de43daa21ac6245f1cef9032ae617b69

О спектакле «Знойные мамочки»

В пьесе Дэвида У. Кристера «Знойные мамочки» распущенность и вредные привычки предлагаются как способ избежать в старости уныния и апатии. Пьеса Дэвида У. Кристера безнравственная, но весёлая. Справедливости ради надо отметить, что, может быть, предвидя критику, автор ввел в пьесу момент осуждения, по крайней мере, вредных привычек. Рядом с алкоголичкой Черил Кейси (матери главного героя) крутится какой-то мутный тип из общества «анонимных алкоголиков», а чехарду с ухажёрами Клодии Адамс (матери главной героини) можно объяснить нервным срывом, она похоронила уже несколько мужей и, по её словам, не хочет хоронить ещё, поэтому замуж не выйдет. К разгульной жизни двух престарелых дам, которые пустились, как говорится, во все тяжкие, привели душевные травмы, и поэтому это комедия на драматической основе: Черил Кейси, как выясняется, тяжело переживает, что в детстве её бросила мать.

Конечно, уравновешивают гедонистический посыл пьесы спешите взять от жизни всё, часы идут —семейные ценности, провозглашённые в конце спектакля, когда звонок от детей объединяет и родителей, и бабушек в едином порыве всепоглощающей любви, и возникшая дружба двух очень не похожих друг на друга «мамочек».

Подвыпившие «мамочки» шалят и веселятся на сцене, зритель смеётся, потому что русский народ со своей природной доброжелательностью всегда благодушно настроен к пьяным людям, но вернёмся в начало пьесы. Когда звучит воронье карканье на кладбище, где хоронят мужа Черил, по спине пробегает холодок. И затем на протяжении всей пьесы воронье карканье раздается всякий раз как бы в напоминание о неизбежном конце – смерти, однако, из-за того что настрой пьесы, в общем, позитивный, это карканье постепенно перестаёт внушать страх, более того в нём чувствуется какая-то насмешка. Такая пародия на мистического и потустороннего Ворона Эдгара По. Удивительное свойство человека смеяться над своим по определению трагическим существованием. На мой взгляд, карканье воронья ― это элемент комедии чёрного юмора.

Другая проблема, которая поднимается в пьесе, это сосуществование поколений: борьба в душах главных героев между эгоизмом и жалостью к одиноким старикам. Впрочем, постепенно жалость перерастает в привязанность и уважение к жизнелюбию «мамочек». На самом деле Дэвиду и Эбби тоже одиноко, и желание взять матерей к себе, возможно, не осознанная попытка заместить покинувших дом детей.

Что касается артистов, то задор в их игре как раз и помог преодолеть кладбищенскую грусть. В этом спектакле удивительно энергично и молодо выглядит Дмитрий Краснов в роли главного героя Дэна Кейси. Наталья Савченко в роли Черил Кейси создала точный образ живой и ироничной женщины, а Любовь Спирихина в роли Клодии Адамс просто чертовски обаятельна, Инна Медведева в роли Эбби Адамс, конечно, тоже на уровне в этом замечательном квартете.

Ярко играют ухажёров Клодии Виктор Ананьин и Игорь Небольсин, причём для последнего режиссёр придумал особый жест, с которым его герой-весельчак Стэн Уокер здоровается со всеми, и этот жест даёт ему лучшую характеристику: сразу понятно, что он за человек.

 

Михаил Остроухов