IMG 5793

О спектакле «Доходное место» в ТАТД

Вначале одно общее рассуждение: в советское время пьесы А. Н. Островского были актуальны только с точки зрения человеческих взаимоотношений, их социальные проблемы, казалось, относились к архаичному устою жизни, однако с возвращением к капитализму А. Н. Островский со своими героями: купцами и чиновниками стал вполне современным писателем.

О чём же пьеса «Доходное место»? Она о том, за кого девушке надо выходить замуж: за молодого карьериста, нацеленного на взятки, или бедного идеалиста, который «хочет дожить до того времени, когда взяточничество будет осуждаться общественно», как говорит герой пьесы Жадов. И отсюда, какой путь выбирать молодому человеку? Интересно, что актер Андрей Харенко, играющий Жадова, на протяжении всего спектакля горбится (задумка режиссёра?) и от этого его фигура похожа на вопросительный знак, который ставит А. Н Островский. Он не дает ответа, но ответ дала сама история в 1917 году, когда в результате революции сгладилось социальное неравенство, заработали социальные лифты, но какой ценой!

Да, в пьесе дядя Жадова Вышневский, в конечном счете, осуждён за взяточничество, но он честно признаётся, виной тому, позавидовавшие другие чиновники, подставившие его, а не «общественное осуждение», как говорит Жадов (в лице следственного комитета, добавляю я).

В начале пьесы казалось, что Жадов и Белогубов (молодой карьерист) это типы, описанные Грибоедовым: Чадский и Молчалин, потом вспомнилась «Обыкновенная история» Гончарова, в которой дядюшка учит племянника житейской мудрости, но, в конце концов, вышел Чернышевский, с его новыми людьми, которые и сделали революцию. Опасность пьесы прекрасно понимали цензоры, недаром «Доходное место» не разрешали к постановке 7 лет. И в этом есть определенный знак, что пьеса появляется в репертуаре театра в наши дни. Конечно, чиновники выглядят несколько карикатурно, но, может быть, и к лучшему: фельетон — незаслуженно забытый жанр.

Что касается непосредственно спектакля, актёры Вячеслав Федотов (в роли Вышневского) и актёр Андрей Харенко играли с полной самоотдачей. Пот на лбу Андрея Харенко в прохладном театре — лучшее свидетельство накала страсти, который он создал. Андрей Сидоренко очень убедителен в образе важного чиновника Акима Акимовича Юсова, который может поспособствовать в получении доходного места. А вот если вы ждете увидеть в этом спектакле пышные платья и изящные шляпки 19 века, то разочаруетесь, зато живые человеческие эмоции не оставят вас равнодушными.

Так же на сцене нет предметов быта и интерьера, стилизованных под старину, какие обычно бывают в классических постановках «Доходного места», режиссёр Евгений Маленчев обходится только стульями и столами, что, конечно, неожиданно. Островский в стиле «театра для бедных»! Но ясно, что режиссёр, пытается говорить со зрителем языком символов, а стул и стол и есть символы того самого доходного места. Чиновники в строгих современных костюмах кажутся гостями из будущего, и это тоже символы, режиссёр хотел показать, что они вне времени и пространства. Если учесть, что театр во многом символическое искусство, такое переосмысление классики иногда допустимо.

Хотя вспомнился этот спектакль в МХАТе… Но, видимо, время тогда было другое.

Михаил Остроухов