Bb9eKnugwPg

Заметки после второго просмотра спектакля «Кони привередливые» в Тульском драмтеатре.

«В о п р о с: Почему героев В.М. Шукшина называют "чудиками"?

О т в е т: Героев Шукшина достаточно часто называют "чудиками". Это связано с тем, что персонажи его произведений — совершенно простые, искренние, непреклонные в своих убеждениях люди, которые питают особые чувства к окружающему их миру». (Из интернета)

Вы поняли? Если вы простой, искренний, непреклонный в своих убеждениях человек — вас относят (кто?) к категории «чудиков», т. е. людей, «чьи поступки вызывают недоумение, удивление». Так объясняют словари. И приводят пример: «Меня всегда интересовало: вот кто они, эти чудики, работающие чёрт-те где чёрт-те во имя чего за мизерные деньги? («На краю города», 2003 г.)

Так что, если вы получаете «мизерные деньги» (а кто сегодня в России зарабатывает большие?), вы — чудик. И ваше место среди героев Шукшина. Таких, как Степка из рассказа «Степка», Генка из рассказа «Генка Пройдисвет» или Спиря из «Сураза».

Почему речь именно о них? Просто потому что по этим трем рассказам поставлен спектакль «Кони привередливые», идущий в Тульском драмтеатре. Поставлен Родионом Овчинниковым по собственной инсценировке. Мы знаем его по спектаклям «Машенька» и «Расточитель». «Машенька» с 2016 года с успехом идет на тульской сцене, а вот «Расточитель» давно не появлялся в репертуаре. Честно говоря, мне этот спектакль не понравился еще в 2017 году, когда состоялась его премьера. Не понял я, зачем надо было вместо декораций выкатывать на сцену какие-то вращающиеся с ужасным грохотом столы, зачем так менять облик главного героя и т. д.

(Театр наш переживал тогда трудные времена, если кто помнит постановки Гарольда Стрелкова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» (2015), «Отчего люди не летают» (2015), «Как управлять мужчиной» («Лисистрата») (2015) «Тётки в законе» (2016) из которых сегодня в репертуаре остались только «Тетки…» да и то, потому что основывается представление не на режиссуре, а на актерской талантливой игре.)

Но вот новая премьера — «Кони привередливые» Р. Овчинникова, мне кажется, удалась! Я уже писал что-то вроде рецензии на этот спектакль. Кому интересно, могут посмотреть по ссылке https://vk.com/drugteatra?w=wall-172903894_507

а сегодня, после второго уже просмотра, хочу сказать вот о чем. В этом сезоне мы уже видели очень удачный спектакль «Грех» — на мой взгляд, лучшее, что имел театр до последней премьеры. Но «Кони…» — это нечто совсем другое!

«Грех» по Толстому ставил Г. Тростянецкий, режиссер из Санкт-Петербурга, и ставил он его именно как «спектакль одного режиссера»: разбив действие на множество мизансцен, тщательно продумал каждую, продумал так, что актерам просто очень мало остается художественного пространства для игры. Быть может, с инсценировкой повести Толстого «Дьявол» иначе поступить было нельзя: это фактически монолог главного героя, а все эпизоды — иллюстрация к его переживаниям. Потому при всей значимости идеи — воплощение ее на сцене все-таки суховато. Не в смысле «оживляжа» какими-то пластическими этюдами на потеху публике, а просто из-за схематичности характеров персонажей.

А москвичу Р. Овчинникову удалось создать синтез режиссерских решений и творчества актеров, занятых в спектакле. Не буду анализировать, как это ему удалось. Наверное, и музыка помогла, и выбор ритма, и еще что-то… Но в этом спектакле перед нами проходит череда ярких, запоминающихся образов русских людей, «чудиков», таких же, как мы с вами, потому мы и сочувствуем, сопереживаем им с первых до последних минут.

И Степке, которому оставалось всего три недели до выхода на свободу, а он сбежал только для того, чтобы повидаться с родителями, с родной деревней (А теперь пусть снова сажают, теперь я выдержу!), и Генке, который не может найти смысл, оправдание своей жизни, и Спире, который просто не вынес перемены своего «статуса» — не смирился с тем, что женщина, которую он вдруг полюбил, должна остаться с другим… Или просто не захотел принести ей несчастье своей любовью, а без нее ему и жизнь не нужна. Три новеллы, три тоски: по родным местам, по смыслу существования, по справедливой жизни.

И в том синтезе, как мне представляется, залог успеха спектакля на долгие годы.

Потому что мы знаем: это о нас, о каждом из нас, о наших отцах и дедах, о наших женах, наших матерях и бабках. О России.

 

Анатолий Филиппов