Заметки о спектакле

IMG 0960

Интересно наблюдать за лицами зрителей, выходящих в фойе после спектакля. Они бывают равнодушными, и это означает, что представление не понравилось… Задумчивыми, если пьеса, что называется, «зацепила», радостными после хорошей комедии, грустными… А вчера я видел на лицах туляков отрешенность и изумление. И на вопрос: «Вам понравилось?» чаще всего слышал ответ: «Очень!»

А ведь перед нами была классическая комедия с триединством времени, места и действия, с постоянным присутствием на сцене всех действующих лиц (кроме Дон Жуана, который и задуман как противовес и одновременно главный герой, связующий в единое целое шестерых таких разных женщин, и его невесту).

Сюжет воистину и трагичен, и весел, не зря же спектакль назван «веселой драмой». Декорации практически не меняются весь спектакль: помост, изображающий стол в проекции «сверху», стулья-свечи, портрет главного героя, намекающий на гильотину (Франция, XVIII век!)… и всё! Но скудность декораций вполне искупается роскошью нарядов присутствующих на сцене дам, великолепием их головных уборов (язык не поворачивается назвать это чудо шляпками!), причесок, макияжа… Но зачем же они собрались под этим зловещим портретом, эти шесть женщин, красавиц и дурнушек, принадлежащих к разным слоям общества?

Не буду пересказывать сюжет — дело это неблагодарное. Лучше попробую доказать, что перед нами не просто «веселая драма», а скорее философская трагедия, рядящаяся в одежды комедии.

А трагедия в том, что красавец и сердцеед Дон Жуан, чей список побед насчитывает около двух тысяч особ женского пола, оказывается, не способен, не умеет любить! Больше того — он ненавидит женщин… потому что знает все их слабости. А без любви, без этого великого чувства, жениться, изменить образ жизни, — значит, обречь себя на душевную муку до самой смерти… А выбор у него прост: жениться — или умереть.

При чем тут павлин, спросите вы. А при том, что герцогиня де Вобрикут (засл. артистка России Любовь Спирихина) еще в начале пьесы, перед появлением Дон Жуана, рассказывает о своем павлине, а в конце — объявляет, что он погиб, потому что вообразил, что умеет летать и прыгнул из окна. А павлины летать не умеют… Намек понятен?

Спектакль поставлен отлично: в нем есть все: и интрига, и ирония, и прекрасная игра Натальи Савченко, Марины Анисимовой, Марии Поповой, Ольги Красиковой, Инны Тарады и, конечно, Сергея Пыжова, чей герой действительно страдает и мучается от собственной неполноценности.

Великолепное музыкальное сопровождение, отличный свет замечательные костюмы на меня, дилетанта, произвели большое впечатление.

Но главное — идея. Есть идея — есть и конфликт, конфликт раскрывает характеры, а характеры героев заставляют зрителя сопереживать, думать, сочувствовать… и покидать театр с отрешенными изумленными лицами…

Спасибо!