прибой», «Октава».

Пройдя школу юнг, он оставался скромным человеком, никогда не кичился своими достижениями, а просто выполнял возложенные на него обязанности. Мало кто знает, сколько на его счету наград, полученных на заре туманной юности: и благодарность Верховного Главнокомандующего за освобождение острова Эзель, и медали «За оборону Ленинграда» и «За оборону Советского Заполярья», и орден Отечественной войны 2-й степени.

Юрий Николаевич Углов ушел из жизни накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить