IMG 5900

Заметки зрителя о спектакле «Доходное место»

Современно и очень актуально смотрится на сцене тульского драмтеатра постановка пьесы Александра Островского «Доходное место», словно написана она не в середине 19 века, а в наше время, что, кстати, прослеживается в декорациях и костюмах.

Даже кажущийся поначалу ляпом эпизод с чайными пакетиками выглядит задумкой режиссёра. Он словно говорит с усмешкой: смотрите, что происходит с человеком, когда он стремится добиться определенного статуса – доходного места, поднимающего его, полную никчемность, над обществом. Так высокостатусный чиновник, служащий под начальством Вышинского, Аким Акимович Юсов (заслуженный артист России Андрей Сидоренко) неоднократно рассказывает молодому и начинающему чиновнику Онисиму Панфилычу Белогубову (Сергей Сергеев), на какие унижения он шел ради того, чтобы стать тем, кем стал сейчас. И Белогубов рад такому учителю, он, как губка, впитывает все, порою гадкое и низкое, что говорит ему Юсов.     

Постановка злободневно показывает, как бы ища опору среди неиспорченных верой в золотого тельца наших современников, стремление части молодого поколения того времени к идеальному, которое олицетворяет Жадов, очень точно сыгранный Андреем Харенко. Василий Николаевич Жадов, являясь племянником Вышинского и живя на всем готовом, мечтает вырваться из всего этого и начать жить своим трудом и умом. Им руководит вера в такое идеальное, где не будет взяточников, разного рода мошенников, плутов, воров и казнокрадов. Он влюблен в простую, необразованную девушку из небогатой семьи – Полину (Полина Шатохина). Та, отвечая взаимностью, готова идти с ним на край света и жить в шалаше. Жадов и Полина счастливы. Противоположностью Полине оказывается ее сестра Юлинька, сыгранная Мариной Анисимовой. Она не любит сватающегося к ней Белогубова, но готова выйти за него, только бы не слышать попреков матери.

Все меняется в следующей сцене, где спустя год в трактире Жадов встречается со своим другом Мыкиным (Сергей Пыжов), и жалуется на непонимание его женой, страдающей от бедности и завидующей Юле, которая купается в подарках Белогубова, заимевшего то самое доходное место. Юля дарит Полине шляпку из-за которой возникает ссора ее с Жадовым. Полина настаивает, чтобы ее супруг просил у своего дяди доходное место. Жадов всячески сопротивляется, но, представляя потерю Полины, соглашается. Придя с Полиной к дяде, он скрепя сердце просит помощи, чем побуждает того к злорадному восторгу и даже издевательству в виде порванной о его голову картины. Осознав свою временную слабость, он гневно говорит о том что есть в мире честные люди, и он со своего пути не уйдет. Полина, также понимая свою ошибку, подходит с прощеньем к мужу.

Удар по старой системе чиновничьего бесчестия происходит в конечных сценах пьесы, когда из-за открывшихся недостатков над Вышневским завис дамоклов меч судопроизводства.   

Островский как бы уловил этот наступающий перелом русской жизни, где из давшего трещину монолита старого чиновничьего мира, пробивается пока не окрепший росток нового. В пьесе показано, что миром пока правят такие как Вышневский, Юсов и Белогубов. Но власть их недолга, что показано в конце пьесы, в сцене где Юсов в ужасе сообщает о случившемся с барином сердечном ударе.

Роман Калупин