Классный час «Дети войны. Классный час "дети войны" О Дне Победы

Сценарий классного часа «Дети войны»

Цели:

- Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны;

Содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту своей страны;

-Воспитывать чувство благодарности за подвиг маленьких защитников Отечества.

Оборудование: выставка книг о войне, интерактивная доска.

Ход мероприятия:

Ведущий: Тебе 10 лет или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного

грома. Ты видишь, как строятся новые дома, но не подозреваешь, как легко они рушатся под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон.

Война – какое слово страшное!

Звучит оно в сердцах людей

Набатом памяти и вечности.

Как это слово объяснить,

Ребятам, живущим в 21 веке,

В эпоху видиков, компьютеров и теликов?

Сейчас мне надо рассказать о том,

Что много лет тому назад

На нашу Родину нагрянула беда – война!

Ну, как же объяснить весь этот ужас,

Когда мальчишки и девчонки,

Похожие на вас, ушли на фронт?

Ведущий:

Мы с вами все от мала до велика,

Должны умом и сердцем понимать:

О них, солдатах той войны великой,

Должны мы память свято сохранять .

Война унесла 27 миллионов человеческих жизней.

За годы Великой Отечественной войны погибло на фронтах 10 миллионов воинов.

Замучено в концлагерях свыше 11 миллионов.

Разрушено городов 1710.

В каждой семье не вернулся домой кто-то из родных.

Каждые 6 секунд уносили на фронте человеческую жизнь.

Школьный выпуск 1941 года практически весь погиб на фронтах Великой Отечественной войны.

Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд!

Звучит клип песни «Дети герои». (минута молчания)

Ведущий: Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей, о том, как и чем жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье -22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанском движении, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовали на заводах и фермах Германии.

А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.

Была земля и жёсткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…

Ведущий: Дети огненных лет – так зовут это поколение. Война не пощадила их детства. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого.

Дети войны… Они рано и быстро взрослели, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков делать снаряды для фронта, набивали мешки песком для бомбоубежищ, помогали ухаживать в госпиталях за ранеными воинами, набивали патронами пулемётные ленты, собирали боеприпасы для солдат. Этим дети тоже приближали нашу Победу.

Ведущий: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли. Сколько им было от роду? Десять – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете.

Война вошла в мальчишество моё.

Да, в десять лет мы были дети,

Но жёсткий, в горьких складках рот.

Я жил на Волге в сорок третьем,

Бежал не с фронта, а на фронт.

Я скорбь свою умело прятал.

Я видел скорбную страну

И только в мае сорок пятом

Наплакался за всю войну.

Ведущий: Мальчишки… Девчонки… Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, матерями. Сражались повсюду. И не на миг не дрогнули их юные сердца! В те дни рано взрослели дети, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было ба поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Пришёл грозный час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём большая любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Спят мальчишки в сиянии звёзд.

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из - под белых берёз.

Из - под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!

Ведущий: Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей.… А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным ребёнком и ждём, когда сердце у него остановится… Снегом присыплем. Вот ему и могилка до весны».

Ведущий: Фашизм – когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали до тех пор, пока ребёнок не умирал. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. Детей гнали из концлагеря в концлагерь. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах страх. Маленькие старички с истощёнными телами, обтянутые кожей.

Мальчик: Нас заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда мы выбивались из сил, нас раздевали догола и обливали холодной водой не морозе, били палками.

Ведущий: В Польше, в городе Лодзь, есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города фашисты устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от голода, болезней и побоев. В общей сложности в концлагерях было уничтожено свыше двух с половиной миллионов детей. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось от боли, глядя на страдания детей в страшных лагерях смерти… Что есть у матерей дороже их детей? Что есть дороже у любого народа? А кто посчитает сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был придти в этот мир.

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье?

А сколько в том огне жестоком,

Не избежав безжалостного рока,

Сердец сгорело молодых,

Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Ведущий: 9 мая всё человечество отметит День Великой Победы. Никогда и никто не забудет Великой Отечественной войны, не забудет, какой ценой досталась победа, как не забываем тех, кто отдал жизнь ради неё.

Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем вся и всем:

Подобного не должно повториться.

Ведущий: «Никто не забыт. Ничто не забыто» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Наш долг не забывать тех, кому мы обязаны сегодняшним мирным днём.

Что знаем мы о каждом дне

Войны, смерть породившей?

А может нам дано вдвойне

Жить – жить за всех погибших!

Жить и помнить!

Жить и чтить!

Во время классного часа идёт показ слайд – программы «Дети войны»

Сценарий классного часа ко Дню Победы для младших школьников

Тема: «Великая Отечественная война».
Цель: познакомить детей с жизнью русских людей в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: оформление доски (шарики, плакат), проектор, раздаточный материал.

