О спектакле «Веер леди У.» в Тульском драмтеатре

Герцогиня Бервик — засл. арт. России Елена Попенко, Агата — Марина Анисимова, Лорд Дарлингтон — Юрий Богородицкий

Герцогиня Бервик — засл. арт. России Елена Попенко, Агата — Марина Анисимова, Лорд Дарлингтон — Юрий Богородицкий

 

Это спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров, как выражение признания мастерства бенефицианта.

Такие спектакли всегда проходят на высокой эмоциональной волне, актеры, как правило, своей игрой подчеркивают уважение, которое они испытывают к «виновнику торжества» и выражают восхищение его талантом. В таком спектакле возможны импровизации, небольшие вольности в обращении с текстом, даже тактичные отступления от сюжета… не уверен, было ли это сегодня, я ведь не записной театрал, не могу сравнивать.

Спектакль был бенефисом заслуженной артистки России Елены Павловны Попенко в роли герцогини Бервик. Надо сказать, что тульские зрители тепло встретили актрису, которая служит в тульском театре много лет. На тульской сцене она сыграла более двадцати ролей в таких постановках, как «Женское постоянство», «Гарольд и Мод», «Всё о Еве», «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала…», «Афинские вечера», «Странная миссис Сэвидж» и др.

С первого ее появления на сцене публика с неослабевающим интересом следила за её игрой во всех эпизодах, где Елена Павловна участвовала. Приятно было видеть, как коллеги приготовили ей поздравление в виде музыкального видеомонтажа под названием «Королева сцены». Теплое поздравление от лица губернатора зачитала министр культуры Тульской области Татьяна Вячеславовна Рыбкина.

Да и спектакль для бенефиса был выбран удачный. В «Веере леди У.» есть всё: есть интрига — кто эта женщина с сомнительной репутацией, есть отличная находка с веером, есть великолепные наряды актрис, истинное украшение спектакля, такое впечатление, что присутствуешь на модном показе, блестящее жонглирование парадоксами лордами-героями (отличительный знак Оскара Уайльда), и этот прием придает глубину, в общем-то, легковесной пьесе, дает знать, что на фоне пустоты светских устремлений существует напряженная интеллектуальная жизнь. Словом, актрисе было где показать свой талант и обаяние.

Спектакль этот лёгкий, весёлый, с лихо закрученным сюжетом. Казалось бы, проблематика пьесы — безупречность чести в светском обществе — очень далека от современного человека, и тем не менее, блестящая игра актеров заставляет сочувствовать этим лордам и герцогиням.

И по-настоящему волнуют душевные переживания матери, оставившей своего ребенка мужу и убежавшей с любовником (по сути, образ Анны Карениной), и вернувшейся через двадцать лет, видимо, чтобы увидеть свою дочь взрослой. Правда, не совсем ясно, почему она не хочет открыться дочери, но это был бы уж совсем хеппи энд, Оскар Уайльд — автор пьесы, видимо, опасался переусердствовать в слезливой сентиментальности.

В целом атмосфера представления позволяет отвлечься от повседневности, окунуться в атмосферу блестящего английского общества, и может быть, даже спросить себя: а почему они такие, все эти аристократы, с их манерами, иронией, интересами, внешним блеском? И задуматься…

Но это я, кажется, размечтался?

Михаил Остроухов