119XWSCiL64С 1919 по 1924 годы учился в средней школе №6 города Тулы, после чего пришел на Тульский оружейный завод, где сначала обучался в школе ФЗУ на ученика слесаря, а потом сам работал слесарем, мастером, начальником ремонтного цеха. Одновременно с работой посещал занятия вечерних курсов механического рабфака, а затем обучался в Тульском механическом институте.

Со второго курса института в июле 1933 года Василий Московкин по спецнабору был призван в ряды Красной Армии и отправлен в город Севастополь, где стал курсантом Качинской авиашколы. В декабре того же года он переведен для продолжения обучения в 9-ю Харьковскую школу военных летчиков и летных наблюдателей, где постигал теорию и практику самолетовождения до сентября 1936 года.

После выпуска из училища Василий Московкин распределен в Ленинградский военный округ, в авиационных частях которого проходил службу в должностях летчика, командира звена и авиаэскадрильи. В октябре 1938 года он назначен помощником командира эскадрильи по комсомолу в сформированный 3-й легкобомбардировочный авиационный полк 68-й авиабригады, укомплектованный самолетами Р-5. Через год, перевооружившись на скоростные бомбардировщики СБ, полк получает новое наименование и становится 10-м легкобомбардировочным полком. В составе этого полка старший лейтенант Московкин с ноября 1939 по март 1940 года участвовал в советско-финляндской войне. За боевые заслуги, проявленные в ходе этой войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года он был удостоен своей первой боевой награды — ордена Красной Звезды.

До начала Великой Отечественной войны старший лейтенант Московкин продолжал службу в том же полку, командуя эскадрильей. В августе 1940 года полк был преобразован в 63-й скоростной бомбардировочный авиаполк и в этом качестве встретил начало войны. В течение двух первых месяцев войны Василий Московкин на бомбардировщике СБ выполнил 34 боевых вылета. Он участвовал в нанесении ударов по немецким танковым колонам и переправам, по фашистским войскам на поле боя.

Однако долгое время воевать ему не пришлось — уже в конце сентября 1941 года полк был перебазирован в Липецк, а затем — в город Серноводск Куйбышевской области, где прошло переучивание летного состава на новые для них самолеты Пе-2.

В марте 1942 года на базе этого полка, с использованием летных и офицерских кадров, был образован 809-й штурмовой авиационный полк. Командиром одной из его эскадрилий стал капитан Московкин. В июне полк, после еще одного переучивания на штурмовики Ил-2, был отправлен на Калининский фронт, где вошел в состав сначала 212-й, а через месяц — 264-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии. Для летчиков полка началась тяжелая и смертельно опасная боевая работа.

30 октября 1942 года, совершив штурмовой удар по аэродрому города Витебска, на обратном курсе Василий Московкин был атакован четырьмя истребителями противника, сбил один «мессершмитт» и, будучи тяжело раненным, сумел дотянуть до своей территории в полубессознательном состоянии поврежденную и горящую машину. Он получил тяжелые ранения позвоночника, головы и голени, но уже в декабре, не долечившись, вновь вернулся в строй. Командующий войсками Калининского фронта приказом от 5 января 1943 года наградил капитана Московкина орденом Красного Знамени. Кроме того, командование представило его к назначению на должность штурмана полка и присвоению внеочередного воинского звания «майор».

В декабре 1942 года полк в составе 264-й штурмовой авиадивизии был выведен из боев и отправлен на переподготовку.

До июля 1943 года он базировался на аэродроме Дятьково в 70 км севернее Москвы, доукомплектовывался личным составом, получал и осваивал новую технику. Впереди были сражения на Курской дуге. В ходе этого сражения 809-й штурмовой полк возглавил новый командир полка майор Василий Степанович Московкин. За успешное выполнение боевых заданий, проявленные при этом массовое мужество и героизм, 809-й штурмовой авиационный полк был награжден орденом Красного Знамени.

В дальнейшем полк участвовал в освобождении Киева и Житомира. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года командир 809-го штурмового авиационного полка майор В. С. Московкин был награжден орденом Ленина.

В течение декабря-начала января 1944 года наши войска в ходе Житомирско-Бердичевской наступательной операции освободили Коростень, Новгород-Волынский, вторично Житомир и Бердичев. Поддерживая наступление войск 1-го Украинского фронта, авиация 2-й воздушной армии, несмотря на неблагоприятную погоду, наносила бомбовые удары по войскам, оборонительным сооружениям противника, а также по железнодорожным узлам в тылу врага. 4 января при непосредственном участии летчиков 264-й штурмовой авиадивизии была освобождена Белая Церковь. Личным боевым примером воодушевлял летный состав на боевые подвиги командир 809-го штурмового авиаполка майор Московкин. Он, как опытный командир, ведя в бой полк, применял тактически грамотные боевые порядки и маневры.

