26

Заметки о спектакле «За двумя зайцами»

В 2015 году независимая организация «Театральная Россия» насчитала в Москве 224 театра. Нет, вы поняли? Это ведь означает что любой москвич может выбирать то, что ему близко: от самых консервативных, самых традиционных постановок, до самых авангардных. От «улетных» комедий до классических трагедий, от музыкальных спектаклей до «разговорных» инсценировок. Все, что душа пожелает!

Иное дело провинция. Здесь для зрителей большей частью всего один театр, редко два, и уж совсем редко — больше. Вот и в Туле по большому счету имеется всего один «взрослый» театр (есть еще «Камерный драматический» «Эрмитаж» и «Новый», но это скорее студии, хотя их поклонники со мной не согласятся).

Получается, что нашему театру, чтобы охватить запросы всех туляков, необходимо иметь в репертуаре гораздо больше спектаклей самого разного стиля и формата, нежели столичным. Кажется, Тульский драматический предлагает сегодня около 40 (!) постановок на все зрительские вкусы (при условии, конечно, что вкусы эти хорошие). Безусловно, это накладывает отпечаток на игру актеров в той или иной пьесе. Но хватит о грустном…

Лучше порадуемся, что в условиях такой каторжной работы театру нашему удается ставить добротные спектакли.

В последнее время все более добротные, но даже в трудные годы в репертуаре появлялись вещи, за которые не стыдно и сегодня. Пример — музыкальная комедия «За двумя зайцами» (режиссер-постановщик Дм. Краснов, художник А. Дубровин).

Ставя эту пьесу, коллектив театра должен был «пройти меж двух огней» — между Сциллой кинематографа и Харибдой эстрады.

Нравоучительная комедия ХIХ века, ставшая бессмертной благодаря одноименному фильму, потребовала от творческого коллектива поиска решений, отличных от кинематографических (подражание всегда выглядит жалко!) и чисто «эстрадных», разговорных, где каждый исполнитель отрабатывает свой яркий номер. И, мне кажется, такие решения были найдены. Прежде всего, это акцент на ансамбль и пластику актеров. Бесподобен в своих жестах и телодвижениях Сергей Сергеев — Голохвостый (обязательно надо посмотреть, как справляется с этой ролью Ян Воробьев, думаю, не хуже, но по-своему), тонко, умно и с большой иронией ведет роль Прони талантливая Мария Соловьева — можно только удивляться, как умеет эта актриса найти характерные жесты и интонации для своей героини и при этом с юмором как бы «прокомментировать» их. Не каждый это может!

Как всегда, убедительны Борис Заволокин (старик Серко) и Ирина Федотова (Явдокия Пилиповна) — их дуэт украшает спектакль.

Наталья Савченко замечательно точно создала образ торговки Лымарихи — цепкой, властной, всегда готовой за себя постоять…

Нет в этом спектакле неудачных ролей. Очаровательна Инна Медведева (Галя), Марина Анисимова гротескно и ярко воссоздала характер прислуги Химки, монахиня Мерония в исполнении Ирины Бавтриковой, кума Хеля (Инна Тарада)… гостьи и подруги Лымарихи, парубки, подруги Прони — исполнители этих ролей создали достойный аккомпанемент главным героям.

Неожиданный образ квартального предложил Алексей Емельянов: вместо привычного неряхи и грубияна — подтянутый, с отличной выправкой служитель порядка…

Добавим к этому яркие костюмы, необыкновенные платья и шляпки киевских «модниц» (художник Е. Погожева), веселую музыку (Л. Козлова), танцы (М. Макарова), помножим все это на динамичное развитие знакомого сюжета — и станет понятно, почему комедия держится на сцене с 2015 года и, кажется, театр не собирается с ней расставаться. Вводит новых исполнителей (М. Борисова, Д. Чепушканов, О. Красикова, Ю. Богородицкий), находит место в репертуарных планах.

И тульские зрители с благодарностью отзываются на предложение погрузиться в веселую и яркую атмосферу праздника комедии.

 

Анатолий Филиппов