DSC09033

Заметки о спектакле «Грех»

Человек – это Вселенная, говорит один из героев пьесы «Грех» поставленной по мотивам повести Л. Н. Толстого «Дьявол» Геннадием Тростянецким. Очевидно, режиссёр решил показать зрителям две Вселенных: ту, что внутри человека, и ту, что снаружи. Внутри человека муки совести, как волны накатываются на утёс его души и, разбиваясь о скалу, превращаются в фонтаны сладострастных брызг. Снаружи (на сцене) есть всё: университет, деревня, гостиная в барском доме, завод, вокзал, курорт, и толпы, по другому не скажешь, людей: необыкновенно большая массовка создаёт ощущение толчеи, царящей в нашем мире. И даже в сцене уединённого отдыха главных героев на природе, где они, казалось бы, избавлены от присутствия посторонних, за ними подглядывает деревенская девушка.

Отличная находка декорации в виде белых передвижных стен, на которые, как на экраны проецируются картины вокзала, отблеск воды, тень листвы и т. д., ещё одна из составляющих Вселенной создаваемой режиссёром. Возникает ощущение телепортации, когда конфигурация стен на сцене быстро меняется, и появляется проекция другой картины на стены-экраны.

В спектакле показано всего так много, что кажется это сага о жизни целого рода, на деле же события укладываются только в 12 месяцев, за которые изменился главный герой ― Иртеньев. Из юноши с высокими нравственными устоями и твёрдыми принципами, мечтающего послужить отечеству, при столкновении с реальной жизнью он превращается в безжалостного дельца и аморального типа, изменяющего жене с крестьянкой Степанидой, хотя при этом его мучают угрызения совести. Л. Н. Толстой любит показывать, как человек разрывается между желанием плотских удовольствий и нравственным идеалом. Ценность спектакля в том, что угрызения совести героя производят очистительный эффект на зрителей. Однако, выход, который находит главный герой, убивая крестьянку, показывает его слабость и полное ничтожество. Он боится ответить за свой поступок, перекладывая ответственность за грехопадение на женщину. Хотя, казалось бы, нравственный идеал победил, языческие игрища, введенные режиссёром в спектакль ближе к концу, это демонстрация той страшной стихии, противостоять, которой Иртеньев не в силах. Очевидно, убийством Степаниды, проблему он для себя не решил.

Интересно, что призрак отца, с которым Иртеньев разговаривает в начале пьесы, дает ему совет найти женщину-друга, поскольку любовь (в его понимании: влечение плоти) проходит, но какого женщину-друга он нашёл сам? Француженку Шарлотту Арну-Плесси. То есть в символическом смысле Европу. Тогда как Степанида, с которой Иртеньев сходится, по его словам, для здоровья, в символическом смысле Россия. И убивая Степаниду Иртеньев становится на путь отца, которого осуждал за бегство в Париж, упрекая в слабости. Таким образом, эта пьеса о выборе правящего класса России и в наше время.

Надо сказать, что три часа спектакля, пролетают незаметно, благодаря слаженной работе актёров, которые играют на большом душевном подъеме. Дмитрий Чепушканов в роли Иртеньева мастерски передаёт все душевные терзания своего героя, Ольга Баурина (Степанида) убедительна в притягательности своего тела, в рассказе своего героя Василия Николаевича о деде и отце Иртеньева Андрей Сидоренко хорошо передал боль за судьбу деревни и всей России.

Михаил Остроухов