Ковзан12
Лётчик-истребитель старший лейтенант Боpис Иванович Ковзан - Герой Советского Союза, единственный в мире летчик-истребитель, совершивший в годы войны четыре воздушных тарана и оставшийся при этом живым. В трёх случаях Ковзан на своём самолёте возвращался на аэродром.


Ковзан Борис Иванович, родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты Ростовской области в семье служащего. Белорус. Окончил 8 классов в городе Бобруйск Могилёвской области, там учился в аэроклубе. В РККА с 1939 года. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых дней войны Ковзан находился в действующей армии и прикрывал от вражеских налетов Гомель, где проходил службу в полку, которым командовал Немцевич Ю.А. (126-й истребительно авиационный полк). На третий день войны младший лейтенант Ковзан на истребителе И -15 бис открыл свой боевой счёт, сбив бомбардировщик Do-215 (по другим данным Хейнкель-111).

Полк потерял всю материальную часть в первые дни войны и был направлен на переформирование, а Ковзан был направлен в тыл на переучивание на более современный истребитель ЯК-1.
Направляется после переобучения в 744-й истребительно-авиационный полк. Но отстав от полка, зачисляется в начале октября в 42-й истребительный авиационный полк (командир полка Шинкаренко Ф.И.) который базировался под Тулой (входил в состав 6-й резервной авиационной группы) и действовал в интересах Брянского фронта.

При обороне Москвы он впервые пошел на таран вражеского самолета. 29 октября 1941 года Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район Плавска. При возвращении домой вступил в бой с немецким Ме-110, после расхода боекомплекта пошёл на таран, винтом своего самолета обрубив хвостовое оперение немецкого самолета. Таран произошёл в районе города Зарайск Московской области. После тарана нашему летчику удалось благополучно посадить самолет в поле у деревни Титово, отремонтировав винт в местной кузнице, на следующий день своим ходом долетел до полкового аэродрома.
За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

На его счету было уже 6 самолетов противника, когда на Тамбовщине при посадке на зимний наст его выбросило из самолета и он попал в госпиталь в Елец.
После выздоровления продолжает воевать в 774-ом полку, летая на истребителе Як-1.

...21 февраля 1942 года в 15.00 он вылетел на прикрытие шоссе Москва-Ленинград, на участке Валдай - Вышний Волочек. У города Торжок вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Юнкерс». Атакует ведущий «Юнкерс» и после того как замолкают пушка и пулемет, его Як втыкается в фюзеляж вражеского самолета, и... переходит в штопор. Произвёл посадку на повреждённом самолёте на окраине Торжка, сумев вывести самолет из штопора. За этот бой его награждают орденом Ленина.

После ремонта самолета, Ковзан прибывает на аэродром Кресцы, полк входит в состав Северо-Западного фронта. В июне 1942 года на базе ВВС Северо-Западного фронта была сформирована 6-я воздушная армия, в неё вошёл полк старшего лейтенанта Ковзан Б.И. (240-я истребительная авиационная дивизия).

8 июля 1942 года на том же, выдержавшем таран Яке, Ковзан вылетел на прикрытие наших бомбардировщиков, наносящих удар по немецкому аэродрому в Демянске, откуда «Юнкерсы» летали на бомбежки Москвы и Ленинграда. Вступил в бой с двумя Ме-109, был подбит и в лобовой атаке, удачным маневром, столкнулся с плоскостью одного из них. Таран произошел в районе станции Любница Новгородской области. Совершил посадку на повреждённом самолёте.

Последний таран старший лейтенант Ковзан произвел на Ла-5 13 августа 1942 года в районе города Старая Русса. Он вступил в неравный бой с 5 Ме-109Ф, его самолет получил значительные повреждения и в лобовой атаке он направляет самолет между фюзеляжем и крылом вражеского самолета. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те переправили его через линию фронта.

10 месяцев он лежал в госпитале. Почти год восстанавливалось здоpовье. Вместо глаза был вставлен стеклянный муляж. Медкомиссия вынесла веpдикт "Годен к летной pаботе без огpаничений"(!!!) После госпиталя добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации.

24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза и очередное звание капитан.
Рос боевой счет сбитых им самолетов. До конца войны сбил ещё 6 самолётов противника, доведя личный счёт до 28.

За время войны Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 самолетов противника.

Согласно книге М.Быкова: “Советские асы: победы сталинских соколов 1941-1945“, Ковзан сбил: 4 самолёта (лично), 3 (в группе)

После войны продолжал службу в авиации. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба.

Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске.

Умер 31 августа 1985 года.

Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние публикации