Ход классного часа:

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Посмотрите, чтобы у вас ничего лишнего на столах не было. Кто готов дайте мне знать правильной посадкой за партами. (Приветствуют учителя, садятся).
-Хорошо! Итак ребята, кого вы видите на картинке (изображён Знайка из цветочного города)? (- это Знайка!).
- Молодцы! Ребята, Знайке стало интересно, как раньше жили люди, и ему в голову пришла такая идея, создать машину времени. И вот что у него получилось. (картинка на слайде).
Ему было очень интересно совершить путешествие в прошлое. Когда он нажал кнопку пуск, то машина перенесла его на 70 лет назад. Когда машина его перенесла было 21 июня 1941 года. Что он увидел? (картинки на слайде все веселятся).
Правильно! Было воскресенье, люди отдыхали, веселились и готовились к следующей рабочей неделе. Ему стало интересно как люди раньше работали, чем занимались и он решил остаться ещё на один день. (-Люди веселятся и отдыхают).

Но когда наступило утро, что он увидел? (видео)
Ребята, вы знаете, кто эти люди? (танки, оружие, взрывы, война и т.д.
Враги, немцы, фашисты).
- Правильно, ребята! В этот день, 21 июня 1941 года немецкие войска совершили нападение на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая изменила судьбы людей. Чтобы сохранить свою жизнь люди прятались в подвалах, в метро, а у кого-то были и специальные бомбоубежища. (картинки на слайдах).
- Знайка смог перенестись на два года вперёд после начала войны. Он заметил, что людей на улице было мало. Где же они? Когда он шёл по улице, то увидел завод. Он решил туда заглянуть. Он увидел такую картину. (картинка, где дети и жёнщины стоят у станков и делают снаряды). Посмотрите, что на ней изображено?(Дети, станки и т.д.)
- Знайка, прилетел из будущего и он вспомнил наш настоящий завод и представил его вам для сравнения. (на слайде две картинки заводов современный и в годы войны). Вам нужно найти отличия. (Там дети работали, а здесь взрослые и т.д.)
- Знайка очень долго ходил по городу он устал и очень хотел пить. Он решил зайти в один из домов. Постучал в дверь, но ему никто не открыл. Он сел на ступеньку, чтобы отдохнуть. Дверь тихонько скрипнула и оттуда вышла женщина. Знайка задумался, а почему она так долго её открывала? Ведь она совсем молодая, передвигаться может. Ребята, как вы думаете почему она не хотела открывать дверь? (Может, боялась, что это немцы?)

Хорошо! А вы знаете человека, который приходит со стуком в дверь? (Нет, не знаем!)

Я вам помогу. Посмотрите на картинку. Кто это? (Почтальон)

Что он приносит? (Письма, телеграммы…)

Молодцы! В годы Великой Отечественной войны приходили письма с фронта, но помимо писем домой приходили похоронки (извещение о смерти). Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это похоронка. Сейчас я вам её прочитаю, а вы попробуйте найти причину, по которой женщина не хотела открывать дверь. (Потому что там говорилось о смерти её близкого человека!)

Молодец! Мы с вами увидели, чего боялась эта женщина, но не она одна этого боялась. Ведь и многие другие ждали возвращения с фронта своих дорогих и любимых людей. О Великой Отечественной войне написано много стихов, спето песен и об этом люди и на войне не забывали. В годы войны жило много поэтов, композиторов, художников и других талантливых людей. И сейчас ваша одноклассница расскажет вам стихотворение одного замечательного автора, который жил в годы войны. («Жди меня и я вернусь»).
- Спасибо! Ребята, не смотря на всё, наши деды и прадеды сумели отстоять Родину. Они сражались до последнего. И вот 9 мая 1945 года над Россией пронеслась весть, что война окончена! Сколько радости и слёз увидел Знайка. (слайд с датой окончания войны и песня «День победы»)

Презентация на тему: Великая Отечественная война

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи :

Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Расширять знания о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи :

Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Расширять знания о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.

Ф.М. Достоевский (слайд 1)

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной. (слайд 2)

Учитель. Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. (слайд 3)

Ведущий 1. А. Твардовский сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль. (слайд 4)

Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение русского народа. (слайд 5)
М. Джалиль "Варварство".

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья,
Еще не старой женщины. Она,
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже, (слайд 6)
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно
. (слайд 7)
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
(слайд 8)

Ведущий 2. Блокада … Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам. Смотреть на голодающих детей (их в городе было около 400 тысяч), чувствовать свою беспомощность перед тем, что ничем им помочь не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери, совершали подвиг милосердия, отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. (слайд 9)

Чтец

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам-

Дом из мрака шагнул, покарежен пожаром.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки. Бледные губки.

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: (слайд 10)

Пожуй-ка!... –

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там - поверх одеяла – распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бледные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали как свечи….

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца. Настоящий мужчина.

И когда замигал догоревший огарок

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку,-

Приезжай!,- закричал ему мальчик вдогонку.

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол

Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Егор Лившиц

Чтец. Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева .

