УМНАЯ Д

О премьере «Умная дурочка»

Итак, чего мы ждем от постановки классической пьесы XVII века?

Пьесы, где обязательно должны присутствовать страсти, интриги, борьба «добрых» и «злых» героев и (обязательно!) счастливый и нравоучительный конец?

А ждем мы динамичного развития сюжета, остроумных находок, яркой игры актеров, позволяющей нам сполна оценить как талант автора, так и творчество постановщика, да и всего коллектива, причастного к этому действу.

Тем боле, если это — пьеса «короля театра» Лопе де Веги «Глупая для других, умная для себя». Перед нами комедия дворцовой интриги, в центре сюжета которой история девушки из знатной семьи, выросшей не во дворце, а в скромной деревне. Она считает себя дочерью пастуха, но однажды узнает о своем высоком происхождении и праве претендовать на герцогский титул и владения…

И закручивается лихая интрига!

Но что проку пересказывать пьесу? Ее надо видеть. И вот перед нами на сцене Тульского академического театра драмы разворачивается действие…

Вначале непонятно, почему такая эклектика в костюмах. Потом догадываешься, что перенос действия из конкретного времени в условно-усредненную Испанию позволил включить в него испанские танцы, сопровождать слова стуком кастаньет, что очень оживило ход спектакля и было положительно встречено зрителями, а свобода костюмов и весьма условная декорация дали возможность играть эксцентрично, порой на грани, что называется, фола, однако надо заметить, что грань эту актеры не перешли ни разу.

В целом премьера, мне кажется, удалась. Несмотря на некоторую, привычную уже, невнятную декламацию отдельных исполнителей, несмотря на грубоватую трактовку роли Дианы (центральный персонаж!) Ольгой Бауриной (тут такой простор открывался!), на «вялого» Алехандро (Ярослав Беседин). Зато убедителен Вячеслав Федотов в роли Фабьо, хороша Инна Медведева (Теодора, соперница Дианы) остроумны и точны знатные урбинцы Дьего (Ваагн Григорян) и Камило (Тимур Курбангалеев) — их дуэт был настоящим украшением этого озорного остроумного спектакля…

Может быть, зрителям, не читавшим пьесу, не очень понятно было развитие действия?

Не следовало бы перед началом просчитать со сцены хотя бы эти строки из монолога Дианы:

                        …Меня не могут обмануть

                        Тем, что отец мой — пахарь темный:

                        Душа, палящая мне грудь

                        Какой-то жаждою огромной,

                        Не верит этому ничуть.

                        Так высоки мои мечты,

                        Что, если б им возможно было

                        Пронзать воздушные пласты,

                        Сквозь небо я бы воспарила,

                        Взнесясь до звездной высоты.

                        Нет, я не верю! Неужели

                        Я — бедное дитя ущелий,

                        И мой отец — простой пастух,

                        Раз небеса столь мощный дух

                        В моей груди запечатлели?

                        Он так величествен и смел,

                        И я такие дали вижу,

                        Что мне несносен мой удел.

                        Всех, кто вокруг, я ненавижу

                        И жажду знаменитых дел...—

Это бы сразу объяснило характер героини и ее последующие поступки.

Но в целом здорово! Зрители не раз начинали аплодировать в ходе спектакля, а в конце стоя приветствовали творческий коллектив овацией. Не могу не пожелать этой постановке долгой жизни на сцене театра и аншлагов, как  на первых двух спектаклях!

Анатолий Филиппов