28 января 1944 г. закончилось окружение фашистской группировки в районе Корсунь-Шевченковского. Наша авиация и зенитная артиллерия почти полностью блокировали окруженную группировку с воздуха. Несмотря на неблагоприятную погоду, наши летчики сбили 257 самолетов противника, в том числе 31 транспортный самолет. Одновременно наносились удары по аэродромам и посадочным площадкам противника, в результате чего было уничтожено более двухсот самолетов, главным образом транспортных. Наша авиация бомбила и штурмовала войска противника, его артиллерию и железнодорожные узлы.

В дальнейшем в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции полк Московкина участвовал в освобождении Винницы и Каменец-Подольска, обеспечении прорыва 3-й гвардейской и 4-й танковых армий боеприпасами и горючим, вооружением и другими грузами. За проявленные массовые мужество и героизм летчиками полка, 809-му штурмовому Краснознаменному авиаполку приказом Верховного Главнокомандования было присвоено почетное наименование Каменец-Подольского.

Приказом командующего 2-й воздушной армией от 11 июня 1944 года командир 809-го штурмового авиационного полка подполковник Московкин В. С. был награжден орденом Александра Невского. А на следующий день он был удостоен еще и американского креста «За выдающиеся летные заслуги».

13 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление на Рава-Русском направлении. При прорыве второй полосы обороны врага большую помощь наземным войскам оказала авиация. Штурмовики подавляли и уничтожали боевую технику и живую силу врага, истребители
надежно прикрывали боевые порядки наступающих войск.

264-я штурмовая авиадивизия была включена в состав 8-й воздушной армии и в течение июля участвовала в освобождении городов Буск, Сокаль и Рава-Русская. В августе части дивизии были переданы в состав 5-й воздушной армии и сражались уже на 2-м Украинском фронте на кишиневском направлении.

6 августа 1944 года подполковник В. С. Московкин назначен заместителем командира 264-й штурмовой авиационной Киевской Краснознаменной, ордена Кутузова дивизии. Даже занимая столь высокую должность, он по-прежнему совершал боевые вылеты. В одном из них 27 августа 1944 года, во время воздушных боев за расширение Сандомирского плацдарма, Василий Степанович был сбит зенитной артиллерией, получив трещину лобовой кости и сотрясение головного мозга – третье по счету тяжелое ранение. За длительную безупречную службу в рядах армии 30 ноября 1944 года он был награжден медалью «За боевые заслуги».

На финальном этапе войны 264-я штурмовая авиадивизия в составе 5-й воздушной армии принимала активное участие в Будапештской и Венской наступательных операциях. Многие венгерские, австрийские и чехословацкие города, малые и большие населенные пункты были взяты и освобождены при непосредственном участии летчиков дивизии, завершивших свои боевые действия участием в освобождении Брно и Праги.

По окончании боевых действий дивизия была передислоцирована в город Тирасполь. В январе 1946 года В.С.Московкин получил очередное воинское звание «полковник», а в мае того же года был назначен командиром 338-го отдельного транспортного авиаполка в городе Бельцы. В течение следующих шести лет он командовал полком, а в марте 1952 года был назначен заместителем командира 4-й авиатранспортной дивизии.

Награды на груди полковника Московкина прибавлялись и в мирное время, причем даже больше, чем во время войны, свидетельством чему были два ордена Красной Звезды и два ордена Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1954 года третий орден Красной Звезды ему вручен за овладение техникой полета в сложных метеоусловиях.

В сентябре 1955 года он окончил курсы усовершенствования командного состава при Краснознаменной военно-воздушной академии, получив назначение на должность первого заместителя командира 12-й авиатранспортной дивизии. Дивизия дислоцировалась в его родном городе Туле. В этой должности полковнику Московкину пришлось еще раз руководить боевыми действиями подчиненных в Венгрии в октябре-ноябре 1956 года, когда части дивизии осуществляли боевое обеспечение операции по восстановлению конституционного порядка в Венгрии. За это Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1956 года полковник Московкин был награжден третьим по счету орденом Красного Знамени.
Еще одной наградой — четвертым орденом Красной Звезды — была отмечена безупречная служба офицера.

Однако раны, полученные на войне, все чаще стали давать знать о себе. Появилась раздражительность и усталость, головные боли и другие болезни. Несколько проведенных в конце пятидесятых годов военно-врачебных комиссий постепенно признали негодность офицера к летной работе. В апреле 1960 года полковник Московкин был уволен в отставку, отдав службе в армии более четверти века.

После выхода в отставку свыше тридцати лет — с сентября 1961 года до мая 1994 года — Василий Степанович Московкин трудился завучем по производственному обучению в средней школе № 4 города Тулы. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

18 мая 1994 года Василий Степанович Московкин умер и похоронен в Туле на городском кладбище.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние публикации