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Девочке Тане 11 лет…

(слайд 11)

Чтец:

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

(слайд 12)

Учитель. Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов, но они никогда не смогут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, наблюдая, как умирают его близкие.

Ведущий 1

Конечно, подумать – кому она легче,

Лихая година была?

Но всё же война на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла.

Сиротство, и холод пронзающей стужи,

И голод, и слёзы, и смерть!

Войной просквожённые детские души

Уже никогда не согреть.

Учитель. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Послушай о ребятах, о ваших сверстниках, которым пришлось вместе со взрослыми встать на защиту нашей Родины.

Ученик: Лёня Голиков. (Слайд 14) Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза

Ученик: Валя Котик. (Слайд 15) Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик: Зина Портнова . (Слайд 16) Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик: Марат Казей... (Слайд 17) Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. Мать Марата Казея прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Ученик: Володя Дубинин (Слайд 18) был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Ученик: Ковалёв Саша (Слайд 19) родился в семье инженера Филиппа Марковича Рабиновича и Елены Яковлевны Рабинович В 1937 году его родители были репрессированы. После ареста родителей воспитывался в семье тёти переводчицы Риты Ковалевой. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы мужа тёти - Николая Петровича Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.

В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в группу подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после - на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.

8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации. В результате, которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв, прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом, удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на судне находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера.

9 мая 1944 Саша Ковалев погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, неразорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Лара Михеенко (Слайд 20) родилась в Ленинградской области) В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Весной 1943 года Лара вместе с подругами, которых фашисты хотели угнать в Германию, ушли в партизанский отряд.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев. Девушки собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом - распространением агитационных листовок. Внезапно появились враги. Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась. 4 ноября 1943 года Лариса Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Ведущий 2. По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати ле т. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов

Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, юный солдат мог остаться в части, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие. (слайд 21)

Ведущий 1. Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги. (слайд 22)

Ученик . (слайд 23) В апреле 1943 г. Аркадий Каманин прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. В июле 1943 года был выпущен в первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика. Воевал на нескольких фронтах: Калининский фронт, 1-й Украинский фронт, 2-й Украинский фронт. За весь период своей службы А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем, часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта.

Ведущий 2. В действующей армии служили и «дочери полка», так например на 3-м Украинском фронте служила десятилетняя санитарка Вера Белякова, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, спасла от взрыва госпиталь в Бернау 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в 10-летнем в возрасте в Керчи. (слайд 24)

Ведущий 1. Многие юные солдаты были награждены орденами и медалями. Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги ». (слайд 25)

Учитель.

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских - седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня Ильи Резника «Дети войны».

На Минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось у дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы.

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну было непонятно:

Зачем свой дом оставили они?

Что значат слезы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Которые в тенечке у кювета, раскинув руки,

Вместе с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы..

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у кювета,

И этим мамам никогда не встать!

Но сын вопросы задавал упрямо

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От пули не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг.

В его глазах, доныне безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось.

Он прежним больше не был.

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Учитель. Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам. Имена не всех героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни . (слайд 26)

Чтец. (слайд 27)

Майор привез мальчишку на лафете,

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди любимую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Чтец. (слайд 31)

Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Учитель. Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом мы должны знать. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую жизнь!

Объявляется минута молчания.

Учитель.

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Видеофрагмент «Пусть всегда будет солнце»


Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Ход мероприятия

Ведущий: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы

Чтец:

Наш светлый май!
Наш май идет!
На праздник вышел весь народ,
Вся площадь Красная поет,
Поет о радостной весне
И о далеком славном дне
О Дне Победе на войне!

Ведущий: - Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Всеот мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.

Чтец:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Исполняется песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

“Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Чтец:

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.

Чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м. в мае.

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

Ведущий: Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов.

Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.

Началась великая отечественная война…

Чтец:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети . Дети войны …Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде

Чтец:

Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Чтец:

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1-й ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2-й ведущий: Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.

Исполняется песня “Темная ночь”.

Ведущий: В годы войны погибли свыше 26 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Чтец:

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Ведущий: Весной 1945 года Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Фашистской Германии, а 9 мая – объявлен днём Великой Победы великого советского народа над гитлеровской Германией. Наша армия разгромила фашистов и освободила народы всего мира от этого величайшего зла. И до сих пор в нашей стране 9 мая празднуется День Победы!

Цена победы сложена из многих факторов:

    Благодаря таланту военачальников и командиров была создана мощная боевая армия, которая была способна дать достойный отпор врагу.

    Отчаянная вера нашего народа в Победу.

    И самая страшная плата за Победу – 27 миллионов унесенных жизней советских людей, павших в сражениях, умерших от ран и голода, погибших в лагерях смерти и под бомбёжками.

Чтец:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

Чтец:

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Исполняется песня “День Победы”. Сл.В Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Ведущий:

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.

Победа! Победа!
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!

Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.

Просмотров