ba 32

после спектакля «Белая акация»

Зачем люди ходят в театр? Зачем мы (я, вы, они) выключаем телевизор (200 каналов, на которых есть все, что душе угодно!), отрываемся от смартфона и компьютера (1000 информационно-развлекательных страниц!), ставим на полку любимую книгу (если есть в доме полки и книги, которые на них стоят!) и отправляемся в единственный в городе драмтеатр, минуя по пути несколько первоклассных кинотеатров? Что театр может предложить нам, ради чего мы жертвуем любым другим досугом? Развлечения? Этого добра и без спектаклей хватает… Адреналин? В спорте его намного больше («зачем нужен спорт, если нельзя сделать ставку!») Эмоции? Что?

А ведь есть в театре нечто, заставляющее нас ходить на одни и те же спектакли, радоваться и огорчаться творческим удачам и провалам артистов, ждать новых постановок и возрождения старых? Что же это? Где ключ к пониманию этого странного явления, именуемого театром?

Прежде всего — наше, зрителей, присутствие при акте творчества. Ведь спектакль каждый раз заново рождается на наших глазах! Завтра это будет уже другой спектакль с тем же названием, а этот мы унесем с собой или забудем… «В одну и ту же воду нельзя войти дважды». Так и здесь.

Ухожу из театра после музыкальной комедии «Белая акация». Что уношу? Прежде всего, яркую, точную игру большинства актеров из ансамбля. Именно ансамбль был сегодня на сцене, со своими лидерами (Ян Воробьев — Яков Федорович Наконечников, Инна Тарада — веселая девушка Лариса, Мария Соловьева — Катя, Виктор Ананьин — гарпунер-наставник Чумаков, Наталья Савченко — Ольга Ивановна, Алексей Емельянов — театральный парикмахер…) и «аккомпаниаторами», чья игра показалась мне не столь выразительной. Что делать! Кто-нибудь другой рассудит иначе, тем более, что пьеса открывает широкий простор для актерского творчества, тут, мне кажется, всякий волен находить собственные выразительные средства и приемы, что раскрыть характер персонажа. Тем более что характеры эти заданы раз и навсегда авторами пьесы и по законам жанра просто не могут развиваться…

Уношу с собой и воспоминание об ушедшей эпохе, где все было, как теперь кажется, просто и ясно, где пели веселые песни, беззаботно гуляли, беззаветно трудились, любили и даже ловкачество (Яшка Буксир) было каким-то веселым и почти безвредным… Не так все это было, конечно, но ведь и так тоже! И авторы вместе с композитором создавали свою комедию по тем же законам, что и знаменитые их предшественники ХIХ века! Только вместо графов, баронов, князей и горничных на сцену выведены моряки, капитаны, их родственники и друзья. А в остальном — все по законам жанра.

И возникает вопрос: справился театр с этими законами? Думаю, да! На сцене воссоздана веселая легкая атмосфера, действие развивается бурно, интрига, какая ни есть, присутствует и добро в итоге побеждает. Но и только!

Именно в силу «законов жанра» в ходе этого спектакля просто не могло возникнуть то самое напряжение, та связь между актерами и зрителями, в результате которой и проскакивает искра между сценой и залом. И зрители становятся участниками театрального действия, даже если они этого не хотели. Кажется, это называется катарсисом (иначе — очищение души)?

Вот ради этого «очищения души» и выключаем мы двести развлекательных каналов, тысячу страниц интернета, закрываем книгу, минуем кинотеатры… Потому что катарсис —он только здесь, в театре! И пережив его однажды, мы уже никуда не уйдем от театра, вновь и вновь будем приходить сюда в надежде еще раз пережить это чудо. Мы будем боготворить актеров и режиссера, узнаем имена художника, музыкального редактора, других служителей искусства — только дайте нам вновь пережить это удивительное состояние, после которого мы долго еще будем, что называется, «жить спектаклем».

Так дайте же нам серьезную драму! Завоюйте сердца зрителей…

Анатолий Филиппов